Звоните:8 (985) 613-53-98
Пишите:info@rosflaxhemp.ru
Факты и цифры
Каталог предприятий

История Ржевской льночесальной фабрики

27.08.2015 - 2319 просмотров
Автор: И.А.Берсенев

 Часть 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

(адаптированный фрагмент рукописного текста)

 

 

 

1912 год…Год, насыщенный событиями в русском революционном рабочем движении.

В центре Европы, в Праге, созывается конференция русской социал-демократии, на которой происходит не только идейный, но и организационный разрыв с оппортунизмом в русской социал-демократии. В том же году, в далекой таёжной Сибири, на реке Лене, произошли события, явившиеся началом нового революционного подъема.

 

       А в это время в Ржеве начинают работать маслозавод* и одна из первых в России льночесальная фабрика. Строителем и владельцем этой фабрики было «Русское акционерное льнопромышленное общество», по начальным буквам которого фабрика имела своё дореволюционное название, как фабрика «РАЛО». Главный акционер в этом обществе был крупный магнат капитала, ярый душитель и ненавистник рабочего класса банкир, миллионер П. Рябушинский. Непосредственно же руководил фабрикой и вершил всеми делами на фабрике акционер помельче, но услужливый и верный лакей капитализма инженер Ливанов.

 

Справка: * Маслобойный завод вяземского купца А.М. Лютова, который отправлял льняное масло за рубеж, для своего времени был примером высокой степени технической оснащенности и производственной модернизации. Одновременно с рабочими цехами были построены кирпичный склад для хранения льносемени емкостью более 2 000 тонн и здание конторы. Были произведены дорожно-строительные работы, подведены железнодорожные рельсы, обустроены подъездные пути. Суточная мощность завода, работавшего в две смены на непрерывной неделе, составляла 50 тонн переработки льносемян. Дневной трудовой график составлял 12 час. Состав основного технического персонала составляли ржевские мастеровые. Люди «с улицы» отбирались лишь на подсобный труд и в разнорабочие. 

 

       Постройка льночесальной фабрики, как самостоятельного предприятия, была обусловлена тем, что в первое десятилетие текущего столетия на внешнем рынке значительно увеличился спрос на чесаные материалы: чесаный лён и очёсы. Встаёт вопрос: почему это предприятие возникло в Ржеве?

       Для постройки каждого предприятия необходимо учитывать: наличие сырьевых ресурсов, свободной рабочей силы, наличие топлива, транспортные связи для подвозки сырья и отправки готовой продукции.

       Выбор места постройки фабрики был не случайным. Прежде всего, Ржев издавна славится, как район крупного богатого льноводства**. Кроме того, по сбыту льняного сырья к Ржеву тяготели многие районы не только Тверской, но Смоленской, Московской, отчасти Псковской и Новгородской губерний.

 

Справка: **Ржев находится в центре развитого льноводческого района (уезды Старицкий, Зубцовский, Сычевский, Ржевский) и является крупным заготовителем льнопродукции. В 1908 г. здесь производили 13% всего российского экспорта льносырья. На внутренний рынок и за границу отправлялось более 2 миллионов пудов (около 33 тысяч тонн) льноволокна и 300 тыс. пудов (около 5 тысяч тонн) льносемени.

             

Каждую осень с наступлением закупочного сезона по базарным дням (среда, пятница, воскресенье) на двух рыночных площадях города Ржева: Конной (ныне площадь Революции) и Спасской (ныне площадь Коммуны) – скапливалось такое большое количество крестьянских подвод со льном, что не хватало базарных площадей, и подводы располагались по обеим сторонам прилегающих улиц. Например, на Князь-Дмитровской стороне (ныне Красноармейская), помимо Спасской площади подводы со льном заполняли всю Большую Спасскую улицу до пруда, который находился на месте существующего (в 70-е годы ХХ века) магазина «Юбилейный» на площади Мира. Одновременно с появлением многочисленных крестьянских подвод со льном на больших льняных рынках появлялись и скупщики «прасолы». В этот момент, как правило, на рынках льна царил острый ажиотаж: всех «мастей» купцы и скупщики за дешевку скупали лен и извлекали огромные барыши в результате купли и продажи льна. Не обходилось без обмана и надувательства крестьян-тружеников, а последние, как правило, были неграмотны, чем пользовались скупщики, и это еще больше способствовало обману мужика-льновода. А купец Фоканов, с целью перехвата льняных подвод и покупки льна по дешевой цене, построил большой амбар и жилой дом в восьми километрах от города, на самом бойком Осташковском шоссе.

 

В результате крупных льняных базаров в амбарах ржевских купцов Софроновых, Масленниковых, Левтеевых, Чураковых и других сосредотачивалось колоссальное количество льна. И всё это количество льняного товара миллионами пудов отправлялось из Ржева главным образом за границу. Так, в 1908 году из Ржева было вывезено на внутренний рынок и за границу более двух миллионов пудов (32258 тонн) льна. Таким образом, Ржев являлся одним из крупнейших поставщиков льна.

 

 Второй причиной возникновения фабрики в г. Ржеве явилось наличие свободной, дешевой рабочей силы. В то время в Ржеве промышленность все же была малоразвита***, а приток в город бедноты из деревень всё возрастал, и таким образом росло число жителей города, которые не могли нигде в городе применить свою рабочую силу. Так, в 1897 году в городе было населения 21 тыс. человек, к 1912 году – 23 тыс. человек, а к 1917 году уже 34 тысячи. Помимо этого город осаждали отходники. Так, от 100 человек взрослых крестьян по Ржевскому уезду числилось 48 отходников, уходивших на заработки в Питер, Ригу, Новгород и Ржев.

 

Справка: *** в 1872 г. немец Клейн запускает в Ржеве пивзавод, в 1906 г. бельгийское общество «Биллион» строит шелкокрутильную фабрику, два года спустя швед Альфред Нобель, создавший известный теперь во всем мире фонд, открывает крупную базу горючего, а австро-венгерский подданный, словак Павел Андреевич Паричка - самый лучший в городе магазин «Варшавский, в котором до недавнего времени располагалась редакция газеты «Ржевская правда»».

 

Ржев занимает выгодное географическое положение. Он расположен на перекрестке двух железных дорог: одна, построенная государством в XIX веке в царствование императора Николая I, почему и дорога получила первоначальное название Николаевской, другая построена в 1901 году частным обществом Московско – Виндаво–Рыбинской ж.д. В настоящее время два железнодорожных вокзала ст. Ржев I и ст. Ржев II принадлежат октябрьской ордена Ленина железной дороге (РЖД РФ). При наличии этих двух дорог из Ржева были удобные пути на Москву, на Ригу и Виндаву, а также на Вязьму, Смоленск и Петербург.

 

       Говоря о транспортных связях города Ржева с остальными районами страны, будет сказано не всё, если учесть, что Ржев расположен на крупной водной магистрали, каковой является река Волга. Верховье реки богато лесами, что давало возможность наиболее прибыльно по дешевке сплавлять дрова для нужд производства.

 

       Помимо вышеуказанных причин Ржев являлся крупным экономическим центром, формирование которого относится к далеким историческим временам.   К началу XX столетия город Ржев представлял собою мощный центр торгового земледелия и торгового капитала, основанного на льняном экспорте. Вместе с тем, по сравнению с другими городами это был отсталый и неблагоустроенный город: не было электростанции, водопровода, канализации, а дороги, как правило, были непроезжие.

              

       Строительство фабрики началось в 1909 году на самой красивейшей западной окраине города Ржева, где серебристой, извилистой лентой между двух зеленых массивов – слева соснового бора (ныне мебельный комбинат), справа богатейшего парка (ныне Залинейный поселок) – протекает река Волга.

       Здесь же, в сочетании с прекрасной растительностью в бесконечную даль на юг и север убегают две стальные нити железнодорожной магистрали, от которой к реке Волге раскинулся зеленым ковром пологий склон. Перекинутый через Волгу железнодорожный мост, светло – зеленая ажурная арка которого, обращенная выпуклой стороной вниз, придавала какую-то особую прелесть окружающему пейзажу. Именно в этом чарующей красоты районе города решили построить фабрику на пологом зеленом склоне.

 

Финансировал строительство фабрики основанный Рябушинским в Ржеве «Московский банк», имевший годовой оборот в 76 миллионов рублей.      Закладка фабричного здания производилась по установившимся в то время традициям. Об этом очень хорошо рассказал участник строительства, рабочий-строитель тов. Терентьев (ныне умерший). А традиции закладки заключались в следующем: приглашали священника отслужить молебен, а затем обязательно замуровывали в фундамент здания золотые монеты, как говорили, «золотили стройку». Таким образом, происходила и закладка здания фабрики, и, по словам тов. Терентьева, в фундаменте северо-восточного угла здания лежат золотые монеты.

Строительство фабрики продолжалось три года и к 1912 году оно закончилось. Главный корпус фабрики был построен по последнему слову строительной техники, существовавшей в то время. Были применены облегченные железобетонные конструкции, гельцементные покрытия и световые фонари с вмонтированными внутри их тележками, передвигающиеся по рельсам для эксплуатации фонарей. Такая конструкция фонарей составляет большие удобства для их эксплуатации и в настоящее время.

      

Из Англии же были привезены трясилка и механический пресс для запрессовки чесаного льна. Очёс прессовали ручными прессами. Было установлено три пресса. Для процесса обдержки и ручного чесания, а также для перечеса было установлено 60 мест с гребнями № 13, 26, 80 и 120. Часть указанного технологического оборудования была смонтирована в 1912 г. и пущена в эксплуатацию 1 августа. Другая часть закончена монтажом в 1913 году. Таким образом, мощность фабрики определилась в 18 геклингмашин.

 

Для работы фабрики необходимо было энергетическое оборудование. Для этой цели за рубежом был приобретен локомобиль «Ланц» мощностью 250 лошадиных сил и с поверхностью нагрева котла 55 кв. метров и двигатель-дизель «Сабате» мощностью 36 лошадиных сил. Для освещения фабрики были приобретены две динамо-машины постоянного тока по40 киловатт напряжением по 440 вольт. Для водоснабжения – двигатель «Аванс» в 14 лошадиных сил. По мере работы фабрики, с ростом коллектива впоследствии выяснилось, что маломощный двигатель "«Аванс» не обеспечивает предприятие полностью водою. Поэтому в 1914 г. из-за границы поступил и был установлен на водокачке добавочный двигатель «Аванс» в 14 лошадиных сил. В начале 1917 года двигатель-дизель «Сабате» из-за полома коленчатого вала вышел из строя. Взамен его была установлена маломощная паровая турбина «лаваля» в 8 лошадиных сил, которая работала только для нужд ночного освещения.

 

К началу пуска фабрики подготовленных кадров не было, и для постановки льночесального дела были выписаны из Англии 30 человек чесалей во главе с мастером. Часть технического персонала т квалифицированных рабочих были приглашены с отечественных фабрик. Чесаля были в основном мужчины. Начавшаяся в 1914 г. мировая война, уход мужчин на фронт привело к тому, что на фабрике стал применяться женский труд. Никакой системы в подготовке кадров не существовало, дело шло самотеком. Фабрика работала в одну смену.

 

С пуском всё новых и новых льночесальных машин рос коллектив рабочих. К 1915 году численность рабочих составляла 547 человек. На машинах и обдержке существовала сделица, но никакого нормирования труда не было. Сдельные расценки устанавливались директором, и если заработок, по мнению администрации, оказывался высок, то расценки немного снижались.    Максимальная выработка продукции была достигнута в 1916 г. – 4936 тонн при сырье ср. .№16 и при угаре 5,4%.

 

Готовая продукция – чесаный лен и очесы – вывозились за границу, причем экспортировать свою продукцию фабрика начала со второй половины 1913 г. небольшими партиями. Качество выпускаемой продукции в первые годы работы фабрики было неважное: имелись дефекты, вследствие чего не только пользовалась плохим спросом при экспорте, но с трудом размещалась на внутреннем рынке.      Поэтому фабриканты, не считаясь с большими расходами, стремились поднять качество продукции.

 

Добились они этого к началу 1914 года, и с этого времени начинается усиленный экспорт льнопродукции за рубеж. В 1916 году на экспорт было продано 70% общей выработки (главным потребителем на внешнем рынке была Англия) и только 30% размещено на внутреннем рынке.               Чесальные материалы фабрики пользовались большим спросом. Авторитет фирмы «РАЛО» был чрезвычайно велик.

 

Но тяжким и бесправным было положение рабочих и работниц фабрики, о чем свидетельствуют воспоминания старых рабочих фабрики, из которых встает жуткая картина кошмарного прошлого: продолжительный рабочий день, изнуряющий труд, отсутствие какой- либо охраны труда, самой элементарной техники безопасности, каждодневные штрафы.

 

Фотографии сайтов: http://www.etoretro.ru

                                       http://morecity.ru

 


Еще статьи Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Ферма медицинской конопли
15.06.2018

Репортаж из крупнейшей в мире теплицы

Выставка домашних ремесел
15.06.2018

В Псковском музее-заповеднике  расскажут о традиционных видах рукоделия 

Выставочная компания «РЛП-Ярмарка» представляет
15.06.2018

Интервью спикеров Платформы коммуникаций 50-й Федеральной ярмарки «Текстильлегпром&...


Подписка на новости
* Поле обязательное для заполнения
Оформить заказ: