Факты и цифры

Над коноплей занесен меч

03.12.2021 - 1382 просмотра

В конце ноября конопляное бизнес-сообщество взбудоражила новость: Проект поправок в Постановление Правительства №101 от 06.02.2020 года, размещенный на официальном интернет-ресурсе http://regulation.gov.ru/p/122139 

 

 

Инициировал изменения Минпромторг. Все дело в том, что в этом году в отношении аграриев и продавцов пищевой продукции на основе зеленой массы из сортов ненаркотической конопли ряда производителей были возбуждены проверки из-за подозрений в распространении наркотиков. Проблема возникла в связи с тем, что ограничений по использованию сортов технической конопли для производства волокна, костры, продуктов питания и другой продукции нет, однако со стороны силовых структур использование слова «конопля» в описании товаров воспринимается настороженно и негативно.

 

Исследованиями, проведенными в нескольких субъектах РФ подведомственными Управлению Министерству внутренних дел РФ специализированными лабораториями, было установлено, что «в изъятых образцах растений рода Каннабис, содержащихся в травяном чае, наркотических средств и психотропных веществ не обнаружено» либо «массовая доля тетрагидроканнабинола не превышает 0,1%». Следственные действия были остановлены, но Минпромторг решил упростить себе задачу и под благовидным предлогом - обезопасить производство конопли от претензий полиции, чиновники ведомства решили уточнить понятие промышленного использования культуры.

 

 

Разработать Проект поправок (информацию Росленконопля сообщили устно) поручили заместителю директору Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса, БОБРОВСКОЙ Веронике Евгеньевне, которая 17 ноября письменно сообщила руководству, что замечаний и предложений по Проекту нет. Что очень удивило, возмутило и обескуражило сообщество: большинство участников конопляной отрасли узнали об этом практически на излете срока обсуждения Проекта (документ опубликован 1 ноября 2021 года), а предложения, подготовленные МИНПРОМТОРГОМ, касались небольшой части предпринимателей и юридических лиц, занимающихся промышленной коноплей. При этом интересы большинства участников, особенно аграриев, не только не учитывались, а даже существенно ограничивались.

 

Ошеломило и то, что при предварительном обсуждении представители МСХ РФ и руководство АПАК уведомили разработчиков, что "поправки в Постановление №101 вводить не требуется". Достаточно привести все подзаконные акты и ведомственные регламенты в соответствие с действующим российским законодательством. Разумеется, четко разграничив термины и понятия с учетом междунароной практики: техническая безнаркотическая конопля (Hemp), медицинский каннабис (medcann) и марихуана (marihuana).

 

Материал из журнала  Pro-Konoplia


В результате "конопляный" народ организовался и провел широкомасштабное обсуждение Проекта в он-лайн формате, в котором приняли участие представители сельскохозяйственных организаций, предприятий переработки растительного сырья, пищевой, химической, строительной, косметической промышленностей и торговых организаций нескольких регионов России. Общее мнение было таким: «предлагаемые изменения являются избыточными, существенно ограничивают конкуренцию, полностью или частично противоречат ряду действующих законодательных актов Российской Федерации, а именно:

 

  • Федеральному закону от 08.01.98 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (3-ФЗ), поскольку п.4, ст.2.1, 3-ФЗ допускает использование в промышленных целях наркосодержащие растения (конопля) и их части, а в соответствии со  ст.18. 3-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. No 681 Каннабидиол НЕ входит в перечень наркотических средств, психотропных веществ (далее – НС и ПВ) и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

 

  • Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 934 "Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры";

 

  • Постановлению Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. N 953, которым в соответствии со статьей 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения в пункт 1 Постановления Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" (с изменениями и дополнениями) вступающие в силу с 1 января 2011 г. В частности установлено, что к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, относится сельскохозяйственная продукция, в т.ч. продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработки продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям.

 

  • Постановлению Правительства РФ № 717 от 14.07.2012 года; Постановлению Правительства Российской Федерации № 460 от 20 июля 2007 г. "Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешённых для культивирования в промышленных целях, требований к таким сортам и к условиям их культивирования".

 

  • Пункту 3 Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 № 101 «Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования используемых в медицинских целях и (или) ветеринарии наркотических средств, а также для культивирования в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ», разрешается культивирование и использование наркосодержащего растения конопля с содержанием в сухой массе листьев и соцветий верхних частей одного растения массовой доли терагидроканнабинола в размере не превышающем 0,1%. Причем при соблюдении в выше указанных в Федеральном законе от 8 января 1998 г.№ 3-ФЗ  и Постановлении Правительства РФ от 06.02.2020 № 101 регламентов выращивания и производства сортов наркосодержащих растений, в том числе сортов технической (промышленной) конопли признаки преступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ и актами 2.ч.1 ст. 24, ст.ст. 144, 145 и 148 УПК РФ  отсутствуют.

 

Проект предложений п.4.1 противоречит и действующей практике, поскольку в номенклатуру товарных кодов "Маслосемена и продукты их переработки" помимо семян южной и среднерусской конопли включены «сырье растительное, отходы и остатки растительные, продукты побочные (10.39.30.000), к которым относят ядро конопли, мука конопляная, протеин конопляный, шрот, жмых конопляный, масса для фиточая и напитков. Более того, ТН ВЭД код 1207 действует в отношении продукции «Семена и плоды прочих масличных культур, дробленые или недробленые: семена конопли», а Таможенный код ТНВЭД  2106909200 – «на сухое растительное сырье для приготовления чайных напитков, не являющеся фармацевтической субстанцией, растительное сырье для приготовления настоя, состоящее из смеси измельченных сушеных частей различных растений».

 

В целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации , в соответствии с пунктом 6 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) и частью 2 статьи 108 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) 11 марта 2011 г в Минюсте РФ был зарегистрировано Распоряжение Федеральной таможенной службы от19 января 2011 г. N 6-р г. Москва "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" , ОБЯЗЫВАЕТ указывать в пункте 5.2: Растительное сырье для приготовления настоя, состоящее из смеси измельченных и (или) не измельченных сушеных частей различных растений, применяемого в качестве диуретического, противовоспалительного, спазмолитического, общетонизирующего средства, расфасованное для розничной продажи или в фильтр-пакетики, или пакетики-саше, классифицировать в подсубпозиции 2106 90 920 0 ТН ВЭД ТС; а халву (тахинная, арахисовая, подсолнечная, соевая, ореховая и другая, в том числе на ядре конопли) - кондитерское изделие, изготовляемое из обжаренных тертых семян масличных культур и карамельной массы, сбитой с пенообразующим веществом, классифицировать в подсубпозиции 1704 90 990 0 ТН ВЭД ТС.

 

В ряде стран БРИКС в следующем году примут законы, в соответствии с которыми с технической коноплей под надзором только министерств сельского хозяйства будут обращаться так же, как с обычными культурами, такими как соя, подсолнечник и кукуруза. В Аргентине и Бразилии новые законы позволят конопле стать основным направлением сельского хозяйства в двух основных сельскохозяйственных странах мира, которые расположены в выгодном месте для выращивания конопли. И тогда поправка в пункт 4.1 сильнейшим образом ударит по международной торговле России со странами БРИКС.

 

Очень странно, что ведомство, курирующее торговлю, не учло эти обстоятельства. Также настораживает, что в пункте 4.1 Проекта речь идет исключительно о ТЕХНИЧЕСКОЙ конопле, требования к сортам и условиям культивирования которой в соответствии с п.6, ст.18, 3-ФЗ утверждаются и контролируются Министерством сельского хозяйства РФ, а посевы контролируются Министерством внутренних дел РФ. То есть, Минпромторг не уполномочен регламентировать данную сферу производства.

 

При этом, предлагаемая поправка в пункт 4.1 Постановление Правительства № 101 от 06.02.2020 года. об использовании конопли "исключительно на волокно и на семена", в случае ее принятия, вносит существенные противоречия в сложившийся рынок и значительно ограничивает перспективы развития и разнообразия отрасли коноплеводства в Российской Федерации, наносит удар по субъектам МСП, а также исключает из промышленного производства такие части растения, как:

  1. Зерно – сырье для производства ядра, масла, муки, протеина, жмыха/шрота, растительного мяса, заменителей молока и т.д. (семена - продукт, используемый для последующей репродукции и посева, так же как у риса, пшеницы, овса: семена - на посев, зерно - для преработки))
  2. Костра - древесная сердцевина растения и различные виды ее применения (мульчирующие и укрывные материалы, подстилка для животных, топливные гранулы, строительные материалы (тепло-изоляционные, МДФ, ламинат, штукатурка, блоки), субстраты, сорбенты и фильтры, целлюлозная (упаковочная бумага, картон, одноразовая упаковка и т.д.) и другие виды биоразлагаемой и экологически чистой продукции, гальванические элементы);
  3. Зеленая масса растения (листья и соцветия) и ее применение в качестве овощной (проростки, микрозелень, беби-лиф, салатная зелень) продукции, для производства хлебопекарной продукции, напитков, ингредиентов, натуральных консервантов и антибактериальных средств, биопрепаратов для защиты растений, использования в косметологии, фармакологии, биотехнологии, кормопроизводстве (силос, зеленые гранулы, свежая витаминная подкормка), ветеринарии, космической отрасли;
  4. Корни растения для использования в пищевой промышленности, косметологии, фармакологии;
  5. Пыльца, перга и мед, собранные с растений
  6. Применение конопли в качестве сидерата, средства для очистки почвы от токсикантов и восстановления территорий закрытых рудников и шахт, а также в качестве углерод-отрицательного платежного средства.

 

С учетом того, что во многих странах мира идет работа по совершенствованию законодательства и регламентов использования продукции, открываются новые сферы применения конопли, разрабатываются и создаются новые технологии и оборудование для ненаркотических растений вида каннабис, предлагаемые  Департаментом легкой промышленности и лесопромышленного комплекса поправки тормозят научно-техническое развитие России, блокируют развитие перспективных новых отраслей, делая Россию зависимой от зарубежных технологий и продукции, наносят экономический ущерб как отрасли, так и всей стране.

 

 И это опять вызывает вопросы к ведомству: почему не знали либо учли данную информацию? Кого слушали? Кому верили? Это  - недостаточный профессионализм и халатность или действуют диверсанты, которым поставлена задача убить российское коноплеводство? А то, что сокращение площади под коноплей в случае принятия поправки в пункт 4.1 непременно произойдет, уже говорят многие представители отрасли.  И вслед за этим потянется цепочка потерь: у селекционеров и семеноводческих хозяйств,  у Ростсельмаша, который планирует развивать технику для конопли, у предприятий легкой и текстильной промышленности, которым сырья и сегодня категорически мало….

 

Развитие и поддержка коноплеводства в России, как многогранной и саморегулируемой отрасли может дать старт для развития бренда “чистой зеленой продукции” – то, о чем говорил Президент Российской Федерации, ПУТИН Владимир Владимирович, 20 февраля 2019 года в послании Федеральному Собранию. Об этом говорилось и с трибуны Государственного Совета 26 декабря 2019 года Президентом Российской Федерации и профильными министрами. Все это нам дает посевная конопля, исконно русский продукт - растение с непростой историей и широкими перспективами использования.

 

В связи сказанным выше, нужно отклонить предложенные поправки п.4.1. , а вместо них внести на рассмотрение и утверждение, вместо нее принять к рассмотрению следующий вариант: “Разрешается выращивать и перерабатывать все части растений сортов технической конопли для производства продукции всех наименований товарных кодов РФ, за исключением наркотических и психотропных средств.

 

Письма с предложением оставить Постановление Правительства от 6 февраля 2020 года №101 без изменений либо расширить его дополнением «выращивать и перерабатывать все части растений сортов технической конопли для производства продукции всех наименований товарных кодов РФ, за исключением наркотических и психотропных средств» от коноплеводов нескольких регионов, АПАК, ФНЦ лубяных культур и Росленконопля. РФ направлены на электронную почту:

Регулятора государственных проектов. ГОВ.проектов.docx,

Председателю Правительства Российской Федерации, Мишустину М.В.

Председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Майорову А.П.,

Председателю Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Кашину В.И.

Председателю Комитета по развитию агропромышленного комплекса торгово-промышленной палаты Российской Федерации Чекмареву П.А.

Министру сельского хозяйства Российской Федерации, Патрушеву Д. Н.

Министру промышленности и торговли Российской Федерации Мантурову Д.В.

 

РОСЛЕНКОНОПЛЯ просит всех заинтересованных в развитии российского коноплеводства и предприятий переработки, производства продукции и торговли товарами из конопли распространить данный материал.

 

Ждем предложения, отклики и ответы на письма 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: