Звоните:8 (985) 613-53-98
Пишите:info@rosflaxhemp.ru
Факты и цифры
Каталог предприятий

Частно-церковное партнерство развития льноводства

22.12.2015 - 1187 просмотров
Автор: Ю. Соснова

Удивительные вещи происходят в нашей стране. Из года в год в России площади, занятые льном,  количество сельскохозяйственных и перерабатывающих лен предприятий сокращаются. А количество магазинов, торгующих льняными изделиями и продуктами, растет, причем повсеместно.

 

Расширяется и  ассортимент товаров, при производстве которых используется семя, волокно или костра льна. Иными словами, спрос на лён есть, но отечественное предложение крайне ограничено.

 

Отношение ко льну тоже противоречивое. С одной стороны, лён – сакральное растение, отождествляющееся с духовностью, чистотой устремлений и чаяний россиян, мощью и процветанием России. С другой - исконно русская культура воспринимается, как нечто устаревшее, ветхозаветное, для которого место есть лишь в рамках культурно-этнографического наследия. То есть лён никак не вписывается в концепцию постиндустриального развития страны.

 

Этими противоречиями, разумеется, пользуются иностранные производители: ткани и готовые изделия поступают не только из соседнего союзного государства, но Франции, Италии, Литвы, Бельгии и даже из Китая. В итоге российские потребители отдают свои средства на развитие льняной отрасли других стран. Россия же медленно теряет квалификацию, перестает развиваться, так как лён – не только красивые тряпочки для дома. В первую очередь – это стратегическое сырье для новых промышленных технологий, стимул для развития оборудования, машин и техники. Без них, кстати, качественный, конкурентноспособный на мировом рынке лён не вырастить. Даже при условии, что в России самые подходящие условия для возделывания этой культуры.

 

Как же возродить индустрию российского льна в условиях, когда средства государства очень ограничены? Тем более, что сейчас требуется одновременно восстанавливать и сельскохозяйственный, и промышленный сегменты льноводческого комплекса.

 

Один из возможных путей – частно-церковное партнерство при поддержке государства. На первый взгляд эта идея кажется абсурдной и лишенной какой-либо фундаментальной основы. Но если вспомнить главные движущие силы развития льноводства в прошлые века, то такое взаимовыгодное сотрудничество вполне уместно.

 

Наиболее ярко оно может себя проявить в Костромской области - одном из старейших льноводческих регионов страны, в который лен проник из Византии еще в конце VIII века. Но развитию льняного потенциала Костромской губернии также помогло соединение церковной (Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь) и государственной (дом Годуновых и дом Романовых) властей. Благодаря чему, монастырь стал одним из самых значимых на Руси в XVI веке.

 

Поскольку в большом количестве стали требоваться иконы и церковный текстиль, церковь стала стимулировать развитие льноводства в Костромской области. Годуновы же способствовали этому, одаривая свою родовую обитель землями и крестьянами, которые большую часть полей отдавали льну, а не ржи и овсу.

 

Из семян льна давили масло. Из него готовили олифу, необходимую для защиты готового живописного изображения иконы от влаги и порчи. Олифы требовалось очень много: нужно было, чтобы левкас* и доска как можно более основательно пропитались ею. В противном случае со временем пигменты яичной темперы становились белесыми, теряли цвет, и красочный слой иконы довольно быстро разрушался.

 

*Левкас — это специальный грунт, на котором пишут икону. Он изготовлен из клея и мела, а для пластификации добавляется олифа и мед. Слои левкаса делаются тонкими, и каждый - хорошо просушивается.

 

Из льняного же волокна ткали разные ткани, в том числе паволоку, или серпянку, которую приклеивали на доску перед нанесением грунта. Из отбеленных тонких льняных тканей шили подризники, напоминающие по форме хитон Иисуса Христа – длиннополую льняную рубашку с узкими рукавами со шнурками на концах. Монахам и священнослужителям также требовались подрясники, обыденные рясы, брюки под подрясник, сорочки, рушники для алтаря, покровцы. И все это производилось и производится сегодня изо льна.

 

И раньше и теперь в православном храме стол, расположенный в алтаре, покрывают облачением, из которого нижняя одежда - катаса́ркий или срачицея, символически представляющая плащани́цу, или погребальную пелену Иисуса Христа – изготавливается изо льна. Из льняной же материи до XVII века делали Антими́нс для совершения полной литургии - четырёхугольный плат, лежащий на престоле, со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика. На нем был изображен крест на Голгофе с вариациями формы (четырёх-, шести- и восьмиконечный), а рядом с ним - копье и трость. Кстати, сейчас на антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия казни и четыре евангелиста (по углам плата), а ткань может быть как льняной, так и шелковой.

 

Помимо церковных принадлежностей изо льна шили крестильные рубашки, венчальные наборы, платы для отпевания. Все это требуется и сегодня, причем все в возрастающем количестве.

 

Как известно Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – колыбель династии Романовых. И именно  Указ Петра I"О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла"дал мощнейший толчок развитию льноводства в стране. Благодаря этому Указу в России появились крупные полотняные мануфактуры.

 

Традиции отца продолжила Елизавета Петровна: ее распоряжения способствовали развитию промыслов, производству льна и конопли. Европа же приобретала в большом количестве русское полотно, пеньку и парусину, пополняя нашу государственную казну.

 

Так как же могут взаимодействовать церковь, государство и льноводы Костромской области?

 

Схема примерно такая:

Ипатьевский монастырь организует сбор средств верующих для выполнения обета – сшить или выткать алтарные рушники для церкви или собора. Под собранные средства сельские предприятия выращивают необходимое количество льна, причем нужного качества, а на текстильном предприятии, например, на БКЛМ, лен превращают по заданным эскизам в ткань.

 

Государство же обеспечивает аграриев необходимой техникой в лизинг либо на льготных условиях, а также  компенсирует  затраты в соответствии с нормативами. Технику, кстати, тоже можно производить на отечественных предприятиях, участвующих в частно-церковной кооперации.

 

И, наконец, Романовы... Они могут помочь найти спонсоров, меценатов либо  особых заказчиков для этого проекта и продолжить линию своих предков: стать гарантами обета.

 

 

 

Ипатьевский монастырь

(банк-заказчик)

 

Администрация Костромской области, дом Романовых

 

 

готовая

ткань

 

Конструкторское бюро текстильного оборудования

Завод с-х машин и обрудования

БКЛМ

                         /

\

 

Сельхоз

предприятие 1

Сельхоз

Предприятие 2

Сельхоз

Предприятие 3

Сельхоз

Предприятие 4

          

 

В результате такого партнерства не может быть опасений, что собранные средства пропадут или будут бестолково потрачены. Аграрии и промышленники получат гарантированный сбыт своей продукции, причем ежегодный. В области будут созданы рабочие места, начнется возрождение села, а государству станут поступать налоги.

 

Предложенная идея, разумеется, не идеальна, по ряду моментов не вписывается в принятую модель хозяйственной деятельности в стране, требует более тщательной проработки и, конечно, обсуждения.

 

Мы будем рады любым конструктивным комментариям, отзывам и советам.

Пишите на эл. почту сайта: info@rosflaxhemp.ru

 


Еще статьи Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Дмитрий Ильков
24.05.2018

Организатор фирмы "Коноплектика"

IPChain научных открытий
24.05.2018

Новая технология позволяет отследить всю цепочку создания конечного продукта, вплоть до автора...

Использование льна масличного в хлебопечении
23.05.2018

Композитная добавка со льном показала высокую эффективность использования  для обогащения...


Подписка на новости
* Поле обязательное для заполнения
Оформить заказ: