Звоните:8 (985) 613-53-98
Пишите:info@rosflaxhemp.ru
Факты и цифры
Каталог предприятий

Магические свойства конопли

20.06.2014 18:34 - 13992 просмотра
Автор: admin
E-Mail: info@rosflaxhemp.ru

Конопля и лен больше, чем другие растения претерпевают столько «страданий», превращаясь из семени в полотно или рубаху (семя закапывают в землю, стебли дергают, мочат, сушат, мнут, треплют, чешут, прядут, отбеливают).  И каждый этап – от ее сева до тканья полотна,  сопровождался ритуальными  обрядами.  У сербов, например, с помощью конопли отгоняли градоносную тучу. Славяне узнали коноплю раньше, чем лен. Поэтому именно конопля в народном фольклоре ассоциировалась с женской долей, а женщины использовали растения и кусочки ткани в качестве оберега.

 

В Могилевской губернии перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для конопли. Сеяли коноплю босиком, непременно молча (не допускалось даже здороваться и отвечать на чье-либо приветствие), сняв шапку и с завязанными глазами - иначе птицы выклюют семена либо посеянная конопля не взойдет. Чтобы волокно было белым, а семенные головки - крупными, по коноплянику разбрасывали либо закапывали в землю яйца или яичную скорлупу, а перед севом вся семья ела блюда из яиц.

 

Для магического возбуждения вегетации и обеспечения роста конопли на Рождество, Масленицу,  в первую неделю Великого поста, на Ивана Купалу, в Петров день домочадцы прыгали с лавок, столов, печей; поднимали или подбрасывали вверх предметы; женщины катались с гор на санях, на скамьях, на донцах от прялок, катались на лошадях (восточные славяне); качались на качелях, танцевали с подскоками — «на высокий лен и коноплю» (западные и южные славяне); русские, чехи, болгары зажигали костры и прыгали через них - чем выше, тем лучше урожай. У словаков и  болгар, чтобы конопля выросла высокой, девушки выбирали для танцев самого высокого парня; а белорусы на плечах (высоко) несли семена конопли на поле. А еще  выбирали сеятеля с густыми волосами и бородой, чтобы конопля выросла густой и  тонковолокнистой.

 

С коноплей связывали способность к рождению потомства. Русские, чтобы оградить новобрачных от порчи, тоже  молодых на свадьбе  семенами конопли, клали семена в обувь молодым и посыпали ими во время свадьбы. В Моравии, Словакии жениха и невесту опоясывали стеблями конопли по голому телу, а болгары раскладывали вокруг невесты конопляные стебли и поджигали их. Молодая (моравско-словацкое пограничье), входя в новый дом, разбрасывала по избе конопляное семя, чтобы выгнать из дома злых духов и ведьм. Чтобы у молодоженов были дети, а у молодой были легкие роды, мать клала невесте за пояс семена конопли, а та во время венчания высыпала их на пол. У сербов невеста, не желавшая иметь много детей, брала на венчание «мужскую» коноплю. Новорожденного перевязывали матками, или материнкой (женская особь конопли с семенами). Если же его обвязать плоскунами, или посконью (растение с мужскими цветками), он будет бесплодным. Девочке в первую купель чехи клали коноплю, чтобы волосы у нее были длинные. Сербы при посещении роженицы приносили с собой одно пасмо конопли, которое клали в люльку, чтобы  мальчик  вырос усатым, а девочка «волосата». 

 

Сербы окуривали покойника конопляным дымом, а пепел и остатки растений клали в гроб. Кроме того, чтобы покойник не стал вампиром, они покрывали его конопляным полотном, а поверх рубашки опоясывали пасмом конопли. Болгары для этих же целей обкладывали могилу коноплей либо конопляной паклей и поджигали их. В Болгарии и Закарпатье на Благовещенье куски конопляного полотна клали на пол по углам избы, поджигали и дымом окуривали все вокруг, чтобы уберечься от укуса змеи и  «гады, выползшие из земли, не заползли в дом». В Лесковацкой Мораве в Мышиный день (9 ноября) молодежь обходила дом с коноплей и изгоняла  грызунов,  а затем собирала все стебли и устраивала из них костер в центре села. В Подолии на Ивана Купалу собирали конопляный цвет и рассыпали перед входом в дом и в хлев, чтобы преградить путь ведьме.

 

Коноплю использовали и в народной медицине. Например, рядом с колыбелью клали зеленую коноплю, чтобы ребенок лучше спал. От заразных болезней детей мазали сажей,  сожженной пакли, которой обмывали покойника. В Восточной Сербии от эпилепсии употребляли «забытую» коноплю, т.е. оставшуюся в поле неубранной. А  в селах на границе  между Белоруссией и Россией конопляную нитку, которую пряли в Страстной четверг,  использовали при лечении переломов и вывихов.

 

По материалам  В.В.Усачевой (Институт славяноведения РАН) и http://pagan.ru

 

Справка: Валерия Васильевна Усачева - ученый-славист,  занимается историей традиционной славянской духовной культуры в XIX и XX вв., изучает языковые, фольклорные и этнографические данные всех славянских народов. Ее монография «Славянская ихтиологическая терминология. Принципы и способы номинации. Обратный словарь» (М., 2003) стала настольной книгой этимологов и специалистов по сравнительной славянской семасиологии. Полная библиография печатных работ В. В. Усачевой с 1965 по 2008 гг.помещена в сборнике «Славянская этнолингвистика. Библиография». М., 2008.С. 203–214.

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Грандивильский лён
20.02.2019

Оригинальная цветная литография из серии "Les Fleurs animees"

Использование льняной муки в технологии слоеных изделий
20.02.2019

Особым спросом пользуются замороженные полуфабрикаты из слоеного теста

Лён. Британский внутренний фронт
20.02.2019

Во время Второй мировой войны художница делала зарисовки женщин Women's Land Army, заняты...


Подписка на новости
* Поле обязательное для заполнения
Оформить заказ: