Факты и цифры

Лен и конопля в национальной башкирской одежде

25.01.2017 - 4760 просмотров

Лен и конопля в национальной башкирской одежде

 

Домотканая одежда составляет основу национального костюма башкир. Ткачество - женское занятие, к которому девочки приучались ещё до десятилетнего возраста: каждая должна была приготовить себе приданое к замужеству (к 15-ти годам). Оно включало не только одежду для себя, полотенца и другой текстиль для дома, но рубахи для жениха, свекрови и свекра, а также фартуки для невесты и жениха.

 

Мужской фартук был пёстрый, выборного ткачества, с узкой грудью, с прямоугольным полотнищем, обшитым крючком чёрной орнаментальной каймой в технике тамбурного шва. Женский фартук был тоже выборного ткачества, тунико-образный, с нарядно расшитыми полотнищами, понизу шла широкая оборка.

 

В качестве главного материала, как и у народов Южной Сибири, Средней Азии и Восточной Европы, использовалась конопля – киндер. В ХVIII веке зафиксированы нередкие в ту пору случаи употребления и крапивы. Домашнее производство конопляных нитей существовало у башкир еще в прошлом веке. Пожилое поколение Республики Башкортостан еще помнит название - «киндер штан» - штаны из конопли. Холст ткали узкий и довольно толстый. Из него шили верхнюю одежду и мужские штаны.

 

Несколько позднее башкиры начали возделывать лен, который по сравнению с коноплей давал более тонкое и мягкое полотно. Домашний ткацкий станок у башкир был традиционной рамной конструкции и очень похож на станки, которыми пользовались русские. При этом мастерицы использовали закладную (уток не один, а несколько, и все с разноцветными нитями), выборную, браную и многоремизную технику ткачества. Бранное ткачество, которое даёт вертикальный, вытянутый в длину узор, без прошв, применяли при изготовлении обрядовых полотенец и занавесей (чаршау).

 

Узорное ткачество получило развитие в северных районах Башкирии. Нарядное полотно шло на пошив женских платьев, мужских рубах, штанов, головных покрывал. На северо-востоке преобладала тамбурная вышивка и цветная перевить, в Зауралье – счётная гладь.

 

Башкирские женщины изготавливали нескольких сортов льняных тканей, в том числе гладкий и белый холст, клетчатый и полосатый, а также пестрядь. Такие ткани башкиры использовали для одежды, домашних занавесей. Самое тонкое полотно шло на праздничные женские и мужские рубахи и обрядовые полотенца. Самое грубое и толстое полотно шло на будничные мужские штаны (ыштан).

 

Когда-то  отбеленный лен окрашивали натуральными красителями (корой ольхи, травами, например, листьями подорожника). Сначала делали полоску по периметру квадрата. Потом листья заворачивали в платок послойно и прикусывали зубами в разных направлениях, формируя узор. Получались расходящиеся дугообразные линии яркого зелёного цвета, образующие кайму.

Башкиры  украшают национальный костюм обычно основным мотивом орнамента со ступенчатым переходом цвета. Все народы, живущие рядом с башкирами, предпочитали красно-белые узоры, башкиры же -  красные, жёлтые или коричневые. При этом одежда имела  не яркий,  от светло-жёлтой  до тёмно-коричневой гаммы тёплый цвет. В начале ХХ века стали использовать яркие фабричные красители – красные, зеленые, синие…

 

      

 

Национальный костюм башкир  -  многослойный: для защиты от ветра и стужи.  Нижняя одежда женщин состояла из длиннополой рубахи закрытой формы, с длинными рукавами, глухим воротом, широким и длинным (до щиколоток) подолом, с несколькими оборками на нем. ,   Выше талии обычно пришивалась оборка, закрывающая стык льняного полотнища.По шесть и даже восемь метров ткани уходило на каждую такую рубаху.  Помимо рубахи, также важна была в женском костюме юбка (широкая и длинная) и  широкие штаны, которые заправлялись в чулки.

 

  

 

Женские платья повсеместно шили из домашних тканей.   В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали разноцветными растительными красками или нашивали две – три узкие цветные ленты. У северо-восточных (приуральских), челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол окаймляла вышивка, использовалась и аппликация.  Украшение подола было принято у всех башкир. Орнаментировались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы.

 

Далее шёл передник и короткая безрукавка. Затем надевали елян - длиннополое пальто на подкладе из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Женщины шили себе приталенный и довольно сильно расклешённый елян из шёлка, сатина, цветного бархата. Нашивки на рукавах, полах и подоле делали красными,  синими,  зелёными, чередовали их с позументами. Украшали не только вышивками и аппликациями, но монетками, кораллами и, обязательно нашивали на плечи  яурынса (треугольники).

 

Еще один вид верхней национальной женской башкирской одежды – казанкин - приталенный костюм с рукавами, глухой застёжкой и на пуговицах. По бокам обязательно прорезались карманы. Под казакин женщины надевали платья, широкие штаны, короткие безрукавые камзолы, а на праздник - обязательно бархатные или шёлковые халаты. Башкирки  южных и юго-восточных окраин изначально носили кульмяк из грубого белого холста; грудь его по бокам вышивали шелком наподобие хараусов...

 

 

Мужская одежда  включала  рубаху без воротников, с цветным шнурочком на шейном вырезе (на праздничной  рубахе вышивали традиционный узор – оберег),  неширокие штаны, камзол (елян), не стесняющий движений, или кафтан. Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный - из бархата, белого атласа, шёлка.

 

Елян подпоясывали кэмэр - традиционным широким и очень длинным поясом из сукна, шелка, бархата, украшенного позументом, вышивкой, золотыми и серебряными ювелирными изделиями со вставками из жемчуга, сердолика, агата, бирюзы.  Длинные края кэмэр спускались по бокам, демонстрируя богатство своего владельца.

 

Сверху на елян надевали не меньше двух халатов.   В районах горной Башкирии, удаленных от восточных рынков, одежда была более однородна. На Инзере у катайцев мужской костюм состоял из ситцевой длинной рубахи, холщовых штанов и легкого халата из хлопчатобумажной ткани.

 

Халаты и шубы были обязательным атрибутом праздника, не зависимо от погоды и времени года. Их расшивали сердоликами, кораллами, перламутром, монетами, ювелирными бляхами. Зимой  комплект одежды дополнял овчинный тулуп.  

 

Домашние  самодельные  холсты из конопли либо крапивы использовали для шитья нижней одежды: штаны, рубахи, платья. Домашнюю праздничную одежду кроили из самодельной ткани, обычно богато расшитой узорами. Верхнюю одежду из них шили только бедняки. Лишь у северных башкир традиционные домотканные халаты сыба были холщовыми. Причем для них изготавливали специальный полосатый холст, в расцветке которого прослеживалось влияние среднеазиатского текстиля, а затем украшали узорной строчкой на вороте, вдоль пол и вокруг карманов..

Зимой поверх могли надеть тулуп или шубу.

 

Женская башкирская обувь  включала легкие плетеные лапти,  туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши, а еще - кожаные сапоги. Но их также носили мужчины и дети.

 

Мужчины обычно носили легкую обувь: мелкие кожаные калоши и ичиги (сапожки). В торжественных случаях надевали и то, и другое, а в гостях калоши снимали. Под ичигами были  чулки, украшенные узорной аппликацией, либо портянки. Их  делали из войлока, сукна или холста.

 

Обувь с суконными голенищами представлена у башкир несколькими

видами. Наиболее самобытны сарыки (сарык) с головками из грубой кожи домашней выделки и длинным (40-45 см) суконным голенищем (его закрепляли под коленками плетеными шерстяными шнурками). В конце ХIХ века такую обувь носили башкиры по восточным склонам Уральских гор и в зауральских степях Челябинской и Курганской областей. В горных районах сарыки применялись в качестве мужской рабочей обуви.

 

У женщин сарыки входили в состав свадебного и праздничного костюма (белые голенища украшали цветной аппликацией).  Мастерами по изготовлению сарыков были женщины. Кожаная часть выкраивалась в виде двух полуовалов (большой выполнял роль подошвы, меньший – носка). Затем  большими наметочными стежками кожу сшивали конским волосом или конопляной дратвой.

У башкир – катайцев (проживали по  р. Инзер) распространенной мужской и женской обувью были глубокие кожаные башмаки ката с небольшим холщовым верхом.

 

На голову женщина надевала   кашмау - шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента, а женщины в возрасте еще и тастар  - чисто белый ситцевый или полотняный платок.

 

 

 

Источники: 1 и 2


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Конопля Уне покоряет Москву
07.05.2024

Театрализованная презентация косметического бренда

Майские заморозки могут нанести ощутимый ущерб АПК ряда регионов
07.05.2024

Национальный союз агростраховщиков ввёл процедуру мониторинга

Лён в сказке Василиса Прекрасная
04.05.2024

Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: