Факты и цифры

Механохимическое flax fiber – будущее российской fashion industry

07.09.2022 - 730 просмотров
Автор: Данилов А.Р.

Мы продолжаем публикацию статей А.Р. Данилова о пути воссоздания льняной отрасли России. Воссоздание - не оговорка: создавать производство приходится практически заново, поскольку для возрождения осталось слишком мало. 

 

Отталкиваясь от моды

 «Последний писк моды» - такое выражение мы чаще всего слышим от навороченных модниц и создателей люксовой одежды или аксессуаров прет-а-порте, вспоминая при этом слова классика юмора Евгения Петросяна: «Мода пищит, пищит, и никак не сдохнет». Желание наших дизайнеров подняться на олимп мировой индустрии моды похвально, но, насколько я понимаю, в этом вопросе (да, простят меня мэтры) основа успешного творчества художника и будущего конструктора одежды во многом зависит от того, какие национальные традиции, мировоззрение, и уклад жизни, по территориальному принципу впитал он с молоком матери.

 

Именно когда к традиции, добавляется понятие «икона стиля», в разное время это была целая плеяда женщин (Грейс Келли, Мэрилин Монро, Брижит Бардо, Софи Лорен,  а в нашей стране - Людмила Гурченко, Эдита Пьеха, Наталья Селезнева), открывается источник вдохновения великих кутюрье.

 

Атмосфера бунтарства и непредсказуемости является главным двигателем созидания фэшн-индустрии. Представьте, как дизайнер берёт кусок тончайшего прозрачного шёлка, шьёт женскую блузку, которая надевается на красивое обнажённое женское тело, вызывая шок у приличной публики. Это и есть В2В и В2С - основа рекламы начинающего движение модного бренда. Но где взять тонкую прозрачную ткань российским дизайнерам, если отечественная промышленность для высокого творчества предлагает льняную сетку из низкономерной пряжи в сочетании с ужасной цветовой гаммой?

 

Индустрия высокой моды дело затратное, но выгодное, так как она является индикатором для промышленности и имеет долю 2% в мировой экономике. Гениев, создающих модные шедевры, единицы, остальные - это «белошвейки» (мнение автора), но именно они задают вектор развития промышленного производства. Если раскрученному дизайнеру, имеющему хороший доход, «фиолетово» как обстоят дела с производством ткани в родном отечестве, ведь, он на вершине айсберга, то менее раскрученные, должны подсказать ответственным господам, как в краткосрочной перспективе надо развивать производство.  

 

Если глубже копнуть в историю, посмотреть, откуда берутся талантливые изобретатели текстильных брендов, приходит понимание, что большинство вышло из низов. Но за счёт таланта, терпения и высокого стремления в достижении поставленных перед собой целей им постепенно удаётся достичь вершин в своей профессиональной деятельности.

Согласитесь, все дизайнеры вышли из чрева матери не с ножницами, куском материи и навыками швейного мастерства, а получили основы ремесла в результате передачи знаний от профессионалов. Поэтому от качественного обучения будущего кадрового поколения, зависит, будет развитие лёгкой промышленности успешным или нет.

 

На форуме SMARTEX -2022, проходившем в Ярославле 25.08.2022 г., прозвучали доклады ведущих специалистов в области профессионального обучения, из которых стало понятно, что мы в кризисе. В первую очередь, по причине неизвестности и неопределенности развития в ближайшей и долгосрочной перспективе многих отраслей промышленности, в том числе перерабатывающих и использующих натуральные волокна. 

 

Где брать кадры?

Судя по выступлениям спикеров, складывается впечатление, что мы смирились с потерей рынка переработки натуральных волокон, будущее развитие строим на базе синтетических волокон, а подготовку кадров оставляем на старых скрепах технологии переработки хлопка и синтетики.

 

Безусловно, в индустрии моды, и не только там, используются синтетические ткани с уникальными свойствами и сверхвозможностями, без применения которых не удастся создать некоторые виды одежды. И здесь у нас есть достижения, но как показывает мировой рынок, усиление тенденций замены синтетики на натуральные компоненты по экологическим моментам неизбежно.  И, следовательно, будут нужны профильные кадры.

 

Есть ли приемлемое решение? В сложившихся экономических реалиях и при отсутствии заявки на специалистов от хлопкоперерабатывающих предприятий Министерство образования и науки РФ может само проявить инициативу и разработать методику подготовки профессиональных кадров, необходимых для производства высоколиквидных товаров в 21 веке. ПРи этом само собой напрашивается действие по организации новой текстильной специальности, объединяющей знания трёх специалистов в одной. Возможно тогда, специалисту в области конструирования одежды, знающему основы производства ткани на всех этапах, за исключением сельскохозяйственного направления, удастся успешно руководить инновационным предприятием в условиях увеличения конкурентного противостояния на мировых рынках.

 

Кутюрье и дизайнеры из фешн-индустрии (мнение автора) лучше справятся с задачей управления и успешного развития предприятия, чем специалист с техническим образованием. По мнению Ф.М. Достоевского «красота спасёт мир», а в нашем случае - умение создавать красоту, приближённость к властным структурами и субъектам их обожания, станет определяющим фактором в продвижение новых идей. Поэтому управление сложными технологическими холдингами должен осуществлять руководитель, владеющий многофункциональной компетенцией.

 

Предложение кажется фантастическим, но именно таких руководителей необходимо подготовить в ближайшее время, если хотим быть в тренде и создавать не виртуальную, а реальную конкурентоспособную экономику.

 

Ниже на слайде показано возможное развитие единого технологического цикла производства продукции в России, по аналогии системного взаимодействия, уже действующего в странах с высокоразвитой экономикой.  Именно такие специалисты будут востребованы, если в высших эшелонах власти определят лён и коноплю стратегическим сырьём.    

 

 

Мы долго учили и прививали национальные текстильные традиции подрастающему поколению, но как недавно выяснилось, не тому учили и надо срочно всех переучивать. А как учить, если нет общепринятой и одобренной всеми, стратегии развития российской промышленности в долгосрочной перспективе. Какие стандарты использовать в обучении и, вообще, кто может предугадать, какое сырьё завтра будет доступно для отечественных предприятий?

 

По существу молодые начинающие дизайнеры должны получать профессиональные навыки на промышленных предприятиях по глубокой переработке льна и конопли, на основе договора учебного заведения и работодателя, только так можно чему-то научить и помочь раскрыться талантам. В последствии на основе их конструкторских идей, удастся  создать торговый дом, используя для пошива новых коллекций модной одежды, ткани собственного производства. Только современное производство, готовое мгновенно реагировать на малейшее изменение рынка, имеющее возможность менять цветовые гаммы и технические характеристики тканей, без нарушения производственного процесса  имеет перспективы пробиться в мир высокой моды, на основе применения взаимовыгодного сотрудничества начинающих конструкторов одежды и промышленных предприятий. 

 

А где российское?

Цветовая гамма, низкие качество и технические характеристики ткани, неповоротливость отечественной промышленности, вот что, по мнению известных дизайнеров России, тормозит развитие русской индустрии моды. Из года в год после показа образцов новых моделей одежды из тканей на основе льна наблюдаются повторяющиеся тенденции по причинам перечисленным выше.     

 

В России существует более двух сотен «как бы наших» брендов одежды разнообразного функционала. Но, что удивительно, большинство их отшивается в странах Азиатского региона, и почти все они используют импортные ткани и фурнитуру. Вот где надо исправлять ситуацию с помощью заново обученного кадрового состава, создавая модную индустрию будущего, главными критериями которой будут являться использование отечественного сырья и продукции на его основе.

 

Создавая одежду из натуральных материалов, экологически чистую и доступную для большинства малообеспеченных граждан России, постепенно, шаг за шагом мы займём своё место на территории других стран. Натуральная и качественная продукция найдёт своего массового потребителя, а средства, полученные от реализации, пойдут на производство эксклюзивных экземпляров одежды.

 

Одежда от кутюр или прет-а-порте имеет право на существование для демонстрации в рекламных целях модными домами или под заказ небольшого класса богатых людей, определяющих направление развития модного бренда, объёмы его промышленного производства и финансирования.

 

Почему, мы, имея конкурентные преимущества и возможности завоевать мировой рынок с товарами изо льна и конопли под маркой «Сделано в России» топчемся на месте?  Из последних публикаций в СМИ приходит понимание, хлопка нам не видать, а от стран конкурентов мы получим, извиняюсь за сарказм «ослиные уши и дырку от бублика».  

 

Но, "Что же из этого следует? - как  поёт бард С. Никитин.

- Следует жить! Шить сарафаны и лёгкие платья из ситца.

- Вы полагаете, всё это будет носиться?

- Я полагаю, что всё это следует шить!

 

Парадокс заключается в том, что основной объём продукции в России производится из импортируемой ткани, а из отечественной материи, за некоторым исключением, выпускают низкосортный ширпотреб или отчётную продукцию, применяя идеи модных дизайнеров для ублажения вышестоящего начальства, отвечающего за распределение государственных субсидий.  

 

К каким результатам мы пришли, уже всем понятно. Но как дальше развиваться? Вопрос остаётся открытым. Хочется увидеть профессиональные предложения по развитию экономики в особых условиях конкурентной борьбы и санкций, а не слушать выступление ответственного товарища какого-нибудь министерства, убеждающего общество в успешном развитии всех отраслей лёгкой промышленности на показах моды.

 

Спасет объединение!

По мнению профессионалов в области возделывания и переработки лубяных волокон перезапустить многие отрасли лёгкой промышленности и снизить хлопковую зависимость возможно только при учреждении, объединяющей вертикально-интегрированной структуры на основе частно-государственного партнёрства. Другие пути успешного экономического развития пока не предвидятся. Без новаторских идей в сельском хозяйстве, машиностроении и, особенно, в образовании нас ждёт управляемая стагнация.  Есть пословица «где колхоз - там голод», но  как показывает опыт взаимодействия в мировой экономике, объединение - единственный способ выхода из кризиса.

 

И проблемы с хлопком возникшие на АО «Красный Перекоп» в Ярославле, на площадке которого проходил форум SMARTEX-2022 и проблемы ОАО ХБК «Шуйские ситцы», а также других текстильных предприятий, можно решить за счёт использования в производстве хлопкоподобного льноволокна, изготовленного методом механохимической котонизации на одном из региональных предприятий, входящих в структуру ПАО «Лён России».

 

Сейчас это мечты, но если конкретно, то для организации одного регионального предприятия мощностью до 5 тыс.т/год льноволокна заменяющего хлопок потребуется  привлечь инвестиции в размере 2,5 млрд. рублей, найти площадку под строительство 12 га с необходимой инфраструктурой и сельскохозяйственные земли 12,5 тыс. га с учётом 5ти-польного севооборота.

 

В стороне стоять нельзя!

В общем, осталось только обсудить, какой кадровый состав нам нужен для осуществления поставленных грандиозных задач, как и чему подрастающее поколение учить будем? Если есть идеи, не стесняйтесь, выносите на всеобщее обсуждение, потому как в смутные времена, только объединение спасало матушку Россию!

 

Предыдущие публикации автора: 1,2,3, 4


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: