Факты и цифры

Лён в Кунсткамере

01.09.2020 - 1285 просмотров
Автор: Белопухова Э.С.

Петербург – удивительно красивый, богатый музеями и яркими событиями город. И хотя невские волны доносят суровый привет Северного ледовитого, для тех, кто любит покорять балтийскую волну - это прекрасное место для отдыха в конце лета - начале осени. Вот и мы, решили отправиться к морю, чтобы оценить свои возможности, силу разных моделей катеров, а заодно, узнать для себя  что-то новое.

 

 

В один из дней мы зашли в самый первый музей России – Кунсткамеру – место, где находятся уникальный Готторпский глобус, этнографическая экспозиция предметов от эскимосов до народов Малайзии, а также собраны странные, диковинные, порой даже страшные и отталкивающие своим уродством экспонаты.

 

К 175-летию Русского географического общества в Круглом зале (№ 13), где когда-то был анатомический театр, открыта временная экспозиция "Мудрёно сотворёно", посвященная русскому женскому костюму и предметам быта. Для выставки использована коллекция вещей из собрания Музея антропологии и этнографии Академии наук (МАЭ РАН). Ее собирали ученые и коллекционеры из Новгородской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других губерний. Разумеется, безо льна - основной ткани России, такая выставка не могла обойтись.

 

 


 Казалось бы, что может в семи витринах. Ну, красивые изделия - полотенца, рубахи, головные уборы, обувь с тонкой вышивкой по льну, шелку и шерсти либо набивным рисунком (№ 6 и 7 - образцы набойки 19 века). На деле, одежда и вышивка на ней – это зашифрованный рассказ, который мы современники, разучились читать и понимать.

 

 

Экскурсовод рассказала, в общем, известную вещь: вышивка на одежде и домашнем текстиле предназначалась не только для утилитарных целей. Такие вещи защищали своего владельца от сглаза и болезней, а также показывали его принадлежность и статус. Орнамент традиционно состоял из главного мотива, это могло быть как одно крупное изображение, так и рапорт из двух фигур.

 

 

Защитную функцию выполнял орнамент, который чаще всего состоял из геометрических фигур и мотивов с растениями, животными и реже фигурами людей. На полотенцах узоры традиционно располагали на концах полотнища (№ 8 и 9), на женских и мужских рубахах по подолу, рукавах и горловине Теперь мне стало понятно, почему на полотенцах с вышивкой чаще всего использовали геометрической орнамент - по древним поверьям это охраняло дом от порчи.

Помимо защиты, вещи с вышивкой имели обрядовое значение и использовались на праздниках или ритуалах, например, на посевной или при сборе урожая. Более того, полотенца с вышивкой берегли, так как в рисунке вышивки сохранялась память семьи и рода, передавались по женской линии знания о мироздании.

 

 

Например, такая любопытная деталь: при всем многообразии женского костюма, его условно можно разделить на два типа: северорусский сарафан и южнорусские понёвы. Чтобы было понятно не только искусствоведам: понёвы - это юбки поверх рубахи, а сарафан - платье без рукавов на широких бретелях. На выставке есть понёвы в технике двухслойного ткачества, культура которого сейчас, к сожалению, утрачена. В народе даже была такая присказка: "за Окой сарафанов не носят". То есть, в конце XVIII века, случись потеряться на российских просторах, достаточно было взглянуть на женский нараяд и как по навигатору, определить в каком регионе страны находишься.

 

 

Вернёмся от теории обратно на выставку. Мое внимание привлекла витрина с элегантными полотенцами тонкой выделки (№ 10,11,12). Они сделаны методом перевити „по выдергу” - особым способом декоративного шитья. Такая вышивка выполнялась на домотканом полотне, где хорошо видно переплетение нитей. В материале самой ткани, выдергивали нити группами и на оставшихся нитях, с учетом образовавшихся просветов в ткани, вышивали нужный узор. Техника „по выдергу” имеет много разновидностей от однорядовых мережек до ажурного гипюра. Благодаря относительной простоте и быстроте исполнения, она получила распространение по всей России.

 

Петр I, основывая первый в России музей Кунсткамеру, хотел показать диковинные вещи простому человеку, возбудить интерес и тем самым популяризировать науку. Что ж, его идея работает до сих пор, для тех, кто далек от текстильной промышленности, вышивки и льна узнают на этой выставке много нового и интересного.

 

Если есть возможность приехать в Санкт-Петербург и посмотреть на экспозицию самостоятельно, рекомендую поторопиться, выставка будет открыта еще лишь пару недель. Билеты лучше заранее купить он-лайн, чтобы не стоять в длинной очереди в кассу. И не забудьте взять маску, без неё в музей сейчас не пускают. А те, кому не суждено сейчас приехать в Северную столицу, могут посмотреть выставку на официальном сайте Кунсткамеры


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
В. Евтухов о конопле
29.10.2020

Свежая позиция Минпромторга России

Биополимеры
28.10.2020

Интернет-форум и партнерство

Открылась Агрошкола льноводства
27.10.2020

В городском округе город Бор Нижегородской области


Подписка на новости
Оформить заказ: