Факты и цифры

Рынок органического сельского хозяйства в РФ

20.04.2018 - 1924 просмотра

На днях Союз  органического земледелия представил данные первого исследования по теме: 

«Рынок органического сельского хозяйства и биологизации земледелия в РФ». 

 

Исследование,  проводилось  в форме анкетирования  при содействии Министерства сельского хозяйства РФ,  совместно  с ФГБУ «Россельхозцентр», ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК», ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ), ФГБНУ ВНИИ фитопатологии, ФГНУ ВНИИ биологической защиты растений, Фондом «Сколково», РИСИ, Экологическим Союзом (Санкт-Петербург), компанией «Сибирские органические продукты».

 

В  опросе  приняли участие 400 сельхозпроизводителей из разных регионов страны, в том числе сертифицированные производители органической продукции, 51 представитель регионального органа АПК, студенты и преподаватели 41 аграрного вуза России, 30 ведущих экспертов в данной области и  руководители 10-ти торговых организаций. Главная цель работы  – оценить готовность страны к формированию нового сегмента аграрного рынка, понять преимущества Российской Федерации, основные проблемы, первоочередные задачи и стратегию участников органического сельского хозяйства на первых этапах развития отрасли.

 

Нулевой километр

Исследования показали, что российский рынок органических продуктов находится  в зачаточном состоянии. Это плохо, поскольку  страна серьезно отстаетв данной отрасли от западных стран, и хорошо, поскольку российские фермеры могут быстрее  и сменьшим числом ошибок стать «органиками».

 

Большинство участников  опроса уверены в  хороших перспективах нового типа хозяйствования, особенно в сегменте B2C. Основания для оптимизма есть: на мировом рынке наблюдается устойчивый спрос на органическое продовольствие, который намного превышает предложение. Потенциал рынка органической продукции для стран ЕС оценивается в 130 млн. долларов США, мирового рынка органической продукции – 290 млн долларов США. А при  учете дефицита посевных площадей в странах ЕС и проблемах  такого земледелия в США и Канаде, главными производителями аграрной органической продукции могут стать Россия, Казахстан и Украина. Таким образом, 2018 год можно принять за точку отсчета, или нулевой километр российского органического сельского хозяйства.

 

Перспектива выгоднее и быстрее продать урожай  уже привлекла многих участников рынка. Не удивительно, что  в развитии органического сектора заинтересованы и начинающие специалисты сельского хозяйства: 38 аграрных ВУЗов России высоко оценивают потенциал органического сельского хозяйства.  В текущем году уже в трех вузах страны,  на площади более 1 га выполнены  научно-исследовательские работы по данному направлению.  В ближайшие годы к научным работам присоединятся еще два аграрных вуза. 24 высших учебных организации заинтересованы в подготовке специалистов по органическому агропроизводству, планируя включить в программы обучения теоретические и практические занятия по органическому земледелию.

 

Многие жители крупных городов  стали придерживаться безопасного и здорового образа жизни. Начал рост и восстанавливает объемы продуктовый ретейл, хотя, как свидетельствуют социологические опросы,  потребительская модель россиян,  по-прежнему  имеет высокую склонность к сбережениям. Не удивительно, что сегмент органических товаров в России  почти такой же, как в ЕС - составляет 120 млн. долларов США.

 

Но это в основном импортная продукция: только 0,12% сельхозземель (246 тыс га)  и 70 сельхозпроизводителей России сертифицированы по стандартам как органические (53 хозяйства – по международным, 17 – по российским стандартам). И только 16 российских производителей экспортирует продукцию, в основном зерновые и масличные,  в страны ЕС.  Большая часть органических предприятий занимается растениеводством (20)  и сбором дикоросов (14).  

 

Сейчас «на низком старте» многие фермеры, выращивающие масличный лен, должны обратить внимание на перспективы  этого типа земледелия. Семена масличного льна – экспортно-ориентированная культура и преимущественно поставляется в Европейский Союз и Китай. Объемы мировой торговли масличным льном в 2015 году составляли $868 млн. Спрос на органический лен высокий, а площадь органического льна составляет около 2% от посевной площади льна кудряша. Переход на органическое сельское хозяйство занимает от 1 года до 3 лет, а закупки одного трейдера в среднем составляют от 2 000 тонн до 5 000 тонн. Поэтому сразу все хозяйство сделать органическим не получится. Но делать это нужно уже сейчас, пока рынок  еще не поделен, консультации и помощь оказывают  за небольшие деньги. Нужно учесть, что растет производство льна-кудряша в Казахстане, Украине, и продавать лен, выращенный по интенсивной технологии,  становится все сложней. Кроме того, лен с международным органическим сертификатом  стоит дороже и спрос на него  выше.

 

 

Для формирования  производства и реализации органических сельскохозяйственных товаров создается законодательная база. Прошел первое чтение закон «О производстве и обороте органической продукции», приняты и уже действуют:

ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»

ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»

ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения.»

Локальная отраслевая программа «Органическое сельское хозяйство» в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК»

 

Однако  все это пока дает возможность работать на внутреннем рынке, поскольку между Россией, США, Канадой и странами ЕС,  в отличие от наших  конкурентов на рынке «органики» - Украины и Казахстана, нет взаимного признания региональной и международной систем контроля и сертификации. Впрочем, и  внутренний рынок  органических продуктов -  большой «кусок пирога» от всего рынка продовольствия, который оценивается в 2-10%.

 

Российские противоречия

Органическое сельское хозяйство – драйвер развития нескольких отечественных отраслей, в том числе и самых технологичных (точное земледелие; IT–технологии мониторинга и прогнозирования; специальная техника и оборудование). Например, внедрение результатов селекции и генетики может  обеспечить рост  потенциала 80% посевных площадей; биологические и органические удобрения – на 80%, защитные биопрепараты – на 40%; энтомофаги и опылители – до 95% сооружений защищенного грунта; кормовые добавки и пребиотики в животноводстве – 90%, глубокая переработка с-х сырья – 30%. Пока же российские агробтиотехнологии используются всего на 2%. Но чтобы обеспечить спрос на органическую продукцию и внедрять технологии, необходимо каждый год переводить в органическое сельское хозяйство не менее 200-300 сельхозпроизводителей.

 

Пока же на этот тип хозяйствования готовы перейти около трети респондентов, но при условии гарантированного сбыта продукции с 30% наценкой.  99,5% производителей волнуют задачи по поддержанию и восстановлению плодородия почв и 100% заботят экологические проблемы, но лишь пятая часть согласна на смену технологий ради сохранения здоровья населения и защиты окружающей среды, а  с российскими и международными органическими стандартами  знакомо, соответственно,  42%  и 13,5% сельхозпроизводителей.

 

92% фермеров по данным исследования считают свою продукцию экологически безопасной, хотя  применяют агрохимикаты. Всего 6,5% участников опроса имеют международный сертификат и  55%  - российский сертификат качества продукции, но гарантировать  органические стандарты качества свой продукции готовы 60% сельхозпроизводителей. Пройти же процедуру сертификации, стоимость которой составляет 2 тыс. евро, решается лишь треть, утвердительно ответивших о качестве. Такая ситуация отчасти объясняет, почему лишь 53% сельхозпроизводителей полностью удается реализовать урожай, а  пятая часть фермеров продает не больше 80% (чаще  около 60%) урожая.

 

Слагаемые успеха

Успех органического сельского хозяйства  во многом зависит от открытости фермеров. Потребителю чрезвычайно важна история продукта и 100% гарантия контроля  его качества, а также условия его производства, упаковки, хранения. Только это обеспечит сельхозпроизводителю и торговой сети возможность получить бонусы: добавленную стоимость,  хорошие перспективы экспорта, торговую надбавку и право специальной маркировки.

 

А для этого аграрий должен соблюдать специальные агротехнологии: нужны сорта, удобрения, биопрепараты, причем разрешенные международным органическим стандартом.  Все это приходится приобретать за рубежом. Чтобы снизить издержки Союз органического земледелия  опубликовал на сайте (www.soz.bio ) перечень средств производства, допущенных к применению в органическом сельском хозяйстве, в том числе российских аналогов.  Этот список выручает и потому, что не все  зарубежные препараты включены в перечень пестицидов и агрохимикатов, допущенных к применению в РФ. Он же, в случае использования российских аналогов зарубежных препаратов, помогает россиянам при получении международного сертификата аргументировано подтверждать органический тип своего хозяйства.

 

И все же, самостоятельно органическую технологию фермер освоить быстро не может.  Для органического сельского хозяйства необходима система обучения, потому что работа по органическим стандартам требует особой  квалификации специалистов: традиционные и органические  технологии существенно различаются. Тем не менее, ответы анкет свидетельствуют, что многие  фермеры ориентируются на самообразование и собственный опыт, а доверяет информации об органическом сельском хозяйстве лишь пятая часть респондентов.

 

Впрочем, повышать  свою квалификацию готова половина опрошенных сельхозпроизводителей. Предпочтение отдают,  в основном в форме дистанционного обучения на протяжении максимум трех дней, уделяя в основном внимание прикладным и практическим вопросам. Набольший интерес сельхозпроизводители проявляют к знаниям о биологической защите растений (23%), биологизированной системе удобрений (20%). Маркетинг и сбыт продукции привлекает 17% и сертификацией органической продукции интересуются 15%. Важен источник информации: большая часть участников исследования ориентируется на данные МСХ РФ, Россельхозцентра и  региональных органов АПК.

 

Поскольку все условия органического сельского хозяйства сложно выполнить, и переход на новый тип земледелия  занимает три года, большая часть респондентов выражает готовность ориентироваться на методы биологизации.  И опять странность  респондентов: треть фермеров не формирует севооборот – один из главных элементов технологии органического производства,  и, соответственно, не придерживается его. Еще одна нестыковка: одно из правил органического земледелия – использование для посева семян, выращенных  по органическому типу. Исследования же показали, что собственное семеноводство ведется лишь в 37% хозяйств.  

 

Для развития органического сельского хозяйства сельхозпроизводителям необходимы инвестиции и стабильный спрос. Поэтому почти 60% опрошенных связывают  надежды на переход к  органическому производству  с государственной поддержкой.   Но скорее всего, ключевым  фактором развития внутреннего рынка  станет федеральный закон об органическом сельском хозяйстве. Он установит единые правила игры, очистит рынок от фальсификата, внесет ясность в понятие «органик», защитит маркировку, введет единый логотип и станет основой для обмена информацией между производителями и потребителями. Продвижение органической продукции основано на открытости, прозрачности и доверии.

 

Редакция благодарит Союз органического земледелия за предоставленные  материалы и возможность участовать в обсуждении результатов исследований.

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Земля для коноплеводства
24.09.2022

Способы получения земель сельхозназначения

Гранты для коноплеводов
24.09.2022

Содействие  МСХ РФ развитию отечественного агробизнеса

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: