Факты и цифры

Лён в Кунсткамере

01.09.2020 - 716 просмотров
Автор: Белопухова Э.С.

Петербург – удивительно красивый, богатый музеями и яркими событиями город. И хотя невские волны доносят суровый привет Северного ледовитого, для тех, кто любит покорять балтийскую волну - это прекрасное место для отдыха в конце лета - начале осени. Вот и мы, решили отправиться к морю, чтобы оценить свои возможности, силу разных моделей катеров, а заодно, узнать для себя  что-то новое.

 

 

В один из дней мы зашли в самый первый музей России – Кунсткамеру – место, где находятся уникальный Готторпский глобус, этнографическая экспозиция предметов от эскимосов до народов Малайзии, а также собраны странные, диковинные, порой даже страшные и отталкивающие своим уродством экспонаты.

 

К 175-летию Русского географического общества в Круглом зале (№ 13), где когда-то был анатомический театр, открыта временная экспозиция "Мудрёно сотворёно", посвященная русскому женскому костюму и предметам быта. Для выставки использована коллекция вещей из собрания Музея антропологии и этнографии Академии наук (МАЭ РАН). Ее собирали ученые и коллекционеры из Новгородской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других губерний. Разумеется, безо льна - основной ткани России, такая выставка не могла обойтись.

 

 


 Казалось бы, что может в семи витринах. Ну, красивые изделия - полотенца, рубахи, головные уборы, обувь с тонкой вышивкой по льну, шелку и шерсти либо набивным рисунком (№ 6 и 7 - образцы набойки 19 века). На деле, одежда и вышивка на ней – это зашифрованный рассказ, который мы современники, разучились читать и понимать.

 

 

Экскурсовод рассказала, в общем, известную вещь: вышивка на одежде и домашнем текстиле предназначалась не только для утилитарных целей. Такие вещи защищали своего владельца от сглаза и болезней, а также показывали его принадлежность и статус. Орнамент традиционно состоял из главного мотива, это могло быть как одно крупное изображение, так и рапорт из двух фигур.

 

 

Защитную функцию выполнял орнамент, который чаще всего состоял из геометрических фигур и мотивов с растениями, животными и реже фигурами людей. На полотенцах узоры традиционно располагали на концах полотнища (№ 8 и 9), на женских и мужских рубахах по подолу, рукавах и горловине Теперь мне стало понятно, почему на полотенцах с вышивкой чаще всего использовали геометрической орнамент - по древним поверьям это охраняло дом от порчи.

Помимо защиты, вещи с вышивкой имели обрядовое значение и использовались на праздниках или ритуалах, например, на посевной или при сборе урожая. Более того, полотенца с вышивкой берегли, так как в рисунке вышивки сохранялась память семьи и рода, передавались по женской линии знания о мироздании.

 

 

Например, такая любопытная деталь: при всем многообразии женского костюма, его условно можно разделить на два типа: северорусский сарафан и южнорусские понёвы. Чтобы было понятно не только искусствоведам: понёвы - это юбки поверх рубахи, а сарафан - платье без рукавов на широких бретелях. На выставке есть понёвы в технике двухслойного ткачества, культура которого сейчас, к сожалению, утрачена. В народе даже была такая присказка: "за Окой сарафанов не носят". То есть, в конце XVIII века, случись потеряться на российских просторах, достаточно было взглянуть на женский нараяд и как по навигатору, определить в каком регионе страны находишься.

 

 

Вернёмся от теории обратно на выставку. Мое внимание привлекла витрина с элегантными полотенцами тонкой выделки (№ 10,11,12). Они сделаны методом перевити „по выдергу” - особым способом декоративного шитья. Такая вышивка выполнялась на домотканом полотне, где хорошо видно переплетение нитей. В материале самой ткани, выдергивали нити группами и на оставшихся нитях, с учетом образовавшихся просветов в ткани, вышивали нужный узор. Техника „по выдергу” имеет много разновидностей от однорядовых мережек до ажурного гипюра. Благодаря относительной простоте и быстроте исполнения, она получила распространение по всей России.

 

Петр I, основывая первый в России музей Кунсткамеру, хотел показать диковинные вещи простому человеку, возбудить интерес и тем самым популяризировать науку. Что ж, его идея работает до сих пор, для тех, кто далек от текстильной промышленности, вышивки и льна узнают на этой выставке много нового и интересного.

 

Если есть возможность приехать в Санкт-Петербург и посмотреть на экспозицию самостоятельно, рекомендую поторопиться, выставка будет открыта еще лишь пару недель. Билеты лучше заранее купить он-лайн, чтобы не стоять в длинной очереди в кассу. И не забудьте взять маску, без неё в музей сейчас не пускают. А те, кому не суждено сейчас приехать в Северную столицу, могут посмотреть выставку на официальном сайте Кунсткамеры


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Заседание оперативного штаба МСХ РФ
24.09.2020

Обсуждались вопросы проведения сезонных полевых работ

Русская Косоворотка
21.09.2020

О переносе сроков конкурса

О помощи государства Легпрому
21.09.2020

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал в сентябре Постановления 


Подписка на новости
Оформить заказ: