Звоните:8 (985) 613-53-98
Пишите:info@rosflaxhemp.ru
Факты и цифры
Каталог предприятий

Края льняные. Кострома

19.08.2015 - 2265 просмотров
Автор: Зонтиков Н.А.

 

Город Кострома – одно из традиционных мест выращивания льна и производства из него тканей. Основан он, примерно, в 1152 году киевским князем Юрием Долгоруким. Однако имя городу было дано жителями по созвучию угро-финского названия существовавшего на этом месте древнего городища и имени славянского божества.  Славянские корни в основе слова  «Кострома»: костра -  “луб, волокно”, а также “прутья, солома, сорные травы” (Поспелов Е.М., Школьный топонимический словарь. М., 1988, и “Историко-топонимический словарь России.  Досоветский период». М., 2000 г). Слово «кострома» (кострец, костер, костера) также означает: прут, розга; сорная трава во ржи,  жесткая кора растений (лён, крапива), пригодная для пряжи. В переносном смысле костра, кострыка,  кострубый либо кострубатый означают - шороховатый, придирчивый, задиристый, задорный (Афанасьев А.Н. "Поэтические воззрения славян на природу". Собрание сочинений.). Так что, лён и Кострома, если не одно и тоже, то очень связанные понятия. Не случайно, почти на каждой улице в центре города есть  магазины товаров изо льна, а  БКЛМ - Большая Костромская Льняная Мануфактура - один из символов города.

 

            

 

В русской мифологии Кострома олицетворяет плодородие. Но с приходом весны ее стали связывать со второй половины XIXвека, полагая, что зима уходит после похорон соломенной куклы – Костромы. Проходят проводы по языческим ритуалам – вокруг соломенной куклы в сарафане водят хоровод,  пляшут, устраивают  потешные бои и  обильную трапезу,  а потом куклу сжигают или сбрасывают в реку.

 

Исследователь русского фольклора - Б.А. Рыбаков (Язычество древних славян, М.: Наука, 1980) считает, что обряд “похорон Костромы” изначально  был приурочен к середине лета  - на семик, на Купалу,  когда хлеба начинали колоситься и окончательный хозяйственный результат сезона не был еще ясен. При этом изображения  языческих богов, одетые в женскую одежду, провожали похоронным плачем, а потом топили в воде. То есть проводы Костромы относились к обрядам,   связанным с “метанием в воду” жертв  для «умилостивления божеств подземного мира, влияющих на плодородие почвы», и, следовательно, на урожай. В этих обрядах переплетались мужское, оплодотворяющее начало и женское, вынашивающее и рожающее. Например,  похороны Ярилы (мужской фигуры с большим фаллосом),    как олицетворение мужского начала, уже давшего новую жизнь и потому ставшего бесполезным.  

 

Кстати,  Б.А. Рыбаков характеризует Ярилу как “славянского Диониса”: «широко распространенные в России “похороны Ярилы”  в дни летнего солнцестояния отражают важнейшую аграрную фазу: полное отмирание старого зерна-семени, брошенного в землю весной, и вызревание новых зерен на колосьях. Похороны Ярилы никого из участников обряда не огорчали. Сущность была в том, что хлеба уже начали колоситься, посеянное зерно успешно выполнило свою функцию и породило зерна нового урожая. “Ярость”, “ярь” Ярилы была уже не нужна, и кукла, изображающая старика с огромным фаллом, погребалась весело, со смехом, с непристойными шутками и притворным плачем” (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988).

 

 Более того,  Б.А. Рыбаков  поддерживает высказанное в конце XIX века А.С. Фаминцыным предположение, что: “Все фрагменты и отголоски древних славянских обрядов сводятся в единый комплекс….. как и у античных греков», и что славянской Костроме в древнегреческой мифологии соответствует Персефона* (у римлян — Прозерпина) - дочь богини Деметры и Зевса. Ведь и Кострома почиталась древними славянами как богиня плодородия и подземного царства мертвых.

 

Сопоставив античную Персефону со славянской Костромой,  Б.А. Рыбаков делает вывод, что  обряд “похорон Костромы”, проводился в то время, когда «Персефона сделала свое дело — дала жизнь новым колосьям, и теперь  может вернуться к Аиду. Это не праздник урожая, не торжество земледельцев, собравших спелые колосья (до жатвы остается еще более месяца), а моление о том, чтобы старая вегетативная сила весеннего ярового посева перешла в новые, созревающие, но еще не созревшие растения, передала бы им свою ярь. Поэтому во время зеленых святок наряду с женскими персонажами выступает Ярило, фаллическое чучело которого тоже хоронят”(Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М.: Наука, 1980). Иными словами,  “утопление Костромы должно типологически соответствовать уходу Персефоны-Прозерпины в подземный мир”.

 

К древнегреческому царю подземного мира мертвых, Аиду “очень близок Кащей Бессмертный. Его излюбленное занятие в сказках - похищение девушек, которых он какое-то время держит в своем дворце». «На земле все цвело и росло, однако, через определенное время Кащей, заслуженно подтверждая тем самым славу “Бессмертного”, каким-то чудесным образом воскресал  и вновь принимался за старое — похищал Кострому, вынуждая Ярилу опять отправляться в долгое и опасное путешествие в Кащеево царство. После “похорон” Костромы лето, миновавшее свою вершину, клонилось к концу, в природе начиналось увядание, леса одевались в багрец и золото, наступала зима, длившаяся до возвращения Ярилы и Костромы. 

 

 

 

В христианскую эпоху преемницей языческой Костромы в православном пантеоне стала святая мученица Анастасия – покровительница Костромского края.  И это,  нраверное, не случайно: до начала или середины XII века в районе впадения в р. Волгу р. Сулы (территория Костромского государственного университета) находилось языческое святилище, в честь Костромы. А самый древний в Костроме женский Анастасиин монастырь (впервые упоминается в грамоте великого Московского князя Василия Дмитриевича от 1417 года) тоже находится  именно на берегу Сулы.  

 

*Справка: Деметра, или Мать-земля - богиня земледелия и плодородия, которая, как полагали греки, помогала людям выращивать урожай. Но однажды, когда  дочь Деметры — юная Персефона собирала цветы на лугу, владыка подземного царства Аид вылетел на своей колеснице  из недр земли, схватил девушку и унес в свой мир. Неутешное горе сразило  Деметру, и тут же  листья на деревьях завяли и облетели, трава поблекла, а  посеянные семена погибли. Земля перестала цвести и давать урожай. Люди же начали умирать от голода и прекратили приносить жертвы олимпийским богам. Зевс посылал к Деметре гонцов, уговаривал ее успокоиться и вернуть земле плодородие, но богиня плодородия слышать ни о чем не хотела, пока Аид не отпустит Персефону. Пришлось Зевсу приказать  Аиду расстаться со своей женой - прекрасной  Персефоной и вернуть ее матери. Аид был вынужден подчиниться, но, оказалось, что Персефона вкусила пищу мертвых и  уже не могла возвратиться в мир живых. Тогда боги решили, что треть года Персефона будет жить с Аидом, а две трети — с матерью. С тех пор, когда Деметра радуется возвращению дочери, на земле все пробуждается т  расцветает – приходит весна, а когда Персефона возвращается в мир мертвых, вся природа горюет о ней:  желтеют и опадают листья, нивы пустеют, наступает зима. Природа спит, чтобы проснуться весной, когда вернется к своей матери из мрачного подземного царства Персефона (Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992г.).

 

По материалам краеведческого альманаха «Костромская земля» и

сайта  http://kostromka.ru

 


Еще статьи Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Дмитрий Ильков
24.05.2018

Организатор фирмы "Коноплектика"

IPChain научных открытий
24.05.2018

Новая технология позволяет отследить всю цепочку создания конечного продукта, вплоть до автора...

Использование льна масличного в хлебопечении
23.05.2018

Композитная добавка со льном показала высокую эффективность использования  для обогащения...


Подписка на новости
* Поле обязательное для заполнения
Оформить заказ: