Факты и цифры

Сею, вею белый то леночек

11.05.2017 - 4058 просмотров

Сею – вею
народная песня
Хоровая группа села Балман* (Куйбышевский р-н, Новосибирская область)

Руководитель Нина Григорьевна Носова


Сею, вею 2 р.
Сею, вею белый то леночек
Сею, вею белый то леночек, лен.

Уродися, уродися,
Уродися, белый то леночек - 2 р.

Тонок, долог, тонок, долог,
Тонок, долог, волокнистый - 2 р.

Волокнистый, волокнистый – 2 р.
Волокнистый лен, да прядистый - 2р.

Стал леночек, стал леночек,
Стал леночек поспевати - 2 р.

Я младенька,
Я младенька горе горевати - 2 р.

С кем я буду, с кем я буду,
С кем я буду лен рвати ? - 2 р..

Рвати, брати – 2р
Рвати, брати, подстилати – 2р.

Свёкор молвил – 2р.
Свёкор молвил: Я с тобою! 2р.

Я с тобою – 2р
Я с тобою, со снохой! -2 р.

То не рванье – 2р.
То не рванье – всё горе-руганье… 2р.

Милый молвил: - 2р.
Милый молвил: Я с тобою! – 2р.

Я с тобою - 2р.
Я с тобою, со женою! 2р.

То не рванье – 2р.
То не рванье – с милым целованье! 2 р

 

-------------------------

* Село Балман было основано более 250 лет назад первыми русскими поселенцами на берегу реки Оми (правом притоке Иртыша). В переводе с татарского название села   означает  «Чистое» или «Медовое озеро». Когда-то оно было многолюдным, с церковью,  собственной киноустановкой, родильным домом, гончарной, пимокатной и бондарной мастерскими. В трудные военные и послевоенные годы балманцы сами обеспечивали себя сельхозинвентарём, домашней утварью. Женщины пряли лён, ткали полотна, половики.

 

Народные песни села Балман имеют много общих стилистических черт с песнями других старожильческих сёл верхнего течения Оми. Самое широкое распространение имеют в Сибири вечорочные (зимние) и хороводные (весенние) песни. Хороводы, в которых  участвовали все жители села, кроме детей и стариков, водили за селом, на полянке, в лесу или у реки с Благовещения до Петрова дня (с 22 марта по 12 июля старого стиля). Водили хороводы с различными хореографическими рисунками, но большинство  было круговым. После хороводных игр участники строились парами в ряд и с песней «Сею, вею белой-то леночек» возвращались в село.

 

На заключительном концерте областного смотра художественной самодеятельности в 1964 году фольклорный ансамбль из Балмана, который  создала Нина Григорьевна Носова, покорил членов жюри и слушателей: настолько самобытными были и сами песни, и исполнение. В кругах специалистов-этнографов и фольклористов песенное творчество села Балман тут же обрело своеобразный статус специфического культурно-художественного эталона, свидетельствующего о наличии самобытных, стилистически легко узнаваемых традициях.

 

В 1969 году в Западносибирском книжном издательстве под редакцией В. Г. Захарченко вышел сборник «Песни села Балман», в который вошли 52 песни различных жанров. За, последние годы в этом селе записано 103 песни, более 200 частушек, 8 гармошечных наигрышей, 5 детских песен, 6 сказок, загадки, пословицы, поговорки, а также научные описания свадеб, вечорок и детских игр, сопровождаемых песнями. Эти песни вошли в Золотой фонд Всесоюзного радио.

 

 В 1975 году 18 песен в исполнении фольклорной группы были записаны на пластинку фирмы «Мелодия».

 

Из книги: Песни, люди, традиции (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»): Сборник статей и материалов / Под ред. Н. В. Леоновой. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2009. – 72 с.


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Влияние состояния сохранности конопли на качество бетона
16.04.2024

Влажная консервация улучшает механические свойства коноплебетона

Применение матакаолина для повышения долговечности конопляного бетона
16.04.2024

Метакаолин делает конопляный бетон более прочным при циклах старения

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: