Факты и цифры

Калязинские кружевницы

16.02.2017 - 6865 просмотров

 

Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин

Калязин - старинный город на высоком правом берегу Волги, разделен рекой Жабня на две части - восточную и западную.

 

Изначально эту территорию заселяли угро-финские племена, в V вв. н.э.  здесь обосновались славяне-кривичи.

 

В ХI-ХII вв. вдоль Волги новгородские купцы возводили поселения и укрепления, в том числе и "Никола на Жабне" на месте будущего Калязина.

 

 

Имя города происходит от финского слова «кальяааси» - «небольшое парусное судно».  А паруса, как известно, делают из льняного холста. Поэтому в этой местности  выращивали лен. Географическое положение  способствовало  расцвету города:  по Волге шли крупными партиями товары в Москву и Петербург (в отдельные годы проходило до нескольких миллионов пудов хлеба, мяса и других товаров).

 

В XVIII веке получили широкое распространение Калязинские изразцы, они продавались на ярмарках во многих городах: Угличе, Ростове, Кашине, Бежецке. Два раза в год в Калязине устраивались ярмарки, купцы приезжали из Углича, Переславля, Устюга. В связи с чем, в Калязине сформировались промыслы: кузнечный, сапожный, портновский, валяльный, кружевной. Развитию промыслов способствовало и то, что сельское хозяйство в Калязинском уезде было на низком уровне, и жители деревень занимались отходничеством.

 

Кружевной промысел рождается в 1654 году, когда в Калязин, в Троицкий монастырь, убежав от эпидемии чумы, переезжает  царица Мария Ильинична Милославская, супруга царя Алексея Михайловича. Вместе со слугами она привозит мастериц, обученных плести кружева из золотой и серебряной нити.  В то время кружево делалось как численное*, без сколка -  золотом, серебром, тканью, с шелком, украшенное жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. Оно одинаково носилось царями, купечеством и крестьянами.

 

 

Крупным центром кружевной промышленности Калязин стал к 1880 году. Его даже называли городом крахмала и кружев. Кружева продавались в Москве, Петербурге, соседних городах, в Европе (преимущественно Англии) и государствах Малой Азии. Главными поставщиками льняной пряжи для кружев были простые крестьянки, а занимались изготовлением кружев мещанки. Причем среди мастериц существовала специализация выполнения определенного типа кружева.  Так в одной части Калязина плели сцепное* кружево, в другой - «фантажное» (многопарное) кружево для украшения модных головных уборов.

 

К середине XIX века выработался свой, калязинский, тип сцепного кружева, не мерный, а выплетаемый специально для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном насновочном фоне, часто целиком из цветных шелков или металлической пряжи. Узор почти всегда повторяется: цветок семилистник и птицы по его сторонам, в крае помещались или такие же свисающие семилистники, или более густые в виде трех встречных цветов с «вилюшкой» по кромке зубца или цветущего дерева.

 

 

 

Узор «сыпчатое» - косая клетка из цепочек скани с заполнениями разными деталями, использовавшимися еще XVII веке   (паучки, пять дырочек, денежки, полоски полотнянки с ажурными просветами),  и сетчатыми элементами решетки (XIX век). Его делали в льняном, хлопчатобумажном материале и металлической нити.

 

«Старорусский калязинский» манер плетения с сетчатым геометрическим орнаментом использовали для приготовления аршинного кружева: прошвы (аршинное кружево с одной прямой кромкой  и вторым краем с зубцами, или фестонами) либо агроманты (кружево с зубцами по обеим кромкам), которыми обшивали покрывала для подушек и отделывали платья.

 

 

В Калязине также много выплетали тюлевого кружева с цветочными рисунками,  расположенными по всему тюлевому фону рядом, немного вкось. В тончайшем кружеве типа 'валансьен' с мелким цветоч­ным рисунком, в кружеве типа 'малин' с цветочками, объединенными сканью - толстой льняной нитью прослеживается влияние стиля брюссельских и брабантских мастериц. Но рисунки калязинских кружевниц довольно просты и без конкретики (только обобщенные мотивы, сохраняющие облик цветка): наклонные мотивы цветов в виде овала из цепочки скани с решеткой внутри, короткая веточка. Разнообразие в узор вносит чередование решеток.

 

Также  использовался вариант с круглыми цветами, удлиненным черенком и одним зубчатым листиком: узоры как бы свисает с верхней фигурной полосы. Для калязинского кружева характерны льняные лапчатые зубцы и трилистники, чередующиеся на простом фоне с цветной шелковой сканью. С течением времени в традиции кружевоплетения все больше проникают на­циональные мотивы русского народного орнамента, известного калязинским вы­шивальщицам и мастерам узорного ткачества: круги-ромбы, денежки, реч­ки.

 

Кружева из Калязина отличались прочностью,  своеобразным рисунком из почти 20 видов узоров  и были очень дешевы. В городе, особенно на 1-й, Подмонастырской, части города, в производстве кружев принимало участие все женское население от семилетних девочек до женщин преклонного возраста. Рабочий день длился 16 -18 ч., за который мастерицы получали - 25-30 коп. в день. К этому времени плетение производилось преимущественно льняными нитями и шелком. Для плетения использовали простые, резные из толстых прутьев, некрашеные, не­уклюжие и нечистой работы, а также изящные, переделанные из неокрашен­ных веретен, и  белые коклюшки, аккуратно вырезанные на заказ специальными мастерами.

 

Массовое плетение кружев в Калязине велось вплоть до Октябрьской революции.  Однако к 1927 г. промысел приходит в упадок. Как отмечает И. Ф. Никольский (большой знаток калязинского кружевного промысла): «кружевниц было не более 200 человек. Все меньше и меньше слышится в Калязине мелодичный говор коклюшек. Все реже и реже берутся в руки коклюшки. Сколки матерей и бабок, коклюшки выкидываются на чердаки и в чуланы, а прежние кружевницы предпочитают уходить внаймы или сдавать свои дома под дачи".

 

В настоящее время кружевной промысел в Калязине возрождается, а в Калязинском районе выращивают зерновые, картофель, лён.

 

------ 

*Численное плетется без сколков по памяти, со строгим соблюдени­ем одного и того же числа переплетений, многопарное и сцепное плетется по сколкам (технический рисунок). Многопарное плетение - непрерывное, большим количеством коклюшек (иногда до нескольких сот пар) выплетается сразу фон и узор. Сцепное кружево плетется по частям, которые потом скрепляются между собой крючком.

 

Сцепным кружевом принято было отделывать белье (полотенца, простыни, скатерти). Калязинские  мастерицы  смогли применить этот способ плетения к фасонным изделиям: к модным башлыкам, косынкам, доломанам и цельным платьям.

 

 

По материалам: Тамара Власенко (заслуженный работник культуры РФ)

                            История кружева (http://slavyanskaya-kultura.ru) 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Лён и гобелены
19.04.2024

Художественное гладкое ковровое ткачество Андрея Мадекина

Тофу из конопли
19.04.2024

Серия: закуски без глютена, сахара, животных белков и жиров

Льняно-конопляные новости. 2024. Апрель. Ч.4
19.04.2024

День любителей марихуаны - 420 становится Международным праздником производителей технической ...

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: