Факты и цифры

Рынок органического сельского хозяйства в РФ

20.04.2018 - 1706 просмотров

На днях Союз  органического земледелия представил данные первого исследования по теме: 

«Рынок органического сельского хозяйства и биологизации земледелия в РФ». 

 

Исследование,  проводилось  в форме анкетирования  при содействии Министерства сельского хозяйства РФ,  совместно  с ФГБУ «Россельхозцентр», ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК», ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ), ФГБНУ ВНИИ фитопатологии, ФГНУ ВНИИ биологической защиты растений, Фондом «Сколково», РИСИ, Экологическим Союзом (Санкт-Петербург), компанией «Сибирские органические продукты».

 

В  опросе  приняли участие 400 сельхозпроизводителей из разных регионов страны, в том числе сертифицированные производители органической продукции, 51 представитель регионального органа АПК, студенты и преподаватели 41 аграрного вуза России, 30 ведущих экспертов в данной области и  руководители 10-ти торговых организаций. Главная цель работы  – оценить готовность страны к формированию нового сегмента аграрного рынка, понять преимущества Российской Федерации, основные проблемы, первоочередные задачи и стратегию участников органического сельского хозяйства на первых этапах развития отрасли.

 

Нулевой километр

Исследования показали, что российский рынок органических продуктов находится  в зачаточном состоянии. Это плохо, поскольку  страна серьезно отстаетв данной отрасли от западных стран, и хорошо, поскольку российские фермеры могут быстрее  и сменьшим числом ошибок стать «органиками».

 

Большинство участников  опроса уверены в  хороших перспективах нового типа хозяйствования, особенно в сегменте B2C. Основания для оптимизма есть: на мировом рынке наблюдается устойчивый спрос на органическое продовольствие, который намного превышает предложение. Потенциал рынка органической продукции для стран ЕС оценивается в 130 млн. долларов США, мирового рынка органической продукции – 290 млн долларов США. А при  учете дефицита посевных площадей в странах ЕС и проблемах  такого земледелия в США и Канаде, главными производителями аграрной органической продукции могут стать Россия, Казахстан и Украина. Таким образом, 2018 год можно принять за точку отсчета, или нулевой километр российского органического сельского хозяйства.

 

Перспектива выгоднее и быстрее продать урожай  уже привлекла многих участников рынка. Не удивительно, что  в развитии органического сектора заинтересованы и начинающие специалисты сельского хозяйства: 38 аграрных ВУЗов России высоко оценивают потенциал органического сельского хозяйства.  В текущем году уже в трех вузах страны,  на площади более 1 га выполнены  научно-исследовательские работы по данному направлению.  В ближайшие годы к научным работам присоединятся еще два аграрных вуза. 24 высших учебных организации заинтересованы в подготовке специалистов по органическому агропроизводству, планируя включить в программы обучения теоретические и практические занятия по органическому земледелию.

 

Многие жители крупных городов  стали придерживаться безопасного и здорового образа жизни. Начал рост и восстанавливает объемы продуктовый ретейл, хотя, как свидетельствуют социологические опросы,  потребительская модель россиян,  по-прежнему  имеет высокую склонность к сбережениям. Не удивительно, что сегмент органических товаров в России  почти такой же, как в ЕС - составляет 120 млн. долларов США.

 

Но это в основном импортная продукция: только 0,12% сельхозземель (246 тыс га)  и 70 сельхозпроизводителей России сертифицированы по стандартам как органические (53 хозяйства – по международным, 17 – по российским стандартам). И только 16 российских производителей экспортирует продукцию, в основном зерновые и масличные,  в страны ЕС.  Большая часть органических предприятий занимается растениеводством (20)  и сбором дикоросов (14).  

 

Сейчас «на низком старте» многие фермеры, выращивающие масличный лен, должны обратить внимание на перспективы  этого типа земледелия. Семена масличного льна – экспортно-ориентированная культура и преимущественно поставляется в Европейский Союз и Китай. Объемы мировой торговли масличным льном в 2015 году составляли $868 млн. Спрос на органический лен высокий, а площадь органического льна составляет около 2% от посевной площади льна кудряша. Переход на органическое сельское хозяйство занимает от 1 года до 3 лет, а закупки одного трейдера в среднем составляют от 2 000 тонн до 5 000 тонн. Поэтому сразу все хозяйство сделать органическим не получится. Но делать это нужно уже сейчас, пока рынок  еще не поделен, консультации и помощь оказывают  за небольшие деньги. Нужно учесть, что растет производство льна-кудряша в Казахстане, Украине, и продавать лен, выращенный по интенсивной технологии,  становится все сложней. Кроме того, лен с международным органическим сертификатом  стоит дороже и спрос на него  выше.

 

 

Для формирования  производства и реализации органических сельскохозяйственных товаров создается законодательная база. Прошел первое чтение закон «О производстве и обороте органической продукции», приняты и уже действуют:

ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»

ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»

ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения.»

Локальная отраслевая программа «Органическое сельское хозяйство» в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК»

 

Однако  все это пока дает возможность работать на внутреннем рынке, поскольку между Россией, США, Канадой и странами ЕС,  в отличие от наших  конкурентов на рынке «органики» - Украины и Казахстана, нет взаимного признания региональной и международной систем контроля и сертификации. Впрочем, и  внутренний рынок  органических продуктов -  большой «кусок пирога» от всего рынка продовольствия, который оценивается в 2-10%.

 

Российские противоречия

Органическое сельское хозяйство – драйвер развития нескольких отечественных отраслей, в том числе и самых технологичных (точное земледелие; IT–технологии мониторинга и прогнозирования; специальная техника и оборудование). Например, внедрение результатов селекции и генетики может  обеспечить рост  потенциала 80% посевных площадей; биологические и органические удобрения – на 80%, защитные биопрепараты – на 40%; энтомофаги и опылители – до 95% сооружений защищенного грунта; кормовые добавки и пребиотики в животноводстве – 90%, глубокая переработка с-х сырья – 30%. Пока же российские агробтиотехнологии используются всего на 2%. Но чтобы обеспечить спрос на органическую продукцию и внедрять технологии, необходимо каждый год переводить в органическое сельское хозяйство не менее 200-300 сельхозпроизводителей.

 

Пока же на этот тип хозяйствования готовы перейти около трети респондентов, но при условии гарантированного сбыта продукции с 30% наценкой.  99,5% производителей волнуют задачи по поддержанию и восстановлению плодородия почв и 100% заботят экологические проблемы, но лишь пятая часть согласна на смену технологий ради сохранения здоровья населения и защиты окружающей среды, а  с российскими и международными органическими стандартами  знакомо, соответственно,  42%  и 13,5% сельхозпроизводителей.

 

92% фермеров по данным исследования считают свою продукцию экологически безопасной, хотя  применяют агрохимикаты. Всего 6,5% участников опроса имеют международный сертификат и  55%  - российский сертификат качества продукции, но гарантировать  органические стандарты качества свой продукции готовы 60% сельхозпроизводителей. Пройти же процедуру сертификации, стоимость которой составляет 2 тыс. евро, решается лишь треть, утвердительно ответивших о качестве. Такая ситуация отчасти объясняет, почему лишь 53% сельхозпроизводителей полностью удается реализовать урожай, а  пятая часть фермеров продает не больше 80% (чаще  около 60%) урожая.

 

Слагаемые успеха

Успех органического сельского хозяйства  во многом зависит от открытости фермеров. Потребителю чрезвычайно важна история продукта и 100% гарантия контроля  его качества, а также условия его производства, упаковки, хранения. Только это обеспечит сельхозпроизводителю и торговой сети возможность получить бонусы: добавленную стоимость,  хорошие перспективы экспорта, торговую надбавку и право специальной маркировки.

 

А для этого аграрий должен соблюдать специальные агротехнологии: нужны сорта, удобрения, биопрепараты, причем разрешенные международным органическим стандартом.  Все это приходится приобретать за рубежом. Чтобы снизить издержки Союз органического земледелия  опубликовал на сайте (www.soz.bio ) перечень средств производства, допущенных к применению в органическом сельском хозяйстве, в том числе российских аналогов.  Этот список выручает и потому, что не все  зарубежные препараты включены в перечень пестицидов и агрохимикатов, допущенных к применению в РФ. Он же, в случае использования российских аналогов зарубежных препаратов, помогает россиянам при получении международного сертификата аргументировано подтверждать органический тип своего хозяйства.

 

И все же, самостоятельно органическую технологию фермер освоить быстро не может.  Для органического сельского хозяйства необходима система обучения, потому что работа по органическим стандартам требует особой  квалификации специалистов: традиционные и органические  технологии существенно различаются. Тем не менее, ответы анкет свидетельствуют, что многие  фермеры ориентируются на самообразование и собственный опыт, а доверяет информации об органическом сельском хозяйстве лишь пятая часть респондентов.

 

Впрочем, повышать  свою квалификацию готова половина опрошенных сельхозпроизводителей. Предпочтение отдают,  в основном в форме дистанционного обучения на протяжении максимум трех дней, уделяя в основном внимание прикладным и практическим вопросам. Набольший интерес сельхозпроизводители проявляют к знаниям о биологической защите растений (23%), биологизированной системе удобрений (20%). Маркетинг и сбыт продукции привлекает 17% и сертификацией органической продукции интересуются 15%. Важен источник информации: большая часть участников исследования ориентируется на данные МСХ РФ, Россельхозцентра и  региональных органов АПК.

 

Поскольку все условия органического сельского хозяйства сложно выполнить, и переход на новый тип земледелия  занимает три года, большая часть респондентов выражает готовность ориентироваться на методы биологизации.  И опять странность  респондентов: треть фермеров не формирует севооборот – один из главных элементов технологии органического производства,  и, соответственно, не придерживается его. Еще одна нестыковка: одно из правил органического земледелия – использование для посева семян, выращенных  по органическому типу. Исследования же показали, что собственное семеноводство ведется лишь в 37% хозяйств.  

 

Для развития органического сельского хозяйства сельхозпроизводителям необходимы инвестиции и стабильный спрос. Поэтому почти 60% опрошенных связывают  надежды на переход к  органическому производству  с государственной поддержкой.   Но скорее всего, ключевым  фактором развития внутреннего рынка  станет федеральный закон об органическом сельском хозяйстве. Он установит единые правила игры, очистит рынок от фальсификата, внесет ясность в понятие «органик», защитит маркировку, введет единый логотип и станет основой для обмена информацией между производителями и потребителями. Продвижение органической продукции основано на открытости, прозрачности и доверии.

 

Редакция благодарит Союз органического земледелия за предоставленные  материалы и возможность участовать в обсуждении результатов исследований.

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Российская неделя текстильной и легкой промышленности
02.03.2021

Предоставила уникальные возможности смешанного формата

Смоленская область присоединилась
01.03.2021

К системе страхования урожая на условиях господдержки

Домашний текстиль российского производства
01.03.2021

Национальные традиции и тренды, лучшее из европейского опыта


Подписка на новости
Оформить заказ: