Факты и цифры

Фрегат Орел и льняные паруса

04.01.2024 - 491 просмотр

В Московском государстве во времена Алексея Михайловича (1645 -1676 г.) хорошо помнили о древнем Волжском торговом пути «из варяг в арабы», который в смутные времена был заброшен. Часть пути проходила по рекам Ока (в нее впадает река Москва) и Итиль (Волга) через море Хазарское (Дербентское, дарья Хвалисская, Каспийское) в Иран и Индию. Память об этом маршруте сохранилась в записках тверского купца Афанасия Никитина, ходившего в XV веке «за три моря».

 

С восстановлением русского государства в XVII веке для развития экономики страны потребовались зарубежные рынки.  На Запад Россию не пускала Польша, в Грецию и Египет – Османская империя. Лишь Персия наладила тесные коммерческие связи с Москвой, обмениваясь посольствами, торгуя тканями, шелком, пряностями, ювелирными изделиями и получая пушнину, воск, кожи. Разумеется, этим путем, на котором главным торговым центром стала Астрахань, тут же воспользовались голландские и английские торговцы. Но торговые корабли – легкая добыча для пиратов. Чтобы защитить растущую торговлю, Алексей Михайлович приказал строить военно-морские суда: легкие и быстрые однопарусные ладьи, казачьи яики, запорожские «чайки», донские и стрелецкие струги не могли обеспечить надежную защиту.

 

Военный первенец Московского государства - корабль европейского образца «Фредерик» с плоским днищем, трехмачтовым парусным вооружением, 24 большими галерными веслами и оснащенный пушками - был построен в Нижнем Новгороде в 1636 г. И хотя он ходил с русским посольством в Персию, флаг и знаки отличия на корабле были зарубежные - Шлезвига-Гольштейна. Поэтому после того, как «Фредерик» потерпел аварию во время шторма и был выброшен на берег в районе Дербента, царь принимает решение построить новый корабль, но с российской символикой и русскими моряками. 

 

Верфь была устроена в селе Дединово Коломенского уезда на берегу Оки (сейчас это Луховицкий район Московской области). Здесь же велась заготовка леса, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли заводы Тулы и Каширы. Хотя мастер, Ламберт Гельт был приглашён из Голландии, наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордину-Нащокину, а русскими плотниками руководили корабелы дворянин Яков Полуектов и подьячий мытной избы Степан Петров.

 

Перед корабелами стоял выбор: в Дании, Англии, Голландии паруса изготавливали из льна и конопли, а скандинавы делали паруса из шерсти и пропитывали их жиром. При средней плотности парусины 750–900 г/кв.м, на изготовление парусов с общей площадью 1 млн. кв.м требовалась шерсть двух миллионов овец. Поэтому россияне приняли голандско-датский вариант парусов.

 

В мае 1668 года корабль был спущен на воду, а в апреле 1669 года изображение государственного герба России было нашито на корабельные флаги, для изготовления которых были выписаны ткани черчатого (красного), белого и лазоревого (синего) цвета.  Достоверных изображений флага нет, но, о нём специалисты судят по изображениям корабля на гравюрах в книге «Странствования Яна Стрюйса» (1681 год,  Амстердам). 

 

В 1969 году инженер С. Лучининов и художник-маринист Е. Войшвилло выполнили и опубликовали в №10 журнала «Моделист-конструктор» реконструкцию фрегата «Орел». Согласно ей на «Орле» были подняты так называемые «крестовые» флаги, представляющие собой белые полотнища с голубым крестом, делящим поле на четыре прямоугольника. Вторая и третья четверти – красные.  Именно такое бело-сине-красное полотнище с изображением золотого двуглавого орла станет потом личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске. 

 

 

В 1670 году корабль, получивший имя «Орел», с экипажем из 58 человек, вооруженный 22 пищалями (шестифунтовыми пушками), 40 мушкетами и 40 парами пистолетов был введен в эксплуатацию. Он имел длину 24,5 м, ширину - 6,4 м, осадку приблизительно 1,5 м, две палубы и нес три мачты. На бизани стоял косой парус, фок- и грот-мачты были оснащены прямыми парусами. Площадь основных парусов составляла 445 кв.м., а общая площадь парусов, поднимаемых на фрегате, равнялась 2500 кв. м.

 

В.И. Овчинников. «Спуск на воду корабля «Орёл». 1995 г.,

 

Фрегат «Орел» дошел от Коломны до Астрахани за три месяца. Однако ему не пришлось участвовать в каком-либо сражении или посольстве. Из-за бунта Степана Разина, фрегат оказался на 10 лет запертым в протоке Кутум. В результате чего пришел в негодность и был разобран. Но 26 лет спустя, в октябре 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I  издала Приговор (указ), в котором постановила: «Морским судам быть».

 

Конраад Деккер. "Вид города Астрахани и фрегата "Орел" с флотилией. 1670", 

 

Свою историческую миссию «Орел» выполнил: это был первый полностью российский военный парусный фрегат; в России были подготовлены первые отечественные кораблестроители, способные строить крупные морские корабли, первые матросы, способные на них служить, был создан первый морской Устав из 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Несомненно, свою лепту в мечту Петра I  о флоте России внес и бывший помощник канонира «Орла», Карстен Брандт - строитель ботика, судов «потешной флотилии» и первый учитель Петра I морскому делу.  Поэтому, когда понадобился флюгер для шпиля Адмиралтейства в Санкт-Петербурге мастер Герман ван Болес использовал очертания кораблика на картине голландского художника Конраада Деккера "Вид города Астрахани и фрегата "Орел" с флотилией. 1670".

 

 

 

Потребность военно-морских кораблей в парусине, канатах и такелаже для управления парусами (фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы) способствовала развитию льноводства. И 13 декабря 1715 г. Петр I издает Указ «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла», в соответствии с которым были созданы полотняные ткацкие фабрики, а государство приняло меры по нормированию торговли льном и развитию торговых связей с Западом. Так оказались связаны судьбы отечественного флота и льноводства. 

 

А память о корабле, с которого начинались военно-морские силы и судостроение России, не затухает:  

 

 

В 1971 году Почта СССР выпустила марку «Корабль «Орёл».

 

В 2017 году Почта России вновь выпустило марку с фрегатом "Орел"

 

  (Изображение из общедоступных источников)

 

 

15 августа 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «350-летие отечественного государственного судостроения» с изображением фрегата «Орёл» на фоне силуэтов современных судов

В этом же году в г. Михайловск (Ставропольский край) в Парке 75-летия Великой Отечественной войны установлен памятник: гранитная колонна высотой 9 м, на которой возвышается бронзовый корабль длиной 2 м (автор композиции - скульптор Сергей Серёжин).

 

Фото С. Сережина


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. 2024. Июль. Ч.3.
19.07.2024

С начала года о стоимости льна и конопли мировые торговые агенства упорно молчат

Льняно-конопляные новости. 2024. Июль. Ч.3.
19.07.2024

С начала года о стоимости льна и конопли мировые торговые агенства упорно молчат

Журнал Лён и конопля. 1967. №7
18.07.2024 11:00

Номер оцифрован Дмитрием Ильковым

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: