Факты и цифры

Стихи. Лен

19.02.2016 - 2091 просмотр
Автор: Сергей Антонович Клычков

 

Боронил дед зараня

Под весенний гром,

Рано рожь-боярыня

Вышла из хором!..

Пред ее палатою

С горы под уклон

Вывел рать кудлатою

Полководец-лен!

Лен, мой лен!

Мой зеленый лен!

 

Зорил с заряницею,

Сеял из кошла,

Рожь с княжною-пшеницею

На гумно пришла!

Гости меж овинами,

Шапки набекрень!

Здравствуй, лен с новинами,

С бражкою ячмень!

Лен, мой лен!

Ой, зеленый лен!

 

Заварит дед солоду

На весь белый свет --

Пелось, пилось смолоду:

Ой ли, люли, дед!

Не твоя ли пашенка

Средь поля пуста,

Пашенка-монашенька,

Пустырь-сирота!

Лен, мой лен!

Ой ли, люли, лен!

                           1913 г.

 

              

Сергей Антонович Клычков —  поэт, прозаик, переводчик родился 5(17)7.1889 в лесу у д. Дубровки Калязинского уезда Тверской губернии в старообрядческой крестьянской семье, занимавшейся кустарным башмачным промыслом. По его собственному мнению «...языком обязан лесной бабке Авдотье, речистой матке Фекле Алексеевне и нередко мудрому в своих косноязычных построениях отцу моему Антону Никитичу...» (Автобиография // Клычков С. Серый барин. Харьков, 1927), а также с «лесной» природой, где протекало детство.

 

Его понимали животные, не кусали пчелы, постоянно выручал счастливый случай. Рожденный под предрасполагающим к лунатизму созвездием Рака, он и впрямь был подвержен в детстве этому загадочному недугу, как в значительной мере подвержена ему и лирика Клычкова.

 

 

Клычков отличался выразительной внешностью — стройный, высокий, с крупными чертами цыганского лица, он производил неотразимое впечатление на женщин.

А.Ахматова высказывалась о нем как о «своеобразном поэте. И ослепительной красоты человеке» (Глекин Г. Что мне дано было... // РО РНБ. Неизданные воспоминания об А.Ахматовой). Др. современник о молодом Клычкове позже писал: «Яркой внешностью и щедрой душевностью Сергей привлекал к себе и чаровал. Он был тогда светел и радостен. Он был единственным в своем роде» (П.Журов). Проучившись в талдомской земской школе, Клычков поступает в 1900 в московское реальное училище И.И.Фидлера, где учится до 1906.

 

Стихи «больше про домовых и про леших»(Автобиография) начинает писать еще в сельской школе; первые публикации — в журнале Московского университета «На распутье» — посвящены революции («Мужик поднялся», «Гимн свободе» и др.). В 1905 Клычков был участником боевой дружины, выступавшей на Арбате.

 

В 1907 публикуется в альманахе «Сполохи», «Белый камень», «Вестник общества "Самообразование"» (стихи и проза). В 1908 при содействии М.И.Чайковского (брата композитора) уезжает ненадолго в Италию, где на Капри встречается с М.Горьким и А.Луначарским. Осенью того же года поступает на историко-филологический факультет Московского университета, окончить который, однако, не удается как по причине материальной необеспеченности, так и из-за творческой одержимости, которая отвлекала начинающего поэта от систематических занятий.

 

В конце 1910-х (с указанием — 1911) выходит первый сборник Клычкова «Песни» (М., изд-во «Альциона»), на который откликаются Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин, С.Городецкий. В 1911 в московском альманахе «Антология» печатаются еще 7 его новых произведений. К этому времени он уже знаком с И.Буниным (высоко оценившим его стихи), С.Соловьевым, сводит дружбу с Б.Садовским, Л.Столицей, С.Городецким, посещает символистский кружок Эллиса у скульптора К.Крахта. В августе 1913 выходит книга лирики Клычкова «Потаенный сад». Его стихи печатаются в журнале «Современный мир», «Северные записки», «Новое вино», «Ежемесячный журнал», «Заветы», «Наша заря».

 

 

 

 

 В июле 1914 С. Клычков призывается в армию и практически не пишет стихов. Революцию 1917 встречает в Петрограде вместе с другими поэтами «крестьянской купницы» (Есенин, Клюев), с которыми его отныне будет связывать большая личная дружба и общая трагическая судьба. Вместе с ними он печатается здесь в эсеровской газете «Дело народа».

Переехав в 1918 в Москву, он поступает на службу в канцелярию московского Пролеткульта, занимающего особняк Морозовых на Воздвиженке, где находится угол и для него самого и куда к нему подселяется приехавший из Петрограда Есенин. В том же году вместе с С.Есениным, А.Белым, П.Орешиным он создает книгоиздательство «Московская трудовая артель художников слово» (МТАХС), в котором выходят четыре сборников его стихов: «Потаенный сад» (переизд.), «Бова», «Дубравна» (1918, выходил еще раз в 1919), «Кольцо Лады» (1919).

 

Поворотной книгой Клычкова становится вобравший в себя стихи середины 1910-х сб. «Дубравна». Здесь поэт прощался с очарованным миром крестьянской жизни перед вторжением в него урбанизации («Над полем туманит, туманит...», 1914). Задолго до Есенина в этих стихах зазвучал мотив панихиды по русской деревне: «Слушай, сердце, по вечеру слушай / Похоронную песню берез!..» («Лес шумит и шумит, опадая...», 1914). Есенин в своем трактате «Ключи Марии» (1918) назвал Клычкова «истинно прекрасным народным поэтом». В 1922 Клычков становится секретарем отдела прозы в журнале «Красная новь».

В книге лирики «Домашние песни», вышедшей в 1923 на смену романам с русалками и Ладами в его лирику входит настоящая земная любовь со всеми перипетиями своих радостей и горестей. Спасительная гармония с природой, в которой поэт пребывал прежде, становится теперь, наоборот, лишь мечтой, надеждой на прибежище от жизненной суеты («Надела платье белое из шелка...», 1922). Отошедшей в мир этой же грезы оказывается уже и сама Русь («Улюсь», 1922). Печальные раздумья, мотив конфликтного состояния мира (оскудение природы и души человека, экологическая угроза) углубляются в следующей книге поэта «Талисман» (1927).

 

В 1930 выходит последняя лирическая книга Клычкова «В гостях у журавлей». Всему сложному, противоречивому и зыбкому, что существует в жизни, Клычков противопоставляет великую правду природы («Мы отошли с путей природы...», 1926).

Затем автором создаются (уже не для печати, а только «в стол») наиболее трагический цикл — «Заклятие смерти», посвященный судьбе русского крестьянства и общему уделу человеческого существования. Цикл «Заклятие смерти», как и другие стихи Клычкова 1930-х, в частности любовная лирика («Не знаю, друг, с тоски ли, с лени...», «Как не любить румянец свежий...», 1931), представляют собой вершину его философской поэзии. Клычков является наследником поэзии Е.Баратынского, Ф.Тютчева, А.Фета.

 

В середине 1920-х Клычков создает романы «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926) и «Князь мира» (1928) — как части задуманного пятикнижия о «животе и смерти» русского народа. Они приносят автору большую известность и авторитет первоклассного мастера сказовой прозы, идущей по линии Гоголя, Лескова, Мельникова-Печерского. Однако именно они в значительно большей степени, нежели лирика, становятся поводом (несмотря на положительные отзывы о них А.Воронского, В.Полонского, А.Луначарского и в известной мере М.Горького) для травли Клычкова как «классового врага».

 

В 1930-е Клычков печатается только как переводчик; выходят отмечаемые положительной профессиональной оценкой книги его переводов «Мадур Ваза Победитель» (дважды: М.; Л., 1933 и М., 1936), «Сараспан» и «Аламбет и Алтынай» (обе — М., 1936). Через полгода после выхода последней книги Клычков был арестован по обвинению в принадлежности к несуществовавшей антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и в «антисоветской деятельности» и расстрелян 8.10.1937 в Москве, в Лефортовской тюрьме.

 

В 1956 Клычков был посмертно реабилитирован за полным отсутствием состава преступления.


Источник: А.И.Михайлов,  
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Льняно-конопляные новости. 2024. Апрель. Ч. 4
26.04.2024

Посевная компания яровых культур в большинстве европейских стран, США и Канаде перевалила эква...

Библия и лён
23.04.2024

Упоминания о льне в христианстве

5-й Конгресс по лекарственному каннабису
23.04.2024

Научная программа признана Государственной медицинской палатой Берлина

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: