Факты и цифры

Юбилейная выставка И.Репина в Новой Третьяковке

26.04.2019 - 1800 просмотров
Автор: С.Л. Белопухов

В Третьяковской галерее проходит ретроспектива произведений Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) - одного из самых узнаваемых и цитируемых российских художников как в царской России, СССР, так и сегодня. Экспозиция, посвященная  175- летию со дня  рождения И. Репина, охватывает более 50 лет творчества живописца, представляет как хрестоматийные картины, известные многим из школьных учебников («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…»), так и редко показываемые публики полотна.

 

Выставка насыщена сюжетами, замыслами, интригами. Знакомое открывается с незвестной стороны. Неожиданно открывается характер и самого И. Репина. Но у этой выставки есть еще одним аспект - качество холста, который использует художник. Искусствоведы редко обращают на холст внимание. И, наверное, зря. Поскольку это не первая выставка в столице, охватывающая  творчество разных живописцев  на протяжении всей их жизни, которая доказывает и показывает,  что на качество изображения влияют не только уровень мастерства, состояние здоровья и уровень жизни автора. Соавтором, часто вынужденным,  но порой  меняющим тональность художественного языка и изобразительный эффект, становится «зерно полотна», качество которого зависит от толщины, линейной плотности, качества кручения нитей утка и основы, а также плотности их  переплетения.

 

Основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков – один из владельцев БКЛМ (ныне Новая костромская льняная мануфактура). И так как П. Третьяков  покровительствовал И. Репину,  много заказывал ему различных портретов, то  картины именитого художника написаны на льняных полотнах, произведенных на фабрике в Костроме. Качество полотна зависит о целого ряда факторов, но в первую очередь от свойств самого льна, то есть, от особенностей сорта, условий выращивания, уборки, первичной переработки. Для аргументированного заключения, конечно, нужны специальные исследования, но  даже при беглом взгляде на полотна, видно что холсты середины 80-х годов ХIХ века и начала XX, отличаются зерном, особенно в годы Первой мировой войны, когда И. Репин писал  свои произведения практически на брезентах. Свою специфику имеют и произведения, выполненные в Пеннатах (Финляндия) уже после революции 1917 года, когда художнику приходилось использовать латышские льняные холсты, а то и вовсе линолиум.

 

 Монахиня, 1878 г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея 

 

        

                           

 

Портрет В.В. Пушкаревой, 1899, холст, уголь, Атенеум, Хельсинки

 

         

 

Портрет Э. Дузе, холст, уголь, Государственная Третьяковская галерея

 

    

 

Боярин Федор Никитич Романов 1897, холст, уголь, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова

 

 

    

 

 

   

Фрагмент. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года, холст, масло, Всероссийский музей А.С. Пушкина, С-Петербург

 

Лунная ночь. Здравнево, 1896, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

    

 

Портрет Н.Б. Нордман, 1900, холст, масло, Атенеум, Хельсинки

 

 

    

 

Портрет В.С. Сварога, 1915, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. 2024. Апрель. Ч. 4
26.04.2024

Посевная компания яровых культур в большинстве европейских стран, США и Канаде перевалила эква...

Библия и лён
23.04.2024

Упоминания о льне в христианстве

5-й Конгресс по лекарственному каннабису
23.04.2024

Научная программа признана Государственной медицинской палатой Берлина

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: