Факты и цифры

История конопли в Норвегии

15.04.2022 - 391 просмотр
Автор: Ян Бойер Виндхайм

На протяжении последней тысячи лет конопля в Норвегии была источником волокна.  Однако в норвежской долине Гаусдал люди еще в девятнадцатом веке поднимали шляпы в знак приветствия, когда приближались к полю конопли. Известно, что на этом растении обитал ветта - дух природы, к которому лучше всего относиться с уважением. В норвежском фольклоре конопляная ткань символизировала начало и конец, была символом жизни и смерти — как новорожденные, так и мертвые были одеты в конопляную ткань при рождении и похоронных церемониях. Эти традиции могут быть отголосками времен, когда конопля имела религиозную функцию в дохристианской религии. 

 

Доказательств, что в Норвегии коноплю выращивали в доисторические времена, нет, но  образцы пыльцы в слоях, относящихся к римскому периоду  -  начало христианской эры,  позволяют предположить, что конопля росла в окрестностях Осло-фьорда. Первые ж свидетельства о конопле в Норвегии относятся к эпохе викингов: тканые  изделия из конопли, вероятно, фрагменты паруса -  были помещены в могилы на юго-западе Норвегии около 1000 года.  До этого времени обычным материалом для парусов кораблей викингов была шерсть или волокно крапивы, а веревки и лески делали из лыка липы.

 

Конопляное волокно стало более важным для викингов в качестве материала для снастей. Длинные, гибкие волокна конопли позволяли производить лучшие снасти, что, в свою очередь, было важной предпосылкой для длительных морских путешествий викингов. Таким образом, конопля была важным предметом торговли, а также важной наградой от их регулярных вооруженных набегов.

 

Королева Осеберга

Самым богатым археологическим материалом времен викингов в Норвегии является находка в Осеберге: две женщины, захороненные на великолепном корабле около 850 года в кургане в графстве Вестфолд. В могильнике были найдены небольшой кусочек пеньковой ткани и четыре семечка Cannabis sativa, одно из которых находилось в небольшом кожаном обережном мешочке.

 

  Известный археолог Анна Стине Ингстад, отвечающая за раскопки средневековых норвежских поселений в Ньюфаундленде, считает, что младшая из этих двух женщин, именуемая королевой Осеберга, была не только светской королевой, но и жрицей великой норвежской богини Фрейи. А. Ингстад  также считает, что семена конопли в (талисманном) мешочке указывают на возможное ритуальное использование конопли в качестве интоксиканта в дохристианской Скандинавии. Об этом же свидетельсвует факт, что женщины на корабле Oseberg носили одежду изо льна, шерсти, шелка и крапивы, а не из конопли. Кроме того, несмотря на лучшее качество пеньковой веревки, такелаж корабля был сделан из известковых волокон.

 

Наличие этих семян доказывает, что растение конопли достигло Норвегии к раннему периоду викингов, но как семена попали в страну и были ли они выращены в Норвегии – не известно. Тем не менее,  уже в IX веке существовали активные торговые пути как на восток через Россию, так и на запад вдоль европейских побережий и водных путей. Поэтому разумно предположить, что семена конопли в Норвегии и семена, которые были помещены в гробницы в центральной Европе более тысячи лет назад, имеют общие корни.

 

Предположение Ингстада о том, что азиатское ритуальное использование конопли, возможно, достигло Скандинавии, хорошо согласуется с происхождением конопли в Центральной Азии и с этимологическими теориями, прослеживающими слово cannabis до финско-угорских корней. Существование женских noaides (саамских шаманов) было установлено Мэй-Лисбет Мирхауг, но ритуальное использование конопли, по-видимому, неизвестно в традиции saami noaide.

 

В дополнение к теории ритуального использования конопли во времена викингов или ранее, разумно рассмотреть другую, более приземленную теорию: семена конопли были помещены в сумку королевы Осеберга за их редкость. Это были высоко ценимые семена чрезвычайно полезного растения, пока еще редкого на севере. Семена конопли были ценны за их обещание лучшего каната и более прочного текстиля. Такая теория, конечно, не исключает возможности того, что конопля также могла иметь ритуальное применение.

 

Тысяча лет конопли

Примерно в 1000 году конопля уже выращивалась в нескольких местах в Норвегии, но, все же, импорт был больше, чем местное производство. В конце средневековья пеньковый текстиль стал обычным явлением, что подтверждается общими элементами топонимов"Hamp" и "harp"  в нескольких частях Норвегии, а тем, что они встречаются в норвежских формах речи, таких как "inn i hampen" ("на поле конопли", что означает "за пределами доверия"). С тринадцатого века король облагал налогом производителей конопли, а с шестнадцатого века ведутся записи о государственных доходах от выращивания конопли в Вестфолде.

 

В Норвегии конопляное волокно в основном было сырьем для веревок и грубого текстиля. Если же конопля могла поставлять текстиль столь же тонкий, как лён, волокна, выращенные в Норвегии, требовали больше работы. Лён обычно был тоньше, чем конопля, но итальянские сорта конопли могли обеспечить качество, сравнимое с льняным текстилем. 

 

Примерно до 1880 года в домашнем хозяйстве было принято прясть конопляную пряжу. Еще в 1977 году Олав Скарсвааг, рыбак с острова Фройя, вспоминал о своей семейной традиции:

"До конца прошлого века из конопли изготавливали лески и сети. Хлопок вошел в употребление на рубеже веков. Я думаю, что хлопок был не таким сильным, как конопля, но он был немного дешевле. Конопля в основном поступала из России и Италии, и я считаю, что итальянец считался более тонким и гладким, чем русский".

 

В "Зеркале короля", учебнике тринадцатого века, написанном для неизвестного благородного юноши, молодому человеку советуют прикрыть рубашку (шерстяным) плащом перед приближением к королю, поскольку "ни один человек не может сделать себя привлекательным в льне или конопле". (Hellevik 1965) Конопля регулярно использовалась ближе всего к телу, в качестве нижнего белья. Но она также использовалась для более тонкого текстиля, а иногда даже для декоративного плетения. Примеры этого можно увидеть в Nordenfjeldske Kunstindustrimuseum в Тронхейме.

 

Производство конопли

 

В более поздние времена большинство норвежских ферм любого размера имели свое собственное конопляное поле, часто в непосредственной близости от навозного погреба. Есть сообщения о выращивании конопли на севере до Вельфьорда в графстве Нордланд. В центральной части южной Норвегии конопля использовалась в качестве текстильного волокна, но вдоль побережья конопляные волокна использовались для всевозможных линей, канатов, сетей для лодок и кораблей. Для выращивания конопли лучше подходили  внутренние долины с благоприятным климатом, чем штормовые прибрежные районы. Поэтому больше конопли выращивалось внутри страны, чем вдоль побережья, где на конопляное волокно был самый большой спрос.

 

  Традиционно сначала собирали мужские растения, а чуть позже - женские. Растения вырывали с корнями и сушили в пучках. Затем семена можно было стряхнуть, прежде чем растения были замочены в воде для реттинга. Когда мягкие части растения были растворены, стебли высушиваются еще раз и вытягиваются по кусочкам через hampebraak. У этого есть "рот", который ломает стебли и позволяет удалять волокна из деревянных частей. Это тяжелая работа, которую обычно выполняли мужчины. В норвежском словаре конца девятнадцатого века мы узнаем, что hampebraak или hampedengje  означает "шумная или ленивая женщина". О разговорчивых людях говорили, что "рот пошел, как hampeklove". Эти слова относятся к хорошо известным инструментам из различных этапов приготовления волокон конопли. Оборудование было таким же, как и для приготовления льняных волокон, но инструменты для конопли были грубее, чем соответствующие инструменты для льна.

 

Следующим шагом является протягивание волокон через hackle, своего рода гребень, который разделяет волокна. Это считалось более легкой работой и выполнялось женщинами. Рубленые волокна можно было прясть, а затем ткать или использовать для изготовления веревок.

 

Те, кто покупал импортные волокна в "куклах", пучках волокон весом 6-9 кг., избегали большей части этой подготовительной работы. Как сообщил г-н Скарсваг, конопляные доллары использовались для изготовления канатов и других целей на фермах в зимнее время.

 

Король призывает к конопле

 

Маловероятно, что конопля выращивалась в самых северных частях страны, но, как видно из письма, отправленного в 1591 году королем Дании-Норвегии Кристианом IV шведскому королю Сигизмунду, пеньковые волокна были предметом торговли. В письме Кристиан жалуется, что шведские чиновники продают гвозди, коноплю, ликер и масло саамским рыбакам и тем самым заменяют датских и норвежских торговцев. Эта конопля была, вероятно, в виде кукол, которые шведы привезли с Балтийского моря.

 

На датском острове Фын традиция гласит, что искусство выращивания конопли было привезено моряками из балтийских земель.(Brżndegaard 1979) В датских частях королевства условия для выращивания конопли были намного лучше, чем в Норвегии, и король Кристиан IV в 1629 году потребовал от датских фермеров выращивать коноплю для снабжения своего флота. Он поставлял семена через своих шерифов. Его преемник Кристиан V даже включил обязанность выращивания конопли в свой датский закон 1683 года, который гласит:

"Каждый фермер, который держит полную ферму и не сеет бушель семян конопли, и тот, кто держит половину фермы, половину бушеля, должен быть обвинен своим господином и наказан как упрямый и неохотный слуга, если он не докажет, что у него нет подходящей почвы".

 

В соответствующий норвежский закон не был включен отрывок о выращивании конопли, но можно предположить, что королевские чиновники пытались стимулировать производство конопли в тех частях Норвегии, где это было возможно. Растущий импорт волокон конопли, должно быть, был причиной для беспокойства. Только в порт Берген в период 1650-1654 годов было ввезено 3064 корабельных фунта конопли (около 500 тонн), в основном из стран Балтии. О регулярности балтийской торговли коноплей и льном свидетельствуют также две строки из известного стихотворения написанного священником и поэтом Петтером Дассом в 1702 году:

 

В Ревель и Ригу вы отправились за коноплей и льном.

 

Упоминание конопли и льна в одном контексте было довольно распространено, поэтому нелегко отличить материалы, изготовленные из этих двух типов волокон.

 

Датчанин Герхард Шшнинг путешествовал по поручению датского короля по частям Норвегии в 1773-75 годах. Его доклад королю является важным источником информации об этой эпохе. Описывая состояние промышленности и сельского хозяйства в городах и в сельской местности, он жалуется, что в большинстве деревень выращивается слишком мало конопли, хотя некоторые виды конопли выращиваются даже в горных деревнях, таких как Оппдал. Тем больше он обрадовался, приближаясь к деревне Спарбу:

 

"Как только я вошел в Спарбоен, я сразу же столкнулся с большим полем конопли. Там было мало или ничего, чтобы увидеть коноплю в предыдущих деревнях в Indherredet, в Sparboen однако много. (Schšning 1979, II, 75)

 

В некоторых местах, например в "Сурендалене", выращивалось много конопли. "Посевы конопли и льна во многих местах пышные", - сообщает Б. Х. Левеншельд из Братсберга, недалеко от Тронхейма, в 1784 году. Но местного производства, очевидно, было недостаточно, чтобы покрыть спрос, так как фермеры из Йшмтланда, через шведскую границу, каждый год совершали поездки на норвежские рынки с коноплей, а также льном.

 

Власти постоянно стремились стимулировать дальнейшее производство конопли. В 1775 году Королевский колледж наук в Тронхейме предложил приз за лучший трактат о выращивании конопли, и победителем стал приходской священник Клаус Финде из округа Согн на западном побережье. Его победное эссе так и не было опубликовано, но рукопись хранится в библиотеке Королевского колледжа наук в Тронхейме. Отец Финде описывает различные виды почвы, которые подходят для конопли и льна, процедуры посева и жатвы, включая метод отделения мужских растений (Giaedder) от женских.

Газеты также внесли свою лепту в дело борьбы с коноплей - Adresseavisen in Trondheim в 1802 году опубликовал статью о выращивании конопли, включающую следующие отрывки:

 

The newspapers also did their bit for the cause of hemp. Adresseavisen in Trondheim, in 1802 published an article on the cultivation of hemp, including the following passages:

A sensible farmer cultivates for himself as much hemp as is needed for the running of his farm. ... At the beginning of May, after the conditions of the year, the hemp should be sown, when the soil is dry, harrowed down with a wooden harrow and rolled. Thereafter small creatures such as chickens should be kept well away from it. ... Once the hemp is sown and treated as shown, it will grow so that it in the month of August has progressed far enough that some of it is ripe, and can be pulled ... The Male hemp ripens first and it is this that first must be pulled, or rather separated from the female. One starts therewith from one edge of the field, takes out or pulls up the ripe hemp in one's front, in this way one obtains space to enter the hemp without damaging the plants that remain standing. The female hemp, the one that bears the seed, should yet remain standing 3 to 4 weeks to ripen. (Adresseavisen 1802, nr 14)

 

Во время Наполеоновских войн порты Дании и южной Норвегии были блокированы английским флотом. Ни один груз не мог попасть в страну из Прибалтики. Поэтому купцы из Тронхейма и Бергена отправляли корабли на север в российский порт Архангельск за зерном, коноплей и другими товарами, но этого было недостаточно для нужд страны. Когда норвежские каперы в 1809 году захватили британский корабль, груженный коноплей, и доставили его в порт Тронхейм, правительство захотело сохранить этот ценный груз для государственных нужд. Капитаны каперов отказались подчиниться этому требованию, поскольку "страна остро нуждается в конопле для целей рыболовства и торгового флота". Им удалось продать 1500 килограммов конопли (около 27 тонн), прежде чем правительство смогло забрать оставшийся груз

 

На этом фоне было вполне естественно, что Королевское общество благосостояния Норвегии, основанное в 1809 году, сильно агитировало за увеличение выращивания конопли в Норвегии. Шериф Сиверт Ааарфлот из Вольды в 1805 году опубликовал в Копенгагене небольшую книгу на тему "Выращивание и приготовление конопли". Он также распространял информацию о выращивании конопли через свой собственный журнал "Norsk Landboeblad".

 

Канатные дороги

 

Основное использование конопли в последние века было для канатов для снабжения норвежского торгового  и рыболовного флота. Канатная прогулка (кручение веревок и канатов) - одна из старейших форм промышленности, и канатные прогулки были созданы в нескольких местах вдоль норвежского побережья, став характерными чертами многих норвежских городов. Во многих населенных пунктах дороги и площади до сих пор имеют названия, напоминающие о наличии канатных дорог в прежние времена. Изготовление веревок было необходимой практикой везде, где строились или ремонтировались корабли и лодки.

 

Датско-норвежские короли предприняли шаги по организации и налогообложению канатной промышленности с семнадцатого века. В 1607 году в Бергене, в то время главной норвежской гавани, была создана "новая веревочная прогулка", что означает, что одно или несколько таких учреждений существовали ранее. В Тронхейме два местных торговца получили королевскую привилегию производить веревку в 1637 году.

 

Производство веревки было ремеслом, требующим здания или открытого пространства той же длины, что и веревка, поскольку только в двадцатом веке было разработано оборудование, позволяющее наматывать веревку во время производства. Если канатная дорога не имела крыши, корабельные снасти можно было делать только в сухую погоду. Было незаконно продавать снасти из мокрой конопли в качестве военно-морского снаряжения.

 

Чтобы сделать пеньковые веревки прочными и эластичными, их нужно было пропитывать смолой. Смола нагревалась в больших сосудах, через которые можно было протянуть или окунуть веревку. Поэтому веревочная «прогулка» была опасна для пожара и по этой причине часто размещалась за пределами центра города.

 

Необходимое количество конопляного волокна было огромным. Одному парусному судну требовалось несколько миль различных видов снастей. Вершиной норвежского военно-морского канатоделия стал якорный трос для фрегата "Конг Сверре", изготовленный из 4 тонн русской конопли. Ее несли по улицам Тинсберга в 1864 году 120 моряков во главе с марширующим оркестром.

 

В 1870-1874 годах Норвегия импортировала более 18 000 тонн конопли и 1200 тонн каната. Во времена войн и кризисов торговля часто прерывалась, и поэтому для канатных прогулок требовались большие запасы конопляного волокна. Одна большая канатная дорога, Tżnsberg Reperbane, имела емкость для хранения 2000 тонн конопли. Во время Первой мировой войны норвежские купцы были вынуждены вновь открыть старый Северный морской путь в Архангельск, и в 1918 году груз в 900 тонн конопли прибыл в северо-восточный город Вардж, где местным властям не хватило складских помещений. Поэтому часть груза была перевезена на хранение в Хаммерфесте, дальше на запад.

 

После Первой мировой войны спрос на конопляные снасти быстро сократился. Объем импорта в период 1920-24 годов составлял лишь половину от объема десятилетием ранее. Однако всплеск антарктического китобойного промысла в конце 1930-х годов вновь вызвал рост производства конопли. Китобои тщательно относились к своему снаряжению, а гарпунщики особенно бережно относились к "предтече" - тонкой веревке, соединенной непосредственно с гарпуном. Только ручная итальянская конопля имела желаемое качество. В период 1930-35 годов импорт достиг нового высокого уровня - почти 20 000 тонн конопли, в то время как экспорт снастей достиг более 3000 тонн.

 

Новая эра выращивания конопли

 

С упадком больших флотов парусных судов спрос на снасти упал, и то, что осталось, было перенесено на волокна, отличные от конопли. Несмотря на небольшой рост производства конопли во время Второй мировой войны, к концу 1950-х годов в Норвегии не было зарегистрировано выращивание этой культуры. А с введением нового законодательства о наркотиках в 1964 году выращивание конопли даже стало незаконным, хотя семена не были запрещены до 1999 года.

 

В 90-е годы ХХ века выращивание конопли было вновь возродилось в нескольких странах Северной Европы. Однако в результате жесткой политики в отношении наркотиков в Норвегии и Швеции все заявки на выращивание конопли, как от научных учреждений, так и от индивидуальных фермеров, были отклонены.

 

Летом 2001 года небольшое количество фермеров в графстве Вестфолд передало полиции более 3000 незаконно культивируемых растений конопли с низким содержанием ТГК и потребовало судебного преследования. Возник общественный спор, в результате чего Министерство сельского хозяйства Норвегии выступило с докладом по данному вопросу и объявило, что основной причиной возникающих конфликтных ситуаций в сфере промышленного коноплеводства страны является отсутствие законодательного разграничения понятий технической и медицинской конопли.

 

Министр сельского хозяйства сразу же пообещал разобраться с ограничениями на промышленную коноплю, а через несколько недель его министерство выступило с докладом о проблемах отделения опьяняющих штаммов от промышленной конопли. Министерство не предвидело больших проблем в этом плане и рекомендовало систему лицензионного выращивания. Однако выращивание конопли из-за  ассоциации конопли с марихуаной, в Норвегии все еще  остается незаконным.

 

 Норвегия не является частью ЕС и имеет свои собственные правила каннабиса. Продажу и распространение продуктов, содержащих CBD, очень строго контролирует Норвежское агентство по лекарствам . В Норвегии, по данным dailycbd.com,  нет одобренных препаратов на основе CBD, а импортный медицинский CBD на основе конопли не должен содержать более 1% ТГК. При этом CBD считается освобожденным лекарством и доступен только по рецепту врача, который  должен иметь лицензию на назначение медицинского CBD.

 

 

Статья была опубликована в Журнале Промышленной конопли, издаваемом Международной ассоциацией конопли

 

Публикуется в образовательных целях

 

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. Август. Ч.3
19.08.2022

Мир в ожидании урожая 

Независимость – это свое производство
18.08.2022

Размышления старейшего участника отрасли

Байерские экскурсии на FashiuonStyleRussia
17.08.2022

Составить 100% продаваемую коллекцию

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: