Факты и цифры

Уборка льна и конопли. Традиции прошлого

17.08.2020 - 1654 просмотра

По всей стране идет уборка льна и конопли. Оценивая успех посевной кампании, качество урожая, современные аграрии используют научно-обоснованные технологические и экономические параметры. Льноводы же и коноплеводы прошлого придерживались религиозных и обрядовых традиций. И, как показывают данные последних 40 лет, волокно у наших предков, что льна, что конопли, получалось тоньше, нежней, крепче. Хотя, конечно, и урожайность и общий сбор этих лубяных культур существенно уступал нынешним результатам.

 

А что, если соединить прошлое и настоящее, например, приурочить или отказаться от отдельных операций в те же дни, что и наши предки. Для тех, кто решит проверить и испытать, напомним некоторые народные правила… 

 

 

ЛЁН

Начинали теребить лён в тот же день недели, когда его сеяли. Причем в Белоруссии это делали во время полнолуния (на Витебщине) или на пятый день "молодого месяца" (в Полесье). Лён на большей территории России нужно было успеть убрать ко дню св. Луппа (5 сентября). Обоснование этому есть  - обычно с этого времени начинались утренники, которые вредили льну. Даже пословица была: "Луппы льны лупят". Полную уборку льна и загрузку его в шохи завершали к Рождеству Богородицы (21 сентября 2020).

 

В деревнях Южной Чехии обязательно оставляли одну горсть растений льна на поле. Их обходили вокруг, затем выдергивали, сплетали в жгут, делая веночек, клали на вытеребленный лён и прикрывали камнем. Либо одна из девушек (Гумггольц, Чехия), собирала на поле девять самых длинных растений, сплетала из них и полевых цветов косичку, скручивала венок "деве Марии" и оставляла его на поле. В некоторых моравских селениях из вытеребленного льна делали куклу, надевали на нее мужское платье и шли в поместье, где пели, танцевали и получали за работу угощение. Кстати, торжественный, с песнями перенос льняного снопа в деревню по окончанию уборки был и русских деревнях, например, в районе Ветлуги.

 

Мыть в воде и расстилать по лугам (в Европейской части России) можно было с Семенова дня (1 сентября) в течение «бабьего лета». В Вологодской губернии, как сообщает Кадниковский, был обычай, расстилая лен, каждая хозяйка приговаривала: "Улежико, мой ленок, Белой да мягкой... Не бойся ни ветру, ни вихорю, Ни частаго дождичка, Ни краснаго солнышка". А еще, рядом со льном клали полотенце, зеркало и говорили: "Смотрись и белись, и в зеркало глядись". В Чехии, Моравии и Словакии тот, кто раскладывал лён, катался и валялся по льняному стлищу. (В Украинском и Белорусском Полесье, на Витебщине и на юге Чехии, как и в день сева, перед расстилом и мочкой льна, варили у поля куриное яйцо, ели яичницу, чтобы волокно получилось светлым, желто-белым.

 

КОНОПЛЯ

 

Во время уборки конопли пели "замашные" (от слова замашка, или "конопля") песни. В Сибири коноплю нужно было успеть убрать до дня Саввы и Анны (10 сентября 2020 г.) ,а в европейской части страны - к Воздвижению (27 сентября 2020). У православных сербов запрещалось убирать коноплю за три дня до Петрова дня (29.07.2020) и до Ильина дня (02.08.2020), у остальных славян - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября 2020 г.). В России крестьяне верили, что конопляное масло охраняет поле и пастбище от нечистой силы. Поэтому в августе хозяева с зарей выходили на поля и на четыре стороны света окропляли землю конопляным маслом, прося ее унять "нечистую гадину". А на Украине убранную коноплю посыпали песком с могилы – верили, что семена не будут клевать птицы.

 

Мять коноплю и лен на Украине, Белоруссии, Литве и Польше начинали в октябре. Даже старые названия месяцев напоминают об этом: кастрычник, pazdzieze, spalis- синонимы слова костра.

 

Россияне мочку конопли часто откладывали до весны. Нельзя было мочить пеньку до дня Св. Николая (22 мая 2021) и до Вознесения (28 мая 2020), на Преображение Господне (19 августа 2020), чтобы вода из мочила не убежала, и в Ильин день, иначе пенька сгниет (Ягодинский округ). Коноплеводы Моравии старались не мочить коноплю при растущем месяце, в первую неделю после новолуния и на ущербе луны. Но если запрет требовалось нарушить, сербы, например, в горсть конопли клали гвоздь. Крестьяне Брестщины, чтобы конопля была белая и мягкая, начинали мочить с Семенова дня (14 сентября 2020), выбирая пятый день прибывающей луны либо третью неделю новой луны. На Украине коноплю вместе с другими травами и плодами освящали в день св. муч. Маккавеев (медовый Спас -14.08. 2020) и в праздник Успения Богородицы (28.08.2020).

 

Мочили коноплю рано утром либо вечером после захода солнца. Но до Пречистой (21 сентября 2020) и Воздвижения (27 сентября 2020) был запрет на мочку конопли: "бо буде утопленик из того роду; а як хто хоче мочыть, хай упустыть зализняку пид помист". На Полтавщине работу даже сопровождали приговором: "У воду, як вовк, а з воды, як шовк", а если конопля уже намочена, ее следовало вытащить, чтобы не пришлось вытаскивать утопленника.


Сербские женщины в селении Хомолье опоясывали мочило красной шерстяной ниткой, чтобы волокно было длинным, как нитка, или выдергивали из головы самый длинный волос и опускали его в мочило, чтобы волокно было таким же тонким, как волосы. Последнюю горсть конопли они перебрасывали через себя, говоря: «В будущем году еще выше». А в районах Левач, Темнич, Шумадия, Косово поле запрещалось печь хлеб и варить еду на том огне, на котором кипятили воду для ошпаривания конопляной пряжи, так как боялись, что это может вызвать лихорадку.


Соблюдались многочисленные запреты на работу с коноплей. В Сербии в период между Большой (Успение, 28 августа) и Малой (Рождение, 21. 09.2020) Богородицей (осенины) коноплю не терли, не стелили, не сушили, опасаясь инея на поле. По той же причине не мяли (не трепали) коноплю, когда куковала кукушка. В субботу не сновали конопляную пряжу, так как род людской "основан" в этот день недели. Также была запрещена всякая работа с коноплей в пост, приходившийся на пятницу — лучше делать это в понедельник. У белорусов также было поверье, что полотно из такой конопли не будет носиться.

 

 В Пепельную среду (первый день Великого поста в каталической традиции) по представлениям словацкого населения Горегронье нельзя было прясть: конопля и лен не вырастут, а нитки принесут несчастье тому, кто носит одежду из них. Крестьяне Черниговщины не ткали и не отбеливали коноплю во время цветения ржи, чтобы град не побил хлеб на корню.

 

По материалам 1 и 2


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Конопля Уне покоряет Москву
07.05.2024

Театрализованная презентация косметического бренда

Майские заморозки могут нанести ощутимый ущерб АПК ряда регионов
07.05.2024

Национальный союз агростраховщиков ввёл процедуру мониторинга

Лён в сказке Василиса Прекрасная
04.05.2024

Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: