Факты и цифры

Лён в гобеленах СССР и России

03.06.2024 - 185 просмотров

Классический гобелен (односторонняя шпалера - настенный ковер-картина) ткали из шерсти, дополняя ее шелком или серебряной нитью. Пенька либо лён, используемые в качестве основы, практически не влияли на замысел художника и изображение.  

 

Так было во Франции, а, потому, и в России. Именно французские мастера налаживали производство и обучали русских мастеров, начиная с первой российской мануфактуры гобеленов, созданной в начале 18 века в С-Петербурге при Петре I, а затем с нуля восстановленной для обустройства Зимнего дворца Елизаветой Петровной, а после нее - Петром III.

 

Пенька и лён были технологическими материалами и на Завидовской фабрике Ипполита Цезаревича Фландена в Конаковском уезде, впоследствии 1-й Русской мануфактуре ковровых изделий. Это было крупное даже по нынешним временам предприятие: 44 самотканых станка, паровая машина и около 250 рабочих. Спустя 20 лет, фабрика насчитывала уже 90 станков, две паровых машины и 300 рабочих. Здесь перерабатывали шерсть, лён и хлопок, за год вырабатывалось до 750 тысяч кв. аршин ковров с различными орнаментами, до 15000 скатертей, а годовой оборот предприятия доходил до 850 тысяч рублей. В 1900 году деревня Козлово имела 26 дворов и 183 жителя. 

 

Лишь в ХХ веке возрождение интереса к шпалерному ткачеству, причем авторскому, изменило отношение ко льну и конопле, сделав их не только технологическими, но и декоративными материалами. Первыми в СССР, уже в первые послевоенные годы, гобеленовую технологию модернизировали художники советской Прибалтики. Позднее к ним присоединились художники РСФСР.

 

  Ленинградская школа

Самый яркий и монументальный пример – "Петровская сюита" (1971 г.) - серия из восьми шпалер, образующих ковер длиною 17 метров. Она была создана для банкетного зала гостиницы «Ленинград» художницами Н. А. Моисеевой, Э. Морозовой, И. Куренковой при участии Н. Еремеевой, И. Рахимовой, М. Ганько.

 

В этих гобеленах использовалась льняная и пеньковая пряжа 25 натуральных оттенков, а также 350 кг пеньки и льна, окрашенных светопрочными красителями на прядильно-ниточном комбинате им. Кирова. Причем нити имели приглушенные тона широкой палитры - оливковый, оливково-зеленый, охристый, синий, голубой. Например, синевато-серебристый эффект достигался, благодаря сочетанию голубого, синего, охристого желтого, коричневого, сиреневого, розового цветов...

 

 

Одна из участниц, Наталья Еремеева (1938-1996 СССР/РСФСР - Россия, г. Ленинград) использовала лён для решения художественной задачи в другой, уже персональной работе   

 

Наталья Еремеева "Прометеи XX века" 1976 г. 400х170х(1,5) см, шерсть, лён; ткачество ручное (Музей-заповедник Царицыно)

 

 

Борис Мигаль. БАМ. 1972 г., 200 × 300 см, шерсть, хлопок, лен, синтетический шнур.

 

В 1972 году гобелен "Магистральный", посвященный строительству одной из крупнейших в мире железных дорог — Байкало-Амурской магистрали (БАМ), публике представил Борис Григорьевич Мигаль (1946–1999, СССР, РСФСР, г. Ленинград, окончил текстильное отделение Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, доцент кафедры художественного ткачества, член ассоциации «Текстиль-Дизайн» с 1992 года).

 

Этот гобелен экспонировался в России (Москва, 1978; Ленинград 1981 и 1988), Румынии (1980), Германии (1980, 1984), Польше (1985), Бельгии (1987). Автор получил дипломом Академии художеств СССР (1979) приз-премию III квадриеннале декоративного искусства в Эрфурте (ГДР, 1982).

 

Несколько лет спустя, в 1986 году художник  вновь представил серию из четырех мини-гобеленов (20х20 см) из цикла «По Байкалу». И лён вновь был использован для решения декоративно-художественной задачи.  

 

Борис Мигаль. По Байкалу. 1986 г. РСФСР, г. Ленинград. Государственный музей “ Царицыно”.

 

 

Еще один знаменитый ленинградский и петербургский автор гобеленов -  Андрей Кудряшов (1959 г). Он неоднократный участник городских, всероссийских выставок, в том числе Триеннале современного гобелена (Царицыно, г. Москва). Одна из его работ (гобелен "Воительница") была представлена на весенней выставке современного искусства  «Цветение 2024» в Ботаническом саду С-Петербурга. Там же был представлен Проект возрождения Петербургской Шпалерной мануфактуры, посвященный 300-летию ее основания.

 

  

Архангел Гавриил, 220 Х 165 см, 1993 г, пенька, шерсть, шелк, частное собрание

 

 

Бабы, 75 Х 85 СМ, 2005 Г,  пенька, шерсть, шелк, частное собрание

 

 

Воительница,195 X 105 см, 2023 г, шерсть, пенька, металлическая нить, шелк, хлопок

 

 

Дама с единорогом, 225 Х 235 см, 2010 г.. пенька, шерсть, шелк, частное собрание

 

 

Костромские мастера

Кострома издревле славилась льном. Не удивительно, что на этот материал обратил внимание начальник художественной мастерской акционерного общества «Лен», Евгений Вячеславович Радченко (1936 – 2016 гг.). Его гобелены представлены в собрании музея истории С.-Петербурга, Костромском музее изобразительных искусств, Костромском музее-заповеднике. Е. Радченко - почетный гражданин Костромы. Мастер в 1961 г. окончил по специальности «художник-технолог по ткачеству» факультет прикладного искусства Московского текстильного института. В 1980 г. стал членом Союза художников СССР, в 1986 году  - членом Союза дизайнеров СССР.  Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности РСФСР (1990). Лауреат муниципальной премии имени Д. С. Лихачева (1996). 

 

Е. Родчченко. Гобелен "Старая крепость", 1993 г, ручное ткачество, лён, шерсть, синтетика, мочало.

 

 

Е. Родченко. Гобелен "Ипатий в метель", ручное ткачество, лён, шерсть

 

                           

Гобелены Урала

 

Уральская худоница Галина Борисовна Храмцова (1968 г., Свердловск) окончила кафедру «Художественного текстиля» Художественного училище им.Шадра, МВХПУ (б.Строгановское) ,  отделение «Декоративно-прикладное искусство» УралГАХА. Дипломант Всероссийского и международного конкурсов дипломных работ, лауреат премии и стипендиат Министерства культуры Свердловской области (2007). В 2009 г. выпустила книгу «Ручное ткачество». С 2005 г. член Союза Художников России, преподает в Институте изобразительных искусств Уральской государственной архитектурно-художественной академии на кафедре «Искусство интерьера».  С 2010 г. член творческой комиссии декоративно-прикладного искусства ВТОО «Союз художников России".

  

Галина Храмцова. "Тайная жизнь чёрного квадрата".2017-2018гг.  лён, хлопок, вискоза, ручное ткачество  

 

 

Московская школа

 

Яркий представитель московской школы гобелена - Андрей Ильич Мадекин (окончил РГУТиС (бывш. МГУС) в 1985 г.) Российский художник, историк в области искусства, писатель часто использует лён в своих работах. Причем именно как изобразительный материал.  Мастер активно участвует в выставках, всегда удивляя необычным, смелым и новым взглядом на, казалось бы, хорошо известные сюжеты, стирая с них пыль, штам, затертость и давая им новое прочтение. Член Союза художников России и Московского Союза художников, Ассоциации художников декоративных искусств с 1990 г.  Его  работа Купание красного коня представлено на выставке "Пасхальная радость" в Малом корпусе Московской государственной консерватория им. П.И. Чайковского до 10 июня 2024 г.

 

Андрей Мадекин. Купание красного коня. 2024 г., 170 х 200 см, Шерсть, лён 

 

------------  

По материалам: 1,2,3,4,5,


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. 2024. Июль. Ч.3.
19.07.2024

С начала года о стоимости льна и конопли мировые торговые агенства упорно молчат

Льняно-конопляные новости. 2024. Июль. Ч.3.
19.07.2024

С начала года о стоимости льна и конопли мировые торговые агенства упорно молчат

Журнал Лён и конопля. 1967. №7
18.07.2024 11:00

Номер оцифрован Дмитрием Ильковым

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: