Факты и цифры

Лён высокой моды от поставщика двора Ее Императорского Величества

14.11.2023 - 366 просмотров

Поставщик двора Ея Императорского Величества, русский и советский модельер, художник театрального костюма, Ламанова Надежда Петровна родилась в деревне под Нижним Новгородом. Она, дворянка по происхождению, была вынуждена после окончания гимназии поступить в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, а переехав в Москву, работать обычной модисткой. Но талантливый и трудолюбивый человек всегда добивается успеха.

 

Уже через год службы в ателье Надежда Ламанова открывает свой салон. Желающих заказать у нее платье год от года становится все больше, известность Ламановой растет, круг клиентов ширится. У Ламановой сначала одеваются обеспеченные дамы-буржуа, представительницы купеческого сословия, а затем и представители аристократии и театральной богемы. В 1898 году Ламанова получила звание поставщика двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны (родная сестра императрицы Александры Федоровны), и мастерская начинает приносить до 300 тысяч рублей прибыли в год. Это позволяло Надежде Петровне ежегодно ездить в Париж закупать товара на полмиллиона рублей. К знаменитому Императорскому балу-маскараду 1903 года Надежда Ламанова сшила специальные костюмированные наряды допетровской эпохи, о которых говорила вся страна. 

 

В 1904-м Н. Ламанова становится поставщиком самого двора Ее Императорского Величества. Роскошные и одновременно элегантные наряды императрицы, сделанные в мастерской Ламановой, и сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже (С-Петербург). Но Надежда Петровна также шила замечательные костюмы к спектаклям, актрисы которых блистали бисером и стразами, а зрители заглядывались на тонкие кружева их платьев. К. Станиславский, восхищенный талантом модельера, называл ее «Шаляпин от моды». В 1908 году по проекту архитектора Никиты Лазарева специально для мастерской Ламановой построили здание на Тверском бульваре. Ее позиции еще больше укрепились после знакомства и сотрудничества с популярным модельером Франции, Полем Пуаре: она тоже стала отказываться от использования корсета. 

 

 

Модели Н.П. Ламановой, представленные МОСКУСТ на Международной Парижской выставке: платье из вышитых полотенец. 

 

Но все изменилось после Октябрьской революции и Гражданской войны. Ламанова потеряла собственность, своих мастериц, но не талант и увлечение: мастер роскошных нарядов для элиты стала создавать одежду для граждан рабоче-крестьянского государства. Для этого в 1919 году она организует Мастерскую современного костюма, создает программу, в которой обосновывает принципы моделирования костюма для широких слоев населения, разрабатывает учебные программы, пишет статьи по теории костюма и шьет многочисленные модели простой женской одежды, в том числе с использованием элементов народного русского костюма.

 

 

Таблица №19.  Кафтан и юбка сделаны из двух кустарных холщевых полотен

 

 Таблица №20. Платье из сурового полотна

 

Платье из фабричного либо кустарного полотна с отделкой из кумача

 

Издание «Известий ЦИК СССР и ВЦИК». Рис. В. Мухина по моделям Н. Ламановой. !-я Образцовая типо-лит. Госиздата. Москва, Пятницкая, 71.  Тираж 7 000 экз

 

Ламановой предлагают подготовить костюмы в новом советском стиле для международных выставок в Париже, Лейпциге и Нью-Йорке. Надежда Петровна в соавторстве с Верой Мухиной  (советский скульптор) создает коллекцию платьев рубашечного кроя, сшитых из домотканых материалов (льняного холста) в русском стиле с традиционным народным орнаментом и ручной вышивкой. Платья дополняли головные уборы и аксессуары из шнуров, бечевки, соломы, вышитого холста, дерева, хлебного мякиша, камешков, раковин и других простых материалов. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже платья Ламановой в русском стиле, которые демонстрировали сестры Лиля Брик и Эльза Триоле, произвели фурор. Модельер получила Гран-при «за костюм, основанный на народном творчестве», а стиль «а-ля рюс» в Европе становится чрезвычайно моден.

 

 

Рис.1 Кафтан из грубого красного холста, по низу расшит бисером. Юбка из белого либо черного  сурового холста

Рис.2 Платье из суровой редины с черными рукавами. Вышито темно-зелеными, кирпичного цвета льняными ниткамии для МОСЭКУСТа

Рис 3. Костюм из белого крестьянского льняного холста с тесьмой из грубых льняных ниток. Вышивка исполнена по продержке голубыми нитками

 

---------  

Использованы иллюстрации из открытых источников

Благодарим создателей платьев в русском стиле - сестер Тургиновых, за содействие в подготовке материала

 

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Анализ качества льняной пряжи и возможности его повышения
30.04.2024

Повышение качества льняной пряжи средней линейной плотности

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: