Музей «Смоленский лен»
16.12.2016 - 3678 просмотровМузей «Смоленский лен» расположен в Никольской башне у Ельнинских ворот Смоленской крепостной стены.
Внутри оборонительного сооружения (длина башни – 14,77 м; высота с внешней стороны от подошвы до зубцов – 15, 74 м; высота зубцов башни – 2, 24 м; толщина стен – 1,82 м. ) небольшая, но с уникальная коллекция инструментов и оборудования для выращивания и переработки льна, производства пряжи и тканей, предметов будничного и праздничного домашнего текстиля изо льна – традиционной для Смоленщины женской и мужской одежды, головных уборов, рушников, подзоров, салфеток, скатертей XIX и XX века.
Можно самостоятельно бродить по экспозиции, но лучше взять экскурсию: экскурсоводы хранят немало тайн... Например, об особенностях узора на полотенцах из разных районов области или украс для будничной и праздничной одежды, о том, где сегодня носят чуни, и чем связать невесту и жениха. |
Льном занимались в каждой крестьянской избе: он кормил, одевал, давал заработок
Все начиналось с обработки и почвы и посева. Для выращивания льна на Руси использовали суховатку. С помощью этой бороны, весом около 50 кг, рыхлили пахотный слой на глубину 10 см, разбивали корку, давая доступ воздуху к проросткам, подрезали сорняки, заделывали семена в почву.
Впервые об этом орудии упоминается в своде законов Древней Руси - «Русской правде» (1114 г.). На Смоленщине такая борона применялась еще в начале ХХ века.
|
Затем лен теребили и вымачивали. Посетители после посещения музея смогут отличить льносолому (справа) от стланцевой льнотресты.
Корневая льномялка Смоленская губерния XIХ века, на которой обрабатывали обмолоченный, вымоченный и высушенный лен. Полученное волокно - «сырец», содержал много (до 25%) костры.
|
Механическая льномялка облегчала, ускоряла трепание льна и давала волокно с меньшим количеством костры. |
От костры и короткого, низкого качества волокна лен очищали с помощью гребней разной ширины и частоты
|
Орнамент Смоленского края на тканных или вышитых изделиях называется «украсы». Он имеет линейный или геометрический двусторонний (одинаковый как с лицевой поверхности, так и изнанки) рисунок. Обусловлено это тем, что нити в холсте пересекаются под прямым углом, и узор следует их направлению.
Тем не менее, украсы не монотонны, так как узоры представлены пятью типами фигур: круговых, пальчатых, лопастных, крестовых и крюковых. Кроме того, вышивальщицы использовали древнейший способ шитья - «продержку» - удаляли часть нитей, а оставшиеся обивали дополнительной нитью. Чаще она была красного цвета и называлась «поводка». Отсюда выражение: «Строки повожены красным». Впрочем, льняные нитки и ткани были разного цвета. Для их окраски в черный цвет использовали ольховую или дубовую кору; в коричневый – ивовую кору; желто-коричневый – листья яблони; в бордовый – березовую кору; в синий – ягоды крушины, желтый – цветы зверобоя либо траву череды, зеленый – траву тростника либо конопли. |
|
Слева направо:
Полотенце - Смоленская губерния, Вяземский уезд, XIХ век, холст, ткачество, вышивка, кружево, прошва из кумача (из коллекции Клетновой Е.Н.)
Полотенце - Смоленская область, д. Тишино, холст, ткачество, автор Копылова Ольга Хрисановна, 1920 г.
Полотенце - лен, ткачество, начало ХХ века
Полотенце - Смоленская область, Гжатский уезд, конец XIХ века, холст, вышивка, кружево, вставки из кумача
Полотенце - «набожник» (для икон в красном углу). Начало ХХ века, лен, х/б, ткачество |
(Слева в витрине) Фрагмент набивной ткани (Россия, конец ХVIII века), Полотенчатый головной убор (Смоленская область, Юхновский уезд, д. Подлинки, конец ХIХ века, холст, вышивка Х.Б нить), Сарафан с лифом ( Дорогобужский район, д. Хлысты, начало ХХ века), рубаха женская (Дорогобужский уезд, д. Балакирево,холст, ткачество, вышивка); бусы- крали (Духовщинский уезд, начало ХХ века, бисер, стекло, льняная нить), Самопрялка (Смоленская губерния, первая половина ХIХ века)
Фрагмент набивной ткани, Сарафан с лифом |
Рубаха женская (лен, холст, вышивка, ткачество, Витебская губерния); передник (Духовщинский район Смоленской губернии, холст, ткачество, вышивка Х\Б и шерстяные нити), бусы-крали с льняной нитью (Смоленская губерния) |
Саквояж с льяным кружевом (начало ХХ века, льняные нити, плетение), накрытый полотенцем (Смоленская губерния, Смоленский уезд, Хохловская волость, д. Пожарское, конец XIХ века)
Лиф, принадлежащий Силкиной П.С. (д. Мазыки, Хиславический район Смоленской области, 1920-1930 гг., сатин, холст, галун) |
Женский головной убор «Сборник» Смоленская область, Ельнинский р-н, д. Бывалки, 1-ая четверть ХХ века (сатин, ситец, тесьма, стеклярус)
Лиф («кабат») Коряковой М.Е. 1900 год. (Мстиславский уезд, Гомельская губерния) |
Брюки - Смоленская область, первая половина ХХ века, лен, ткачество |
Женская рубаха - Брянский уезд, д. Овсеенок, начало ХХ века, холст, вышивка;
Безрукавка (синяя) - Смоленская область, Ельнинский район, д. Ежевицы, первая половина ХХ века, плис, холст;
Бусы «крали» на льняной нитке; Полотенце для встречи (длина 4,05 м холст, ткачество)
|
Чекмень – верхняя женская одежда Смоленская губерния, Поречский уезд, д. Горбуны, конец XIХ века, лен, узорное ткачество |
Заготовки для женской крестьянской рубахи (Смоленская губерния, Поречский уезд, ныне Демидовский район, д. Верховье; лен, х/б – ткачество, вышивка) |
Обшлага (5-6) женской рубахи, заготовка (8) для рукава (автор Павлюченкова Мария, Смоленская область, Кардымовский район, д. Твединицы, 1915 г, лен, вышивка) |
Женский костюм (слева): рубаха (Смоленская губерния, Пореченский уезд, д. Андрюпы 1905-1907 гг, лен, х/б полотно, ткачество); передник «запон» (Смоленская губерния, Шумячт-Ершичи, д. Старая Мармазовка, 1910 г, холст, кумач, х/б); бусы-крали (Смоленская губения, начало ХХ века, солома, льняные нити, плетение) Девичий костюм (Смоленская губерния начало ХХ века, лен, ткачество, вшивка) с поясом (лен, шерсть, Смоленская губерния, первая треть ХХ века)
Внизу - полотенце (автор Семенова Е.И., Смоленская губерния, Смоленский уезд, д. Старожище, 1913 г., лен, вышивка, вязание крючком)
|
Костюм дружки (свидетеля жениха): рубаха мужская – косоворотка (Смоленская область, Угранский район, д. Заречье, первая четверть ХХ века, лен, ткачество, вышивка крестом); полотенце через плечо (Смоленская губерния, начало ХХ века, холст, кружево, ткачество); кнут (Смоленская область, 60-е годы ХХ века, дерево, кожа, железо, лён); полотенце-свадебный рушник (середина ХХ века, СССР, лен, фабричное кружево, ткачество, вышивка крестом)
|
Полотенце (Смоленс кая область, Угранский район, деревня Полднево, нач. ХХ века, холст, кружево, прошивы из х/б ткани, автор Тихоненкова П.С.) Набожник - полотенце для образов (Смоленская область, Починковский район, нач. ХХ века, холст, шелк, вышивка, плетение, автор Панкратова А.П.) Полотенце (Смоленская область, Вяземский район, Хватов завод, 30-е годы ХХ века, холст, ткачество, автор Клубкова Д.И.)
|
рубаха мужская и женская (Ельнинский район, д. Бывалки, 1920-30 е годы, холст, кумач, х/б нити, вышивка, льяное полотенце начало ХХ века) |
Костюм жениха (Смоленская область, Дорогобужский район, д. Вязьмичи, 1930-е годы, холст, вышивка) и
невесты (рубаха – Смоленская губерния, д. Полднево, начало ХХ века, принадлежала Тихоненковой Прасковье Сергеевне, лен, ситец, тесьма пуговицы; сарафан – Знаменская волость, д. Маньшино, конец ХIХ века – лен, х/б нити, тесьма, шерстяной шнур, пуговицы Чепки – с крестиком – нагрудное украшение невесты (Ельнинский уезд, д. Каменка, 1911 г)
Пояс, связывающий жениха и невесту |
Костюм подружки невесты: * рубаха (Рославльский уезд, Кирсановская волость, д. Старижа, лен, ткачество; юбка с оборкой и лифом «хвальбовник» Рославльский район, д. Пожарь, 20-е годы ХХ века, лен, шерсть, фабричная ткань, ткачество; * фартук из этой же деревни, лен, вышивка. * полотенце, Смоленский уезд, Хохловская волость, д. Пожарское, конец ХIХ века, лен, вышивка |
Передник «занавеска» (Смоленская область, Ельнинский район, д. Бывалки, 1920 гг., холст, кумач, ситец, шерсть, ткачество, вышивка, аппликация); Подзор (Краснинский район, д. Зябрики, 1930-е годы, лен, х/б, ткачество, вязание), Полотенце «набожник» (г. Гжатск, конец ХIХ века); Полотенце ритуальное (Смоленский уезд, начало ХХ века, лен, х/б, ткачество, ручная вышивка) |
Чуни (№4-5)- домашняя льняная обувь |
Онучи (вверху) – портянки под лапти и образец клетчатого холста, Краснинский район, д. Шелбаны, конец ХIХ века |
Вверху: Скатерти Смоленского льнокомбината, 1950-е годы (лен, ткачество) Полотенце - Смоленская область, Рославльский район, д. Костыри, 1930-е годы, лен, вышивка, вязание. автор Дроздова Е.З. Внизу: Полотенце со словами из песни «На Муромской дорожке стояли три сосны». Начало ХХ века, лен, Х\Б, вышивка
|
Полотенце с логотипом XХII летних Олимпийских игр 1980 года, г. Москва, лен, фильмопечать, 1979 г; Полотенце юбилейное, посвященное 175-летию со дня рождения композитора М.И. Глинки.; авторы Примас Е.В., Кольцова И.Г, лен, фильмопечать, 1979 г., Рушник «Фестивальный», посвященный Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1985 г в Москве. Автор Шибаева Е.М., лен, фильмопечать, 1985 г. |
К сожалению, рассказ музея об истории смоленского льна заканчивается последней продукцией, произведенной на Смоленском льнокомбинате. А жаль. Ведь в области продолжают трудиться замечательные мастера народных художественных промыслов, фабрика вышивки им. Тенишевой и Вяземский льнокомбинат.....
Изделия посвященные истории Смоленска
---------
Руководство РОСЛЕНКОНОПЛЯ.РФ выражает признательность сотрудникам музея "Смоленский лен" за помощь в подготовке материала
Доминирующим был лозунг: "конопля - это веревка, а не наркотики"