Факты и цифры

Проект «Всё о льне от «А» до «Я». Ноябрь-декабрь

31.12.2015 - 2363 просмотра
Автор: Сингатуллова Н.Л.

Всю осень и необычно теплый декабрь продолжалась уборка снопов льна с нашего участка. Теперь завершены все сельскохозяйственные работы, во время которых участники проекта научились лён сеять, теребить, расстилать в поле для вымачивания его осенними росами, очёсывать с помощью броснухи от коробочек (см.). Ребята из ансамбля «Гдовские родники» также узнали о том, когда и где впервые появились сведения об этой культуре, о «Льняной книге этрусков», о полезных свойствах этого удивительного растения. 

 

Как невозможно проследить историю родного города вне контекста истории всего государства, так же невозможно изучить культуру возделывания и переработки льна вне рассмотрения всей крестьянской жизни, с её укладом, характерными особенностями, её определенным ритмом. Поэтому на занятиях школьники изучали и устройство русской избы, и незатейливую крестьянскую кухню с набором продуктов, которые непременно были на столе в каждом доме, о взаимоотношениях и распределении обязанностей между членами большой крестьянской семьи.

 

Чтобы знать, как выращивали лён на Гдовщине, встречались ли какие-то особенности при его обработке, как здесь называли орудия труда, и о многом другом мы узнавали от гдовичей – старожилов, с которыми также общались в рамках проекта. Кого-то посещали на дому, кто-то приходил на встречи к нам в музей. Связь поколений, передача опыта и знаний на самом деле важны, как ветеранам, так и юным льноводам.

 

Сейчас небольшая часть льняной тресты уже привезена в Гдовский городской музей, а остальное пока хранится в крестьянском хозяйстве «Прометей» под присмотром Главы хозяйства Александра Алексеевича Конашенкова. К концу проекта мы должны соткать поясок из своего льна. Даже если он будет не очень ровным и нарядным, для нас он будет очень дорогим. Но пока  мы не спряли свою льняную нить,  приходится учиться плести пояски на том материале, что есть под рукой.

 

А.В. Джафарова показывает, как плести

завязку для снопов

Делаем поясок на бёрдышке

В творческой мастерской Т.А. Кочевой

Плетение пояска на пальцах

Дощечки для изготовления тканого пояса

Наши первые пояски

 

Без пояса в былые времена – никуда. Пояс – защита от тёмных сил, наравне с христианским крестом, он же - и украшение, он же – и рассказчик о своем хозяине или хозяйке: о его статусе и возрасте, о его жизненных воззрениях. Недаром, для человека одним из самых постыдных наказаний считалось, когда распоясывали рубаху.

 

Нам без пояса –  тоже никак. Ведь именно он, льняной поясок - главный герой и движитель проекта. Для плетения пояса используют разные техники, а также разнообразные орудия: дощечки, бёрдышки, специальные приспособления, которым и названья-то нет. Все эти приспособления нам помогла освоить Кочевая Татьяна Анатольевна. Под ее руководством девочки и мальчики научились плести, ткать, вязать пояски.

 

 

Пока мы получали знания и обретали навыки ткачества в Гдовском музее и в Центре Досуга и Культуры города Гдова, наши псковские партнеры по проекту тоже не теряли времени даром. Студенты Псковского колледжа профессиональных технологий и сервиса уже почти сшили для нас костюмы. Мерки с «моделей»- ребят из Творческого объединения «Гдовские родники», будущие портные снимали ещё в сентябре -  прямо в холле Российского этнографического музея после специализированной экскурсии, рассказывающей об истории крестьянской одежды Севера и Северо-Запада России.

 


                 Г.Н. Григорьева показывает эскизы

                      народных костюмов

               Студенты работают над эскизами костюмов

                    Примерка требует терпения

      Костюм для самой маленькой участницы

      ансамбля

                     На примерке в псковском

      Колледже профессиональных технологий

                                                           и сервиса...

 

 

Примерку костюмов проводили уже в Пскове. Мы надеемся щеголять в обновках уже на Святки: студенты конструируют и шьют костюмы под руководством опытных преподавателей Герасимовой Галины Владимировны и Григорьевой Галины Николаевны.

 

                 Льномялки уже готовы

                      изготавливаем устройство для

                            плетения поясов

 

В псковском политехническом колледже для нас изготавливают льномялки, трепала, чесалки для льна, а также устройства для изготовления поясов. Руководят работами Антуфьева Елена Николаевна и Яковлева Людмила Геннадьевна.

 

Работа студентов обоих колледжей ведется в рамках проекта « Поясок как в поле рос» или «Всё о льне от «А» до «Я», и в то же время, это темы их дипломных работ. Поэтому ребята не только изготавливают для нас продукцию, но ещё и детально изучают особенности крестьянской одежды, все хитрости, связанные с выращиванием и обработкой льна. А это – огромный пласт знаний.

 

Все, кто в этом году прикоснулся ко льну, теперь по-особому стали относиться к особым дням православного и народного календарей, связанных с обработкой льна. Например, день Покрова Пресвятой Богородицы, считающийся рубежом между осенью и зимою. К этому дню заканчивались все полевые работы, скотину переводили под крышу, до этого дня должны быть утеплены избы на зиму. С этого дня начинались посиделки, когда девушки собирались с рукоделием в одной избе, пряли, вышивали, пели. С этого же времени начинались свадьбы.

 

Важным днём для нас стал день Параскевы Пятницы, или как её ещё величали, Параскевы - Льняницы. . Множество народных примет, обрядов, условностей связано с этим днём. Интересно, что в этот день категорически запрещалось прясть, хотя, казалось бы, в день покровительницы прядения и ткачества только этим и стоит заниматься. Во время занятий участники проекта узнали, как это объясняют народные поверья.

 

Ни один праздник в старину не обходился без песен и плясок. Руководитель ансамбля «Гдовские родники» - Иванов Владимир Николаевич организовал уроки, на которых мы разучиваем переплясы, игры и основные виды хороводов нашего края. Кстати, изначально хороводы водились на окраине поля, чтобы урожай был лучше, а страда – легкой.

 

                              На репетиции

 

Хоровод обычно считают своеобразной народной забавой, древнерусским танцем, когда все, взявшись за руки, идут, пританцовывая по кругу. На самом деле, если заглянуть в глубокую историю этого действа, начинаешь понимать, что хоровод – это нечто, гораздо большее… Он поднимает настроение, дает прилив сил, сближает, "сдруживает" людей. Неслучайно хороводы были разными: быстрые и медленные, праздничные и обыденные… « по солнцу»- посолонь, или «против солнца» - противусолонь.

 

Пока наши ребята хорошо освоили хороводы под сопровождение народных песен: « А мы просо сеяли, сеяли..» и «Утка шла по бережку». Но до весны у нас есть время познакомиться и с другими хороводами и песнями.

 

Сейчас, когда ударил мороз, начнутся зимние забавы – катанье с ледяной горы на «долгий лён». На Пасху будем устраивать катанье яиц также на «долгий лён». И вся эта интересная и насыщенная жизнь взрослых и детей нашего небольшого старинного русского города стала возможной, благодаря конкурсу «Культурная мозаика малых городов и сёл 2015», организованному при финансовой поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Влияние состояния сохранности конопли на качество бетона
16.04.2024

Влажная консервация улучшает механические свойства коноплебетона

Применение матакаолина для повышения долговечности конопляного бетона
16.04.2024

Метакаолин делает конопляный бетон более прочным при циклах старения

Альтернативные необожженные вяжущие в качестве замены извести в конопляном бетоне
16.04.2024

Разработка экологически чистых строительных материалов

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: