Лён в Музее истории Москвы
10.07.2017 - 2535 просмотровМногие жители старых русских столиц: Киева, Великого Новгорода, Владимира, Суздаля, Рязани - более древних городов, чем Москва, удивляются, почему именно она стала столицей Великой Руси и до сих пор удерживает этот статус. Ведь ни особыми природными богатствами или особенностями, выдающимся климатом или чудесными древними храмами и обителями она не обладала. Секрет кроется в ее сути, а его раскрывает экспозиция Музея истории Москвы. Дело в том, что с момента, как Москва стала собственностью Юрия Долгорукого, кстати, потомка Рюрика и законного князя стольного града Киева, и до дней сегодняшних, ее роль заключается в собирании представителей разных племен и народов и объединении их одной идеей и под одним стягом.
В Москве соединилось европейское и азиатское ядро, а оно стало основой нового государства. Здесь пересекались дикость, ярость, непокорность, с одной стороны, и соблюдение законов и порядка – с другой. Здесь ценилась прямота «иду на врага» и хитроспелетния Востока и Византии, но всегда, даже во времена трехсотлетнего ига в Москве был свой особый мир компромиссов разных религий, укладов жизни и представлений о добре и зле. Москву боялись, но уважали. Видимо, этим объясняется появление на зарубежной европейской карте изображение «годуновского чертежа» Москвы.
Именно в Москве собирались и стояли перед битвой по несколько недель дружины князей земель русских. Отсюда уходили войска Александра Невского, от стен Москвы гнали польских, французских и немецких захватчиков. И здесь же представители разных государств находили кров и защиту, могли реализовать свои великие замыслы. Не случайно, Москва – купеческий город. Причем торговлей занимались все сословия: от князя до селянина из предместий.
Свидетельств того, что город был многоликим и многонациональным много. На картах разных лет отмечены Татарская, Ланская, или иноземная слободы, Мещанские улицы (поселенцев из Белой Руси), места размещений служивых из Устюжны, Ржева, Чертолья, Новгорода (Лубянские улицы и площадь).
Москва второй половины XVII века в пределах Земляного города
Важность и стратегическое значение Москвы понимал и польский король Сигизмунд, пытавшийся включить московитов в экономическую деятельность своего государства и создать «Великое славянское государство» от Одера до Волги. Не борись он с православием, был бы, как сегодня говорят, толерантен, возможно, идея могла осуществиться.
«Сигизмундов» план Москвы 1610 г (Литография XIXвек)
Еще одна особенность города – войска всех княжеств, стрельцы и казаки всех земель русских, жили в согласии с оседлым населением – ремесленниками и монастырскими. Москвичи в пошлом занимались льном в стрелецких, ямских и монастырских слободах, где его выращивали практически в каждом огороде: простолюдины использовали в быту домотканые холсты, хоронили и пеленали в лён младенцев и от мала до велика носили льняные рубахи, сарафаны, платки.
В Государевой хамовной и Кадашевской ткацкой слободах и на Скатертной улице лён перерабатывали качественно, пряли из него пряжу и изготавливали тонкие холсты для княжеского и боярского двора. И это отражено на картах города…
Разумеется, и во времена закладки первых, еще деревянных стен Кремля, москвичи и присоединившиеся к ним киевляне, пришедшие с Долгоруким, еще не знали хлопчатобумажной одежды.
Основание Москвы. Построение первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г.1917г.
А.М. Васнецов. Бумага на картоне, уголь, акварель
Это же подтверждают и артефакты раскопок из ранних культурных слоев Боровицкого холма и его окрестностей, хранящиеся в Музее истории Москвы: льномялка (дерево), шпильки прялки (кость, железо), веретено и пряслице (дерево, кость), юрок (дерево), чесало (дерево), педаль прялки (дерево), фрагмент льняного холста
Крушение мифов о конопле, усиление битвы коноплеводов и производителей каннабиса, строительные...