Факты и цифры

Лён, Петр, Феврония и любовь

08.07.2019 - 2089 просмотров

Лён на протяжении веков через боль и слезы давал богатство и соединял женское и мужское начала. Только вместе из этого растения у них получались изящные ткани и крепкие холсты.

 

А все начиналось в Древнем Египте, где возникло самое раннее товарное производство льна – парусины, тонких полотен виссона, смесок с шерстью. Льняные ткани, преимущественно тонкие,  экспортировали, в том числе в Древнюю Грецию, а, века спустя, -  в Римскую империю.  Однако развитие мореходства требовало парусов. И в IV веке до н.э.  - в Аттике (Греция), а затем  II—I веках до н. э. – в Галлии (Римская империя) формируются зоны льноводства.  Судоходство благоприятствует торговле. И в Рим со всех концов империи, в том числе Египта и Сирии, везут льняной текстиль.  В этот же период с тонкими льняными тканями на рынок выходит Колхида. 


Новый взлет льняных тканей происходит в средние века. Однако теперь льном уже славятся страны Европы: Италия, Испания, Франция, Фландрия, Кипр, а с  XVII века лидирующее положение в производстве полотна заняла Великобритания. Правда, сырье - льняное волокно, англичане покупали в России, где лён, кроме  потребительского, имел духовное значение, под которым понималось семейное благополучие.

 

К слову, в  Америке лён не рос. Выращивание льна и льноткачество, привезенные колонистами из Европы,  так и не получили развития, не стали отраслью. Наверно, дело в том, что для тех, кто прибыл на Новый континет смыслом жизни были деньги, а не семья и верность. И поскольку каждый был сам по себе, то лён получался низкого качества, из него выходили лишь грубые холсты. 

 

Совсем другое дело Россия. О чем свидетельствует одно из замечательных произведений русской средневековой литературы, памятник середины XVI века: «Повесть от житиа святых новых чудотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Евфросинии».

 

Эта  литературная обработка муромской легенды, сделанная писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом к московскому церковному собору 1547-го года по распоряжению митрополита Макария точно отражает главные законы российской жизни. Произведение состоит из нескольких частей. Во второй - сообщается, что муромский князь Петр, после сражения со змеем-искусителем, совращавшем жену брата Петра, заболел кожной болезнью и, чтобы найти врача, разослал гонцов во все стороны. Один из посланников попадает в деревню, в которой  с отцом и братьями-древолазцами (собирателями дикого меда) живет ткачиха Феврония. Гонец застает ее за работой. Феврония сообщает, что найдет врача, если князь приедет в деревню. Когда князь приезжает,  Феврония обещает его вылечить при условии, что после излечения князь женится на ней. Однако князю не хочется связывать свою судьбу с простолюдинкой. И он  решает проверить, насколько она умна и мудра.

 

«И принесли князю эту мазь, и велел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах – так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь и, сняв поленце, принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди, скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно – взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?» Слуга ушел и передал эти слова князю. Князь же подивился ответу ее.

 

В сказании, хоть и не сразу, но все завершается хорошо: Петр и Феврония поженились, Муром и его жители стали процветать, князь с княгиней смогли преодолеть козни бояр и завистливых людей, жили - душа в душу, храня верность и творя добро, и умерли они в один день, без боли и скорби.

 

Со льном же пока не так хорошо. Возможно, этой верности, мудрости, терпения и смирения Петра и Февронии сейчас не хватает, чтобы лён вновь сделал Муромскую землю, а заодно и другие места России, богатыми и благополучными.

А 8 июля - в День святых Петра и Февронии, в День семьи советуем дарить  своим вторым половинкам не розы и лилии, а льняные изделия, хотя бы салфеточки.  

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Конопля Уне покоряет Москву
07.05.2024

Театрализованная презентация косметического бренда

Майские заморозки могут нанести ощутимый ущерб АПК ряда регионов
07.05.2024

Национальный союз агростраховщиков ввёл процедуру мониторинга

Лён в сказке Василиса Прекрасная
04.05.2024

Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: