Факты и цифры

Лён в Музее военной формы

14.03.2021 - 500 просмотров

В самом центре Москвы, в усадьбе князей Васильчиковых* в декабре 2019 года был реализован проект Российского военно-исторического общества - открыт Музей военной формы. Основная экспозиция посвящена истории развития обмундирования и снаряжения вооруженных сил российского государства с момента создания регулярной армии Петром Великим и до настоящего времени.

 

 

 

Верхнюю одежду делали из сукна, а для исподнего – использовали лён и посконь. Хлопок массово стал применяться в армии в самом конце XIX века. И чем сложнее становилась военная форма, тем меньше в ней оставалось льняных и пеньковых тканей. 

 

 

 

 

Больше всего такой одежды у стрельцов - первой регулярной армии, которую создал царь Иван Грозный. Единообразная экипировка состояла из кафтана, шапки и высоких сапог, но рубаха и штаны шились из поскони либо льна. В музее представлена форма русского войска князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина, которое в 1572 г разбило крымское войско Девлета I Гирея в битве при Молодях.

 

Петр I ввел в русской армии «Венгерское платье»

 

В 1-й четверти XVIII века камзолы и штаны приборных деталей не имели и в большинстве случаев подбивались холстом. Последний, будучи пригоден как для подкладки всех без исключения предметов одежды, так и для постройки целого ряда вещей, наверное, являлся самым универсальным материалом из всех, которые использовались в мундирном деле. Документы упоминают множество сортов холста, с названиями в зависимости от места изготовления, плотности и предназначения: «ростовский», «тонкий», «средний», «толстый», «суровый», «хрящевый», «крученый», «ровный», «простой», «кафтанный», «камзольный», «штанный», «рубашечный», «порточный», «галстучный», «штиблетный», «палаточный».

 

Материи на основе холста (крашенина, клеенка, вощанка, кумач) и различное полотно (парусина, равендук, каламенок) использовались не менее широко, чем шерстяные ткани и были столь же разнообразны. Нижнее белье (рубашки, порты), галстуки, чулки, обувь — обобщенно назывались «унтер-мундиром» и  "строились из холста или полотна разных сортов".

 

В августе 1708, при учреждении «Инфантерской» мундирной канцелярии, для 28 полков армейской пехоты, которые находились на содержании Ратуши, был сочинен мундирный регламент. Согласно ему «солдату надлежало давать в каждый год, — по три холстинных рубашки с портками. 

 

Еще одной деталью солдатского гардероба были штиблеты («штивлеты», «штиверы», «штивени») — высокие холстинные, полотняные голенища, носимые поверх чулок и башмаков, застегнутые пуговицами на внешней стороне ноги и стянутые подвязками под коленом. Делались «щиблеты» при полках, от случая к случаю, буквально из подручных материалов. Так, Белгородский, Бутырский, Пермский, Черниговский и Ярославский пехотные полки в 1713 пошили штиблеты из старых холстинных палаток и ружейных пирамид (1).

 

 

Мушкетер Смоленского полка 1709 год. 

 

 

Торба и основа попоны для седла венгерского образца с вьюком, например для нижних чинов Изюмского гусарского полка начала XIX века, также были из льняного холста. С этого времени для пошива военной формы непременно использовали льняные нить вощенную и нить для шитья.

 

 

В конце ноября 1812 года для облегчения финансовых расходов всем офицерам гусарских полков было разрешено вместо золотого или серебряного прибора на мундирах иметь белевый (из отбеленной пряжи) белого цвета. Льняные шнуры ментика и кушак унтер-офицера лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Российская империя 1860-1888 гг.

 

 

Лён и пенька в военном деле использовались не только для одежды. Во время обороны Севастополя солдаты для защиты от пуль сооружали бруствер из корзин с льняными мешками, заполненными песком 1854—1855 г.

 

 

1872 году Указом императора Александра II для занятий гимнастикой была введена белая льняная гимнастическая рубаха, которая впоследствии будет использоваться как летний вариант формы.

 

 

Штаны рядового 11-го гренадерского Фанагорийского Генералиссимуса Князя Суворова полка. 1877-1878 гг. сделаны из пеньки.

 

 

Одеяло А.В. Суворова. Вторая половина XVIII в. Шерсть, шелковый газ, фатин (шелковая сетка), хлопчатобумажная ткань, льняная саржа. В коллекции музея много картин, большинство из которых написано на льняных холстах, в т. числе – "Взятие Чертова моста".

 

 

Постепенно лён  становится подручным материалом - его используют для изготовления сумок, патронташей, палаток. 

 

 

Армейская льняная брезентовая сумка времен правления Александра III, 1896 г

 

 

  

Брезентовая армейская сумка периода Русско-Японской войны (1904-1905 год)

 

 

45-ти патронная сумка для запасных патронов (1905-1917 гг.) и фляга водоносная Лейб-гвардии 3-го стрелкового полка 1914-1917 гг.

  

Император Николай II  непосредствекнно принимал участие  модернизации военной формы, чтобы она была удобной и прочной были изданы:

 

Приказ по военному ведомству № 118 от 6 марта 1912 г.: Государь Император, 23-й день Августа 1911 года, Высочайше соизволил утвердить новый образец пехотной шинели, взамен шинели ныне действующего образца. Шинель подбивается подкладочным холстом в боках до талии и в рукавах, кроме того, из подкладочного холста изготовляются карманы. Холщевые из подкладочного холста надставки допускаются в следующих частях шинелей: а) в бочках под проймами, 6) в рукавах по длине их, как указано выше, и в) в гривенках.

 

Приказ по военному ведомству № 218 от 7 мая 1912 г.: Государь Император, в - 4-й день мая 1912- года Высочайше повелеть соизволил: Пришивать пуговицы следует прочно суровой льняною, вощеной ниткой.

 

Приказ по военному ведомству № 125 от 15 марта 1910 г.:  Утвержденное Военным Советом, 20-го Февраля 1910 года, описание вещевого мешка для нижних чинов гренадерской и армейской пехоты:

Вещевой мешок изготовляется из окрашенной в защитный цвет непромокаемой парусины, по своему наружному виду, размерам и способу изготовления должен отвечать установленному образцу. Мешок выкраивается из трех кусков непромокаемой парусины, из коих один служить передней его стенкой, другой задней, а трет боковыми стенками и дном, которое имеет закругленную форму…Непромокаемая парусина для вещевого мешка,  лямки и тесьмы, поддерживающей  боковые стенки и дно, изготовляется из чистой льняной пряжи; ткань должна быть ровная, плотная, без перетык, костры, узлов и дыр, гладкая (не мохнатая), окрашенная в прочный защитный цвет и с некоторым наружным лоском. Число нитей в одном квадратном дюйме (2, 54 см²) парусины должно быть не менее по основе - 28 двойных, а по утку - 24 ординарных. Разрыв полоски непромокаемой парусины в 1 дм. (2, 54 см) шириной и 7 дм. (17, 8 см) длиной, должен выдержать, как, по основе, так и по утку не менее 160 фун. (65, 5 кг). Вес одного квадратного аршина (710 см²) непромокаемой парусины должен быть: 70— 78 зол. (301 - 335 г) Непромокаемый состав, которым обрабатывается парусина, не должен быть липким, марким и пахучим; после 24-х часового лежания в воде при  обыкновенной комнатной температуре, пропитанная составом ткань не должна вовсе изменяться в качестве а состав не размокать в ней и не сходить с парусины, при соприкосновение ее с другими предметами. При испытании непромокаемой парусины на непромокаемость, парусина в течении 24 часов не должна пропускать сквозь себя воду и не темнеть, т. е. не должна смачиваться, не напитываться водой. Если при испытании  парусины, взятого на пробу вещевого мешка, окажется, что она не соответствует вышеозначенным условиям, то бракуется вся партия, из которой пробный мешок  был взят.(2)

 

 

Среди экспонатов музея есть и такой удивительный сегодня - прообраз противогаза: рядовой особых пехотных бригад Русского экспедиционного корпуса во Франции 1916 г. На голове солдата надета французская "каска Адриана» и противогазовая маска из нескольких слоев марли, пропитанных специальных раствором.

 

Лён частично сохранил свою значимость и в войсках Красной армии. Так, в снаряжение разведчика (Приказ К.Е. Ворошилова НКО№26) входили саперная лопатка с чехлом и брезентовая сумка. Разведчики-наблюдатели 1-го класса конницы РККВ  использовали в 1936-1939 гг седла строевые с оголовьем и вьюком образца 1888 года.  В них также использовался льняной холст.

 

  

 

 

В  1943 году вносятся изменения в форму офицерского состава. Для изделий летнего обмундирования генералов и офицерского состава из льняных тканей на летние белые кители может быть применена льняная рогожка. Хорошее качество хлопчатобумажных и льняных одежных тканей состоит в чистой их выработке, отсутствии пороков пряжи (утолщений, шишковатости), в прочной сочной окраске и хорошей отделке. Для придания одежде большей устойчивости, сохранения приданной формы при пошиве кителей, мундиров, шинелей применяются различные ткани в виде подкладки между верхом и подкладкой.

 

 

Летняя полевая форма одежды пехоты - младшего командного, младшего начальствующего, рядового состава и курсантов военных училищ Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Образец 1943 года

 

В документах, регламентирующих использование материалов для пошива формы указано: в качестве прокладки применяются, главным образом,  льняные суровые (неотбеленные) ткани—бортовка, или парусина бортовая, так как эти ткани устойчивы в отношении растяжения, прочны и хорошо держат форму одежды (3). 

 

Сорочка бортовая (бортовая парусина или холст) шириной от 61 до 140 см—льняная или полульняная неотбеленная (суровая), вырабатывается различной толщины и плотности. Чем тоньше материал для верха, тем мягче и тоньше должен быть применяемый холст и наоборот. Эластичность, устойчивость нз растяжение и в то же время отсутствие грубости — вот основные требования к прокладке. Вялая, дряблая, грубая, неустойчивая прокладка непригодна для работы.

 

Тесьма (кромка) бортовая — льняная с хлопчатобумажным утком простого переплетения, шириной 9 и 12 мм, применяется для прокладки в борта, проймы.  

 

С середины 60-х годов хлопок, а потом и синтетические материалы полностью вытеснили лён и пеньку. Но технологии меняются и, возможно, будет создана военная форма на основе конопляной либо льняной целлюлозы и вискозы. Пока же  ближайшая перспектива армейской формы такая:

 

 

-----

* Владельцем усадьбы являлся князь Б. М. Черкасский, у которого Васильчиковы арендовали  

Усадебный комплекс пережил нашествие французов и пожар Москвы 1812 года, когда выгорели вторые этажи, сделанные из дерева. В середине XVIII века усадьба была восстановлена с сохранением первоначальных планировок и фасадов.

 

1. http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Tatarnikov.pdf

2. http://cris9.armforc.ru/ufrazvitie6_ria.htm, 

3. http://broneboy.ru/типы-тканей-применявшихся-в-ркка

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Шококоны
20.07.2021

Шоколадное печенье с конопляным протеином

Блины на конопляном белке
20.07.2021

Серия: выпечка без глютена

Конопля. Сорт Сейм
20.07.2021

Среднеспелый сорт однодомной конопли южного экотипа

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: