Факты и цифры

Конопляная тайна Кинешмы

13.11.2018 - 2232 просмотра
Автор: Андрей Блинов

Смысл  древнего топонима реки, долины, горы,  леса, населенного пункта  можно понять, если  знать язык тех людей, которые дали такое имя. Взять, например, город в Ивановской области - Кинешму, откуда я родом. Смысл этого названия до сих пор не могут объяснить и относят к числу «загадочных». Впрочем,  точная дата основания Кинешмы тоже неизвестна.  Первые же письменные источники 1429 года, в которых упоминается  Кинешма, уже используют древнее имя населенного пункта.  

 

Как известно, территорию  современных Ивановской, Костромской, Ярославской, Владимирской, Вологодской, Смоленской, Тверской и Московской  областей населяли меряне - наследники дьяковской культуры. Память о народе меря хорошо сохранилась в топонимике рек: по северной границе Москвы, образуя после запруды Долгие пруды (Долгопрудный, пос.Cеверный) протекает река Мерянка; река Мерешка впадает в Волгу на левом берегу, напротив Кинешмы, а  в 7 км ниже по течению, в Волгу уже впадает река Мера, протекающая рядом с дачей А.Н.Островского в Щелыково.  

 

Большинство исследователей, в том числе академик А.К. Матвеев (подробно см,  его труд «Субстратная топонимия Русского Севера»), сделали вывод, что названия  русских рек и городов: КлязьМа, СойМа, ЛаМа, ЯхроМа,  РешМа,  ЧухлоМа, КохМа, ВохМа, КостроМа, ТотьМа и, разумеется, Кинеш-Ма тоже происходят из мерянского языка.

 

Наиболее близким к метисному  финско-славянскому народу меря считается фино-угорское племя мари (современные марийцы). Если принять, что корень «Ма» в слове имеет смысл «земля у воды», то «Кинешма»  в переводе будет означать - «тихая земля», «тихая гавань». Эту версию подтверждает то, что у финнов, эстонцев, карел, вепсов, удмуртов, коми, эрзя и мокши (мордва), родственных мари и сохранивших с ними общие языковые корни, элементы культуры, а также  Y-хромосомную гаплогруппу N1c-Tat (встречается у 67 % удмуртов, 61 % финнов, 53 % саамов, 51 % коми, 50 % марийцев и 34 % эстонцев), слово МАА  (А длинное!)  переводится с:

 - финского и  карельского  языков, как:  земля  (сущ) – страна (ж), земля (ж); масть;  местность (ж);  

- эстонского языка (700 км от Москвы на запад)  - земля, страна, грунт, участок, мир, край, планета (сущ), сельский, земной, наземный, земляной, земельный (прил).

 

Замечу, что в Эстонии тоже есть города с корнем «Ма» в названии: Saаremaa, Хийумаа,Ида-Вирумаа, Пярнумаа, Валгамаа, а Россию эстонцы называют  Венемаа (по одной из версий означает - «земля предков»).

 

Впрочем, есть другая версия, согласно которой Кинешма переводится как «Земля конопли» - область, где в обилии выращивают коноплю, либо  место, где  идет торговля коноплей и продуктами из нее  (канаты, веревки, парусина, пакля, олифа, зерно, масло).  Дело в том, что в переводе с  современного языка мари -  потомка мери – «кыне» (в родительном падеже – кынеш») означает «конопля, конопляный». 

 

Такая трактовка вполне может иметь место: помимо проса, ячменя, пшеницы, дьяковцы возделывали коноплю и лён, которые  в хозяйственном укладе этого этноса занимали значительное место. Да, и  основу питания марийцев в прошлом составлял пресный хлеб (кинде),  лепешки (эгерче), пироги (кагылъ) с начинкой из рыбы, мяса, яиц, картофеля, гороха, брюквы и конопляного семени, а также блины (мэлъна) и ватрушки (туаткал) с творогом, картофелем и  конопляным семенем. 

 

Нужно учесть, что в Верхневолжье народ меря, став коренным народом Европы, придя несколько тысячелетий назад из Азии, был хорошо знаком  с коноплей и ее свойствами.  Не следует сбрасывать с чаши весов и то, что Кинешма расположена на Волге – главной водной дороге  между Скандинавией, Великой Степью и Персией, по которой меря вели торговлю с римлянами и византийцами. Поскольку основным транспортным средством были ладьи, город изначально мог  быть портом ушкуйников - русских варягов - поморов,  а также местом производства и продажи конопляного сырья для кручения веревок, канатов, плетения сетей, производства парусов и готовых изделий  для судов.  Замечу, уже у дьяковцев, кроме жилищ, имелись и хозяйственные постройки, в том числе общественные мастерские. В них собирались женщины для прядения и ткачества на вертикальных ткацких станах, о существовании которых, предположительно, свидетельствуют разнообразные грузики и пряслица, найденные в дьяковских городищах.

 

 

То, что Кинешма  сохраняла значение важнейшего транспортного центра в Верхневолжье, отражает и старинный герб, пожалованный городу 29 мая 1779 г. согласно указу Сената. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера - принадлежность всех городов Костромской губернии, а в нижней части на зеленом поле - "два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг".

 

Текстильные традиции сохраняются в городе до сих пор, правда, сейчас производят марлю и используется хлопковое сырье. Однако в XVIII веке, по данным Исторического электронного словаря, в Кинешме  в 1758 году была создана первая в Верхнем Поволжье полотняная фабрика. Иными словами, этот город  - один из старейших  центров льноткачества в России


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Библия и лён
23.04.2024

Упоминания о льне в христианстве

5-й Конгресс по лекарственному каннабису
23.04.2024

Научная программа признана Государственной медицинской палатой Берлина

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень»
23.04.2024

ЦВК «Экспоцентр», 10–12 сентября 2024 года

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: