Калязинские кружевницы
16.02.2017 - 7140 просмотров
Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин |
Калязин - старинный город на высоком правом берегу Волги, разделен рекой Жабня на две части - восточную и западную.
Изначально эту территорию заселяли угро-финские племена, в V вв. н.э. здесь обосновались славяне-кривичи.
В ХI-ХII вв. вдоль Волги новгородские купцы возводили поселения и укрепления, в том числе и "Никола на Жабне" на месте будущего Калязина.
|
Имя города происходит от финского слова «кальяааси» - «небольшое парусное судно». А паруса, как известно, делают из льняного холста. Поэтому в этой местности выращивали лен. Географическое положение способствовало расцвету города: по Волге шли крупными партиями товары в Москву и Петербург (в отдельные годы проходило до нескольких миллионов пудов хлеба, мяса и других товаров).
В XVIII веке получили широкое распространение Калязинские изразцы, они продавались на ярмарках во многих городах: Угличе, Ростове, Кашине, Бежецке. Два раза в год в Калязине устраивались ярмарки, купцы приезжали из Углича, Переславля, Устюга. В связи с чем, в Калязине сформировались промыслы: кузнечный, сапожный, портновский, валяльный, кружевной. Развитию промыслов способствовало и то, что сельское хозяйство в Калязинском уезде было на низком уровне, и жители деревень занимались отходничеством.
Кружевной промысел рождается в 1654 году, когда в Калязин, в Троицкий монастырь, убежав от эпидемии чумы, переезжает царица Мария Ильинична Милославская, супруга царя Алексея Михайловича. Вместе со слугами она привозит мастериц, обученных плести кружева из золотой и серебряной нити. В то время кружево делалось как численное*, без сколка - золотом, серебром, тканью, с шелком, украшенное жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. Оно одинаково носилось царями, купечеством и крестьянами.
Крупным центром кружевной промышленности Калязин стал к 1880 году. Его даже называли городом крахмала и кружев. Кружева продавались в Москве, Петербурге, соседних городах, в Европе (преимущественно Англии) и государствах Малой Азии. Главными поставщиками льняной пряжи для кружев были простые крестьянки, а занимались изготовлением кружев мещанки. Причем среди мастериц существовала специализация выполнения определенного типа кружева. Так в одной части Калязина плели сцепное* кружево, в другой - «фантажное» (многопарное) кружево для украшения модных головных уборов.
К середине XIX века выработался свой, калязинский, тип сцепного кружева, не мерный, а выплетаемый специально для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном насновочном фоне, часто целиком из цветных шелков или металлической пряжи. Узор почти всегда повторяется: цветок семилистник и птицы по его сторонам, в крае помещались или такие же свисающие семилистники, или более густые в виде трех встречных цветов с «вилюшкой» по кромке зубца или цветущего дерева.
Узор «сыпчатое» - косая клетка из цепочек скани с заполнениями разными деталями, использовавшимися еще XVII веке (паучки, пять дырочек, денежки, полоски полотнянки с ажурными просветами), и сетчатыми элементами решетки (XIX век). Его делали в льняном, хлопчатобумажном материале и металлической нити.
«Старорусский калязинский» манер плетения с сетчатым геометрическим орнаментом использовали для приготовления аршинного кружева: прошвы (аршинное кружево с одной прямой кромкой и вторым краем с зубцами, или фестонами) либо агроманты (кружево с зубцами по обеим кромкам), которыми обшивали покрывала для подушек и отделывали платья.
В Калязине также много выплетали тюлевого кружева с цветочными рисунками, расположенными по всему тюлевому фону рядом, немного вкось. В тончайшем кружеве типа 'валансьен' с мелким цветочным рисунком, в кружеве типа 'малин' с цветочками, объединенными сканью - толстой льняной нитью прослеживается влияние стиля брюссельских и брабантских мастериц. Но рисунки калязинских кружевниц довольно просты и без конкретики (только обобщенные мотивы, сохраняющие облик цветка): наклонные мотивы цветов в виде овала из цепочки скани с решеткой внутри, короткая веточка. Разнообразие в узор вносит чередование решеток.
Также использовался вариант с круглыми цветами, удлиненным черенком и одним зубчатым листиком: узоры как бы свисает с верхней фигурной полосы. Для калязинского кружева характерны льняные лапчатые зубцы и трилистники, чередующиеся на простом фоне с цветной шелковой сканью. С течением времени в традиции кружевоплетения все больше проникают национальные мотивы русского народного орнамента, известного калязинским вышивальщицам и мастерам узорного ткачества: круги-ромбы, денежки, речки.
Кружева из Калязина отличались прочностью, своеобразным рисунком из почти 20 видов узоров и были очень дешевы. В городе, особенно на 1-й, Подмонастырской, части города, в производстве кружев принимало участие все женское население от семилетних девочек до женщин преклонного возраста. Рабочий день длился 16 -18 ч., за который мастерицы получали - 25-30 коп. в день. К этому времени плетение производилось преимущественно льняными нитями и шелком. Для плетения использовали простые, резные из толстых прутьев, некрашеные, неуклюжие и нечистой работы, а также изящные, переделанные из неокрашенных веретен, и белые коклюшки, аккуратно вырезанные на заказ специальными мастерами.
Массовое плетение кружев в Калязине велось вплоть до Октябрьской революции. Однако к 1927 г. промысел приходит в упадок. Как отмечает И. Ф. Никольский (большой знаток калязинского кружевного промысла): «кружевниц было не более 200 человек. Все меньше и меньше слышится в Калязине мелодичный говор коклюшек. Все реже и реже берутся в руки коклюшки. Сколки матерей и бабок, коклюшки выкидываются на чердаки и в чуланы, а прежние кружевницы предпочитают уходить внаймы или сдавать свои дома под дачи".
В настоящее время кружевной промысел в Калязине возрождается, а в Калязинском районе выращивают зерновые, картофель, лён.
------
*Численное плетется без сколков по памяти, со строгим соблюдением одного и того же числа переплетений, многопарное и сцепное плетется по сколкам (технический рисунок). Многопарное плетение - непрерывное, большим количеством коклюшек (иногда до нескольких сот пар) выплетается сразу фон и узор. Сцепное кружево плетется по частям, которые потом скрепляются между собой крючком.
Сцепным кружевом принято было отделывать белье (полотенца, простыни, скатерти). Калязинские мастерицы смогли применить этот способ плетения к фасонным изделиям: к модным башлыкам, косынкам, доломанам и цельным платьям.
По материалам: Тамара Власенко (заслуженный работник культуры РФ)
История кружева (http://slavyanskaya-kultura.ru)
Крушение мифов о конопле, усиление битвы коноплеводов и производителей каннабиса, строительные...