Факты и цифры

Развитие отрасли переработки лубяных культур в РФ

11.12.2021 - 1308 просмотров
Автор: Белопухова Ю.Б.

 

Совещание на тему: «Развитие отрасли переработки лубяных культур в РФ» состоялось 9 декабря 2021 года в Совете Федерации РФ. В работе мероприятия, основным вопросом которого, должно было стать развитие внутреннего отраслевого рынка и экспортного сбыта текстиля, но в итоге  посвященое конопле, приняли участие сенаторы, представители федеральных профильных ведомств, представители региональных органов государственной власти, промышленных предприятий и научных организаций.

 

 

Инициатор мероприятия,  Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Викторович Кутепов,  напомнил историю коноплеводства и его значимость для СССР. Одно из направлений использования этой лубяной культуры – производство натурального волокна. В настоящее время отрасль восстанавливается, но Сенатор отметил, что производство волокна не растет: «его просто нет».

 

О состоянии данной отрасли рассказала директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Вера Геннадьевна ХМЫРОВА. В силу незначительных объемом производства волокна конопли, руководитель Департамента сделала упор на переработку и использование льна, государственной поддержке выращивания качественного льноволокна, задаче получения качественной, конкурентноспособной продукции изо льна, стимулированию перехода российской текстильной промышленности на  отечественное льняное сырье с целью снижения зависимости от импортного сырья. 

 

В частности, по словам Веры Хмыровой мероприятия комплексной программы направлены на поддержку выращивания качественного льноволокна, увеличение объёмов российского производства качественной конкурентоспособной продукции и стимулирование перехода нашей текстильной промышленности на отечественное сырьё, «что будет способствовать снижению зависимости от импортного сырья, а также на стимулирование технического перевооружения и модернизацию производственного комплекса».

 

Кроме того, в целях реализации пунктов программы, предусматривающих предоставление субсидий российским производителям пряжи и ткани с содержанием льна, принято постановление от 21 сентября 2020 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским производителям на возмещение потерь в доходах, возникших в результате производства пряжи и (или) смесовой ткани с содержанием льна для дальнейшей переработки на предприятиях в РФ».

По словам Веры Хмыровой, реализация мероприятий по субсидированию затрат, связанных с производством текстильной и льняной продукции российского производства, направлена на снижение затрат предприятий лёгкой промышленности — до 15% по приобретению льняной пряжи и до 30% — льняной ткани.

 

В 2020 году Минпромторгом за счёт бюджетных ассигнований была предоставлена четырём организациям данная субсидия в размере 175,4 млн рублей. В 2021 году сумма составила 217 млн рублей.

 

«Мы видим, что программы поддержки производства российских изделий из льна показывают свою эффективность и актуальность. Для наших швейных фабрик — это возможность выходить на конкурентоспособную цену, предлагая изделия из качественных натуральных тканей по цене ниже импортных аналогов», – отметила руководитель Департамента.

 

В. Хмырова также сообщила, что за счёт субсидируемых средств предприятиям удалось снизить себестоимость выпускаемой продукции и увеличить объём производства. Так, за 10 месяцев 2021 года увеличился выпуск льняной пряжи на 3% — до 1600 тонн и льняных тканей на 20 % — до 21 млн кв. метров. Субсидирование льносодержащей продукции повысит её конкурентоспособность и объёмы продаж и в следующих периодах, убеждена Вера Хмырова.

 

Кроме того, что на период до 2022-2025 год в федеральном бюджете заложено 250 млн рублей на поддержку следующих мероприятий: субсидирование процента скидки на покупку ткани, пряжи, и предоставление субсидии на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизинга получателю единовременной скидки в размере 50% на приобретение оборудования для производителей изделий из льна в объеме 200 млн рублей.

 

«Такой комплексный подход позволит сконцентрировать усилия на модернизации, увеличении мощностей, в первую очередь российских прядильных фабрик, что в дальнейшем будет способствовать более эффективной кооперации российских сельхозпроизводителей, льнозаводов и отечественных текстильных предприятий, обеспечивая рынок сбыта для российского льноволокна», — убеждена Вера Хмырова.

 

Хмырова В.Г также уведомила участников совещания, что Проект поправок к Постановлению 101 от 06.02.2020, касающийся конопли,  пока находится в работе.

 

 

Роман Владимирович НЕКРАСОВ, директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России, сообщил, что в 2017 году площадь товарных посевов конопли была всего 5 тыс. га , а в текущем уже составила 13 тыс. га. При этом производство волокна выросло в 4 раза. Восстановление отрасли идет очень непросто, так как нужна специальная техника и кадры. Тем не менее, согласно прогнозов, в следующем году планируется занять посевами среднерусской и южной конопли 17 тыс. га .

 

Р. Некрасов отметил, что Минсельхоз активно поддерживает развитие данного аграрного сектора и продолжит содействие бизнесу в соответствии с планом развития АПК к 2025 году. Однако важно, чтобы была выстроена система кооперации. Также сельхозпроизводители должны получить гарантированный долгосрочный заказ, который, в свою очередь, позволит привлечь инвестиционные кредиты для перевооружения производства.

 

 

Член Координационного совета при председателе Совета Федерации РФ и по взаимодействию с институтами гражданского общества, сенатор Константин Константинович ДОЛГОВ, комментируя выступления представителей ведомств, констатировал, что субсидирование коноплеводства, в том числе КАПЕКСов, идет с 2017 года, а итог - мизерный. За этот же период времени: «Франция приросла, Нидерланды приросли очень сильно, США и Китай. В России рост минимальный».

 

 

О том, что вопрос обеспечения отечественной текстильной отрасли российским натуральным волокном, носит узкопрофильный характер обратил внимание Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Герасимович МИТИН. Он отметил, что на совещании обсуждается не только роль конопли в текстильной промышленности. Это совещание не столько отраслевое, сколько о судьбе 32 субъектов РФ страны – так называемого Нечерноземья – регионов,  где никогда не будет больших урожаев высокобелковой пшеницы и других оснновных сельскохозяйственных культур, где у аграриев "нет шанса вырастить конкурентноспособную продукцию".  

 

 

Президент Национальной ассоциации производителей и переработчиков конопли «Русская Пенька», Александр Викторович КУЧИНСКИЙ, в своем выступлении обратил внимание, что все документы Конвенции ООН от 1961 года действуют в соответствии с регламентом, самостоятельно принятым в каждой стране. Указанные в Постановлении Правительства РФ ограничения в пределах до 0,1% содержания тетрагидроканнабинола в сухой массе листьев сейчас позволяют всем производителям технической конопли широко использовать растения. Предложенную Проектом Поправку, ограничивающую использование конопли только на волокно и семена, вносить нельзя: «а как же костра – сырье для композитных материалов, листья, которые являются сырьем для производства продуктов питания? Нет в поправках ничего и об углубленной переработке самих семян, точнее, зерна». Все эти направления использования технической конопли (на масло, муку, протеин, напитки, строительные изделия, целлюлозное сырье - ред.), в случае принятия поправки, оказываются под большим вопросом.

 

 

Представитель ивановской Мануфактуры Балина, УВАРОВ Максим Геннадьевич обратил внимание на то, что новая трактовка Постановления 101 практически полностью исключает такое экономически важное направление коноплеводства, как производство СВД.  М. Уваров, поделился опытом зарубежных стран в применении СВД и препарата Эпидолекс на его основе, а также сообщил о наличии на предприятии УВТ-установки, которая может использоваться для производства данного продукта. Так же М. Уваров подчеркнул значимость конопли, как углерод-отрицательной культуры.

 

 

Позицию АПАК представила Милена Роландовна АЛЕКСАНДРОВА. Отметив эффективность и важность государственной поддержки отрасли, она обратила внимание на то, что сегодня финансирование зависит от решений регионального руководства. Учитывая небольшой размер отрасли коноплеводства, М. Александрова обратилась с просьбой принять предложение от компании, которая работает на рынке уже шесть лет: «Установить единую федеральную ставку субсидий и вернуться к 10 000 на 1 га». Также АПАК готова делиться своим опытом, чтобы у МВД – было меньше ошибок и предостеречь начинающих коноплеводов от неправомерных действий.  

 

 

Причину внесения поправок в Постановление Правительства 101 объяснил представитель ГУНК МВД России В.А. КИРИЛИШИН. Валерий Алексеевич напомнил, что ТГК является наркотическим средством и его оборот в России запрещен. Ведомство с помощью поправки решает упредить проблему использования технической конопли в качестве наркотика.

 

На такую страусиную позицию, когда дуют на воду, обжегшись на молоке, дал резонные и что важно, юридически правильные возражения сенатор Константин Долгов: "Если кто-то, а такие разумеется, могут быть осознанно или по незнанию, совершит нарушение законодательства, то эти нарушения должны пресекаться». Однако, при нарушении Постановления 101 должны "действовать те же механизмы и регламенты, что и в отношении любого другого закона".

 

Кстати! Согласно опроса многих специалистов и участников отрасли,  предложенная поправка -  не ошибка силового ведомства:  запрет широкого применения технической конопли объясняется желанием сотрудников МВД упростить себе работу: легче запретить, чем думать и разбираться.

 

Напомним, что еще на первом совещании коноплеводов, которое проводила АПАК, предлагалось создать курсы профессиональной подготовки на базе РГАУ-МСХА им. Тимирязева для улучшения взаимопонимания участников отрасли и сотрудников МВД. Также во избежание злоупотреблений и недоразумений предлагалось создать единую для МВД и МСХ РФ систему контроля за посевами технической конопли. И если МСХ РФ  принципиально готов к этому (филиалы РОССЕЛЬХОЗЦЕНТРа, обладающие современным аналитическим оборудованием и профильными кадрами, сегодня действуют во всех субъектах РФ), то МВД (вероятно, принципиально) не хочет расширять количество аналитических лабораторий, чтобы нормализовать работу аграриев.

 

Завершая совещание К. Долгов отметил, что развитие коноплеводства в Ивановской области – огромная выгода не только для текстильной отрасли, а всего региона. Совет Федерации подготовит и направит практически ориентированные рекомендации, касающиеся отрасли коноплеводства РФ.

 

По итогам совещания были внесены следующие предложения:
- признать, что техническая конопля – растение многоцелевого и комплексного использования, а не только для получения волокна и семян.

- установить (вернуть) единую федеральную ставку 10 000₽ за гектар при производстве технической конопли в рамках несвязанной поддержки;
- возместить капитальные затраты при строительстве предприятий по переработке лубяных культур;
- внедрить меры поддержки предприятий, перерабатывающих техническую коноплю во всех регионах (федеральная поддержка);
- привлекать к диалогу на государственном уровне всех представителей отрасли, включая независимых участников, в том числе производителей продуктов питания и косметических средств.

 

Также было предложено рассмотреть вопрос по доработке проекта изменений в 101 постановлении от 06.02.2020. Поскольку к обсуждению поправки к Постановлению 101 не были приглашены экологи, медицинское и научное сообщество, представители торговых, в том числе экспортных компаний, важно, чтобы без их мнения поправки не рассматривались и не принимались.


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: