Звоните:8 (985) 613-53-98
Пишите:info@rosflaxhemp.ru
Факты и цифры
Каталог предприятий

Музей конопли в Барселоне

10.07.2018 - 718 просмотров

Летний отпуск в Барселоне – отличная возможность совместить пляжный отдых с туристической поездкой, познакомиться с архитектурой, национальной кухней, историей, традициями Каталонии и, разумеется, с музеями, которыми богат город.  Какой бы ни была погода, загляните на улицу Carrer Ample, 35, в музей конопли: его коллекция, насчитывающая свыше 6000 экспонатов, знакомит с историей древнейшей агрокультуры, роли конопли в развитии человеческой цивилизации, причинах ее запрета, предпосылках реабилитации и восстановления «в правах». Но самое важное, что музей наглядно показывает, чем агроконопля, или хемп отличается от марихуаны, в том числе по внешним признакам и назначению использования.

 

 

По словам Бена Дронкерса – основателя музеев в Амстердаме (в 1985 г) и Барселоне (2004 г), история конопли - «глобального культурного и природного феномена»  - это история королей, императоров, богатых купцов, авантюристов и жуликоватых чиновников, писателей и ученых, музыкантов, художников и обычных людей, связанная с множеством взлетов и падений, войн и открытий, горя и счастья. И сама конопля, и все, что с ней связано, окутано мифами, тайнами, ошибочными представлениями и предрассудками. Музей помогает разобраться, где добро, где зло, понять все хитросплетения вокруг этого растения. Поскольку в странах ЕС постепенно легализуют не только коноплю, но и марихуану, в музее, в качестве экспонатов можно увидеть живые растения, которые даже можно потрогать.

 

 

Впрочем, даже если конопля и марихуана не входят в круг ваших интересов, посетить музей все же стоит, ведь Палау Морнау - историческое здание, памятник культуры, историческое наследие Барселоны и носит имя своего владельца Хосе Франциско де Морнау – почетного комиссара по военным делам. И в нем когда-то собирались заговорщики, сражающиеся против французских захватчиков. Впрочем, в ХХ веке здание претерпело серьезную реконструкцию: архитектор Мануэль Хоаким Распалл расширил здание и закрыл стеклянной крышей внутренний двор. В 2003 году здание было отреставрировано под музейную функцию.

 

 

Музей относительно небольшой, но с богатой документальной коллекцией, которая расположена в восьми залах. Каждый посвящен отдельной теме: ботанике, старым мастерам, промышленному применению конопли, истории и культуре, применению в медицине, запрету конопли и борьбе за легализацию против него.

 

 

 

Конопля не менее древнее растение, чем пшеница. Ее начали возделывать почти 10 тыс. лет назад, и упоминание о ней есть в древних языках: древние греки называли ее каннабис, шумеры - А.ЗАЛ.ЛА, жители Акада – азалу, персы – шадана, китайцы - ма. В древнееврейских текстах  конопля упоминается как канех босэм, а письменах на санскрите – бханг. То есть, конопля и цивилизация человечества связаны неразрывно.

 

 

Еще полтора столетия назад конопля занимала почетное место в ряду прядильных культур ( Fibre plants ) и имела такое же значение для человечества как финиковая пальма, кенаф, инжир, рами, джут, хлопчатник, лен, хмель. Конопля считалась лекарственным растением, с широким спектром действия, и активно пользовалась медиками до 60-х годов ХХ века.

 

 

 

Ботанический зал знакомит со строением и физиологией растения, в частности, особенностями соцветий, листьев марихуаны и агроконопли (только представители cannabis sativa.L), опыления и случаями гермафродитизма. В музее можно увидеть копию старейшей в истории ботаники и фармакологии иллюстрированной рукописи Диоскорида Венского (примерно 512 г. н.э.) - лучшей книги по фармакологии до 17 века, с упоминанием конопли.

 

Однако  европейской конопле посевной (Cannabis sativа L), которую выращивали ради волокна и семян, современное имя дал знаменитый шведский ботаник Карл Линней в 1753 году. Именно прилагательное «посевная» указывало на то, что данная конопля «одомашена» и полезна. Культурную коноплю отличают тонкие узкие листья, высокий (голенастый) стебель, длинные боковые побеги, большие междоузлия, в том числе и между соцветиями, и низкое содержание тетрагидроканнабинола (ТГК). К тому же, благодаря усилиям селекционеров, культурная форма конопли посевной год от года теряет свою «ядовитость».

 

 

В 1785 году французский натуралист Жан-Батист Ламарк описал другой подвид - индийской конопли (Cannabis indica L) с большим количеством трихом (выросты, защищающие растения от солнечных ожогов и обезвоживания, в которых синтезируются психотропные соединения). Каждая трихома состоит из «ножки», на которой сидит шарик, наполненный масляным раствором ТГК. Стебли и междоузлия у этой конопли короткие, толстые, листья более широкие и их обычно больше, чем у европейской родственницы. Кроме того, у индийской конопли формируются крупные, не опыляющиеся соцветия с цветками.  Марихуана с каждым годом лишь крепчает, причем не только отдельные сорта конопли посевной и конопли индийской, но тысячи разновидностей гибридов между ними, обладающих разным составом и потому отличающихся эффектом наркотического действия.

 

 

Но конопля, или как ее сейчас называют во всем мире Хемп (Hemp), выращивалась исключительно в мирных – народохозяйственных целях. Она была настолько важна, что до нас дошли гравюры, картины, а в более позднее время – фотографии, на которых изображен процесс выращивания и переработки растений конопли, использования ее в медицине.

 

 

 

Живописные полотна, украшающие залы музея, рассказывают о возделывании и переработке конопли. Например, серия картин Г’ван ден Хейла «Выращивание конопли» (1784 г), созданная для владельца голландского предприятия по производству веревок и канатов в Гауде (посев семян, уборка мужских растений, которые укладывали в валки у изгороди на солнце, уборка женских растений и их обмолот, вымачивание, сушка и трепание); серия отпечатков Клас Янс Висхера(II) и "Старый канатный двор"(Андриан ванн де Венне, 1608 г), показывающих производство веревки из пеньки;  "Перевозка необработанных волокон конопли на канатный двор на барже. 1605 г (стебли и волокна конопли перевозили на мельницу для дробления и на канатный двор на баржах).

 

 

 

В XVI –XVIII веках фермеры выделяли специальные участки земли под коноплю около ферм своих, что отражено на картине неизвестного художника "Ферма с «конопляными садами», 1607 г. неподалеку от голландской деревни Лопик". Герман-Фредерик-Карел тен Кате в картине «Семья рыбаков» (1874 г), изобразил плетение рыболовных сетей. Канаты, рыболовные снасти и сети из пеньки до сих пор считаются лучшими по долговечности, прочности и устойчивости к экстремальным условиям (жаре, соленой воде, морозам). А на гравюре «Вид Тулонского порта» XVIII век, изображен еще один способ использования конопли: расплавленную смолу смешивали с коротким конопляным волокном и такой паклей конопатили корпуса судов.

 

Еще один раздел экспозиции показывает роль конопли для мореходства: из парусины шили одежду для моряков, из конопляной бумаги делали корабельные журналы и библии, каюты освещались лампами с конопляным маслом. Кстати, Конституция США и Билль о правах написаны на конопляной бумаге. Большому кораблю требовалось около 20 км пеньковых канатов, несколько сотен кв. м. парусины, для их изготовления шло примерно 60-100 тонн конопли на корабль. На эту тему Роберт Уокер Макбет  опубликовал рисунок «Канатные мастера», 1903 г. в газете The Graphic.

 

 

  

 

 

 

Разумеется, не забыли авторы музейной экспозиции о ткачах и пряхах, традиционных видах кружева, промышленном применении конопли – пошиве обуви, сумок, изготовлении композитных материалов. Также коноплю до сих пор разводят в Японии для изготовления традиционных ритуальных облачений синтоистских священников и императорской семьи. Тонкая одежда из конопли – предмет роскоши в Японии, а для особых случаев в состоятельных семьях обязательно должно быть конопляное кимоно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настойки, экстракты, тинктуры, порошки и пилюли, склянки различного фасона и объема, коробочки, рецепты, картины и гравюры - насыщенная и очень интересная экспозиция рассказывает о медицинском значении каннабиса, лечении коноплей в XVIII – начале ХХ веков и о современных фармацевтических препаратах на ее основе.

 

 

 

Аптечка доктора Вильяма Шваба из Лейпцига

 

 

 

 

Музей также обладает богатой подборкой литературы – научной, медицинской, сельскохозяйственной, художественной, повествующей о выращивании, сборе, переработке и использованию конопли и марихуаны, о роли последней в субкультуре, восточных древних религиозных традициях, в культе которых используются гашиш и марихуана, книги по выращиванию, сбору и переработке марихуаны.

 

 

 

 

 

 

 

До открытия Америки европейцы не курили табак и, тем более, коноплю. Для них это было стратегически важное растение для производства парусов, канатов, веревок, мешков, рыболовных сетей. Привычку курить завезли моряки Колумба (его памятник – украшение портовой набережной  в Барселоне).

 

  

 

  

Manner of Cornelis Dusart. Man Pouring Himself a glass of beer 

 

#foto96

 

Manner of David Teniers the Younger. An Apothecary. 1673

 

 

 

Полотна Старых мастеров XVII - XVIII века оставили нам сюжеты о быте и нравах таверн и кабаков, обитателями которых были моряки, портовые работники, мелкий люд, и курительных домов и салонов для состоятельных сословий и других художников. К слову, слово «холст», или canvas, произошло от греческого cannabis, то есть, конопли. Из конопли же готовили и растительное масло, которое использовали для приготовления красок. Но потом всю коноплю приравняли к наркотическим средствам, запретили выращивать и, соответственно, использовать.

 

 

 

 

 

 

Можно негативно относиться к курению, в том числе и марихуаны, но невозможно пренебречь историей трубки и остаться равнодушным, глядя на произведения искусства: изящные курительные трубки из Гауды, трубки с резьбой по дереву и кости, трубки из выдувного стекла, давшие толчок стеклодувной промышленности, оригинальные бонги из Китая, кальяны из Южной Азии и Ближнего Востока, себси с длинным деревянным мундштуком и глиняной чашечкой из Марокко. Кстати, самые древние образцы курительных трубок, возраст которых превышает 3000 лет, найдены в Лаосе.

 

 

 

С середины 60-х годов прошлого века конопля, а точнее марихуана и гашиш из «индики»,   формирует контркультуру. Музей рассказывает о хиппи (о них до сих пор ходят легенды – добрые и негативные), дает некоторое представление об образе жизни молодых людей Западной Европы и США 60-70х годов. Музей также знакомит посетителей с отражением марихуаны в верованиях и религиозных культах разных народов. Невозможно умолчать и о проникновении марихуаны в творческую среду. Под ее воздействием создается литература, живопись, музыка (рок, джаз, блюз), кинофильмы ХХ века, в том числе, ставшие культовыми. До сих пор популярны Луи Амстронг (1930-е), группа Битлз (1960-е), Боб Дилан (1966).

 

 

 

Марихуана и сегодня влияет на социальную жизнь современного западного общества. Разумеется, музей рассказывает о борьбе с наркоманией, употреблением марихуаны и гашиша, и всем, что связано с этим – нашивки полицейских, налоги на марихуану, агитационные и художественные фильмы, церковные декреты и главный документ – Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

В начале 1990-х годов основатель музеев конопли создал фирму HempFlax и впервые за 50 лет после запрета вырастил и начал переработку технической конопли. Бен Дронкерс доказал, что производство экологично и выгодно, поскольку конопля дает широкий сортимент изделий: дверные панели, теплоизоляционные материалы, подстилка для домашних питомцев и лошадей, костробетон, масло для копыт, масло для кожаных изделий (седла, сумки, сапоги, вожжи), маты из конопляного волокна, защитные диски - мульча для деревьев, биоуголь, косметические средства, текстильные волокна, фанера и прессованные деревянные изделия, пластмасса, конопляная бумага.

 

Несколько стендов посвящено сравнению конопли и хлопка, многофункциональности конопляного сырья, применению конопли в питании человека, домашних питомцев и сельскохозяйственных животных.

 

 

 

Редакция благодарит администрацию музея за содействие в подготовке статьи

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Агрострахование-2019
14.11.2018

Подготовка мер по развитию агрострахования с господдержкой

Льняной майонез
14.11.2018

Новый ГОСТ на майонез

Костромская сторонушка
14.11.2018

Лен цветущий, луга, комбинаты текстильные,

Вас нельзя не любить - вы Россия моя!


Подписка на новости
* Поле обязательное для заполнения
Оформить заказ: