Факты и цифры

Плакаты о льноводстве

23.01.2016 - 3870 просмотров

Лубочные картинки и плакаты стали использоваться для популяризации сельскохозяйственных знаний со второй половины XIX века. В основном они были посвящены возделыванию зерновых культур, разведению огородов, использованию разнообразной техники, инвентаря и приспособлений.

 

 

Одним из первых образовательно-рекламных примеров художественного творчества, посвященного льноводству, стал плакат 1918 г "О том, как Кондратий с Пантелеем свой лён продавали", подготовленный Центральным товариществом льноводов и отпечатанный в типографии С.М. Мухарского. На плакате размером 92х59 см художник А. Рыбников изобразил этапы обработки, хранения и транспортировки льна. Стихи к рисункам, а также вся концепция плаката - творчество Чаянова Александра Васильевича (1888—1937), выдающегося российского экономиста-аграрника, сторонника и пропагандиста кооперативного движения, автора термина «моральная экономика», друга и однокурсника Н.И.Вавилова.

 

 

Основная идея плаката – передать как умеющим читать, так и неграмотным крестьянам информацию о кооперации - залоге успешной реализации льна. Не случайно, поэтому в центре плаката размещена информация: «Деятельность всех кооперативов по сбыту льна объединяет Центральное товарищество льноводов. За справками следует обращаться по адресу: Москва, Ильинка, Юшков пер., д.6., Шуйское Подворье». Плакат размещали в Домах крестьянина (особый коллективный тип гостиниц около рынков и базаров) во время массовой торговли семенами и льноволокном.

 

 В период коллективизации распространялся плакат, который призывал к созданию товариществ и контрактации льна:

 

 

В верхней части плаката крестьянки на фоне льнозавода теребят лен. В нижней части рисунка изображены крестьяне льноводческого товарищества, сдавшие продукцию на льнозавод и получившие деньги.

Текст в центральной части плаката призывает льноводов к кооперации и контрактации, то есть заключать договора с льнозаводом: «льнозавод, заключивший договор обязан...товарищество обязано... При невыполнении договора с контрактанта взыскивается... как законтрактовать льняной посев... Организуйтесь в производственные льноводные товарищества... С помощью контрактации и коллективизации льноводы повысят урожай и улучшат свое хозяйство..»

 

В 30-е годы прошлого века, когда остро стоял вопрос повышения урожайности льна, актуальным стал такой плакат:

 

 

 

Другой популярный плакат, посвященный льноводству, был создан художником А. Заборовым в середине прошлого века. И у него иная функция – иллюстрация важного в то время для страны лозунга. Причина рождения плаката заключалась в следующем: Во время Второй мировой войны резко увеличился спрос на дешёвые растительные масла. Это, в свою очередь,  привело к росту посевных площадей под масличным льном: за пять военных лет площади под льном-кудряшом в мире выросли от 4,3млн. до почти 10 млн. га.

 

 

Аналогичная ситуация наблюдалась и в СССР: в 1945 году посевы масличного льна только в Ставропольском крае достигли 8,8 % от всей площади пашни страны. Однако благодаря созданию новых сортов и развитию пчеловодства, подсолнечник начинает вытеснять лен. Плакат был необходим, чтобы вернуть интерес колхозников к масличному льну, так как последний давал не только масло, но и волокно.

 

 

Развитию прядильных культур призывал и плакат  "Берите пример с Александра Хрипунова".

Источник иллюстраций: Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 г.

                                                 http://www.auction-imperia.ru/

                                                 http://www.goskatalog.ru

                                                 http://ulliana-art.livejournal.com

 

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Горит свеча из конопли
02.12.2024

Горит свечи огарочек,
Гремит недальний бой

 

Optimization of Hemp Seed Milk Production
02.12.2024

Оптимизация производства молока из семян конопли с помощью метода анализа поверхности отклика

Влияние экстракта и эфирного масла Satureja bachtiarica Bunge на стабильность льняного масла
02.12.2024

Образцы с натуральными антиоксидантами имели более низкий показатель PV в течение хранения

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: