Факты и цифры

Конопляные традиции Марий Эл

15.12.2020 - 1306 просмотров

Марийцы в основном изготовляли одежду из домотканого конопляного холста, реже – изо льна - йытын (характерно для мари, проживающих на Урале). Поэтому Марий Эл - один из регионов, где традиционно возделывали коноплю (кине).

 

Обработкой волокна, прядением, вязанием, вышиванием, ткачеством занимались женщины. Восточные мари делали пестрядинные ткани, но большинство - преимущественно белые, причем на одном и том же примитивном ткацком станке марийки умели изготовлять до 12 видов холстов.

 

По умению ткать и вышивать выбирали невесту. Поэтому существовало поверье, что во время работы на ткацком станке изделие нужно беречь от сглаза. Для этого станок закрывали тканью.

 

У хозяек была своя технология стирки вещей из натурального льна или конопли. Причем от многочисленных стирок со временем вещи из конопли становятся намного белее. Но вышивка была яркой. Для нее нитки красили, используя растительные и минеральные красители: зеленый цвет -давала серпуха обыкновенная; желтый – отвар коры ольхи; красный – ее недельный настой; черный, когда настой готовили с добавлением железа.

 

 

Мужчины же занимались другим ткацким промыслом. В ряде мест компактного проживания мари (в волостях Кшкловская и Кулле-Киминская Царевококшайского уезда и Янгильдинская и Акрамовская Козьмодемьянского уезда Казанской губернии) получил распространение рогожно-кулеткацкий промысел, для которого использовали конопляное короткое волокно. В Кулле-Киминской и Кшкловской волостях. Здесь даже по неполным данным у крестьянского населения насчитывалось 570 рогожных станов, на которых должно было работать до 1710 человек (из расчета по 3 человека на стан). Тканьем рогож занималось также население Себе-Усадской, Моркинской и Шиньшинской волостей.

 

Рогожники были наемными рабочими, перерабатывавшими у себя на дому сырье, взятое у скупщиков и получавшими за свой труд плату, которой едва хватало на хлеб. Рабочий период крестьянина - рогожника длился с 1 -го октября до 15 апреля до есть 6,5 месяцев. Общий заработок 1364 рогожников Кулле-Киминской волости за все время работы земские исследователи определяли в 10711 руб. или 7,85 рубля на человека. Взяться за этот изнурительный труд при 14-ти часовом рабочем дне, мизерной плате и отсутствии минимальных гигиенических условий могла заставить крестьянина только крайняя нужда.

 

Конопля кормила и одевала марийцев. Из домашнего белого холста шили мужские штаны и традиционные нательные рубахи (тувыр, тыгыр), которые имели туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему под прямым углом в ширину точи холста пришивали рукава, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых продольно. Рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи части луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез имелся на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух нитяных завязок (мелгандыра). Мужские рубахи в середине XIX века были очень длинными. Однако к началу XX века они становятся значительно короче. По традиции рубашку носили подпоясанной. К поясу подшивали ножны, мешочки для табака, кошелек и различные подвески-обереги. 

 

 

Приметы и поверья

 

О значении конопли свидетельствуют многочисленные приметы и обряды, связанные с ее возделыванием и переработкой. Например, во время сева нельзя было стричь волосы, пугать птиц. Сеять коноплю  после полудня также было запрещено.

 

Первый марийский зимний праздник Шорыкйол (русские святки, Рождество) носил аграрно-магический характер. Хозяйки на гумне били прялкой коноплю, со словами: «Кужу кыне шочшо!» («Пусть уродится в будущем году длинная конопля!»), «Кужу кыне вес ганат шоч, сай мyшан лий!» («Пусть в этом году родится хорошая конопля с куделями волокна!»).

 

Перед застольем хозяева молились богу праздника Шортйол и просили у него плодовитости скота, здоровья членам семьи и богатого урожая. В число традиционных блюд входили суп из конопляных семян (нöшмö шур), конопляный хлеб (нöшмö кинде), ватрушки с начинкой из картофельного пюре с конопляными семенами (нöшмö перемеч).

 

Во главе ряженых шли Васли-кугыза (дед Василий) и Васли-кува (бабушка, жена деда Василия), которые не только традиционно поздравляли односельчан, владельцев дома. Девушки должны были продемонстрировать свое рукоделие, а гости в похвалу Васлий кува, кугыза разбрасывали жареные семена на хозяев, имитировали длину волокон конопли, что должно было обеспечить богатый урожай пеньки. 

 

Народные приметы обещали хороший урожай льна и конопли, если:

 

- вечером на Ярило. Евдокия-плющиха. Данило-новичок (1 марта) показывался яркий месяц и шел дождь.

- на Павла Капельника (20 марта) обильно бежала с крыш вода

- на Кондрата и Василису, вешней воды указательницу (23 марта) стояла сумрачная погода: «день мглист — лён волокнист». 

- на Феофана (25 марта) -«весна плечи расправляет» утром будет идти дождь. Причем интенсивность дождя прямо связывали с объемом и качеством будущего урожая.

- в Устинов день (14 июня) "Устин тянет вверх коноплю, а Харитон — лен",

Масленичные развлечения начинались в понедельник утром катанием с горы ÿярня курык (масленичная гора). При скатывании с горы выкрикивали различные пожелания: «уродись высокой конопля!» (кыне кужу лийже), Скатывающиеся с горы женщины старались прокатиться как можно дальше, ибо существовало поверье: чем дальше прокатишься, тем длиннее уродится конопля. Чтобы получить хороший урожай конопли, во время катания ее семена рассевали по снегу, произнося соответствующие этому случаю заклинания. 

 

Кугече - праздник весны - обрядовый народный праздник мари, отмечается в четверг, через семь недель после Масленицы (Уярня). Он сопровождается обрядом катания на качелях - символе шелковых качелей (порсын лӱҥгалтыш), на которых Юмын Ӱдыр спустилась с Неба. Качаться можно только супругам и молодёжь. ДЕТЕЙ НА ЭТИ КАЧЕЛИ НЕ САЖАЛИ! 

Пары старались на качелях раскачаться высоко, поскольку согласно поверью: «поднимешься к небу высоко – озимь взойдёт дружно, конопля поднимется высоко».

 

В период от церковного праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и до четверга на девятой неделе после Пасхи нельзя было выколачивать бельё с помощью скалок и перетирать коноплю, "иначе будет буря и непогода".

 

По материалам 1,2,3, 4

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. 2024. Март. Ч.5
29.03.2024

С началом посевной аграрии Северного полушария столкнулись с дефицитом посевного материала

Об эффективности препаратов с каннабидиолом
28.03.2024

Дороги и наносят потенциальный вред 

 

 

 

 

...
Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: