Факты и цифры

Органическое сельское хозяйство в странах Евразийского экономического союза:

11.03.2021 - 759 просмотров

Сотрудники Евразийского центра по продовольственной безопасности с участием специалистов других организаций подготовили документ:

 

ISBN 978-5-6042265-8-2

Органическое сельское хозяйство в странах Евразийского экономического союза: текущее состояние и перспективы

 

Приводим наиболее значимые для льноводства выдержки…

 

Органическое сельское хозяйство в мире

 

Данные ежегодного обзора «Мир органического сельского хозяйства», публикуемого Исследовательским институтом органического земледелия (FiBL)2 и IFOAM, свидетельствуют о высоких и устойчивых темпах развития мирового рынка органической продукции. В 2018 г. продажи органической продукции превысили 100 млрд долл. США

(97 млрд евро), а земельные площади для ОСХ достигли 71 млн га, что составляет 1,5 %  Мировой площади сельскохозяйственных земель.

 

Наибольшей площадью земель для органического сельского хозяйства (ОСХ)* обладает Австралия (35,7 млн га). За ней следуют Аргентина (3,6 млн га) и Китай (3,1 млн га). По доле земельной площади для ОСХ в общей площади сельскохозяйственных земель лидируют Лихтенштейн (38,5 %), Самоа (34,4 %) и Австрия (24,7 %).

 

Две трети площадей ОСХ занимают пастбища (48 млн га), 20% приходится на долю пашни (13 млн га), которая используется для выращивания зерновых, включая рис (4,8 млн га), зеленых кормов (3,9 млн га), масличных семян (1,5 млн га), сухих бобов (0,7 млн га) и текстильных культур (0,5 млн га). Многолетние насаждения занимают 7 % (5 млн га) и используются для производства оливок (0,9 млн га), орехов (0,7 млн га), кофе (0,7 млн га), винограда (0,4 млн га), кокосов (0,4 млн га), какао (0,3 млн га).

 

По удельным показателям потребления органической продукции лидируют Дания и Швейцария. В 2018 г. среднегодовые расходы населения этих стран на покупку органической продукции в расчете на одного жителя достигли 312 евро, в то время как по миру в целом такие расходы составляют только 12,9 евро на человека в год. Кроме

того, Дания характеризуется самым высоким показателем доли органической продукции в общем объеме внутреннего продовольственного рынка – 11,5 %.

 

Лидером по количеству производителей органической продукции в мире является Индия, в которой насчитывается 1,1 млн производителей, за ней следуют Уганда (210 тыс. производителей), Эфиопия (204 тыс. производителей) и Танзания (149 тыс. производителей).

 

Органическое сельское хозяйство стран  ЕАЭС

 

Во всех странах ЕАЭС доля земельных площадей для ОСХ в совокупной площади сельскохозяйственных земель значительно ниже среднемирового уровня (1,5 %). Основная часть земель ЕАЭС для ОСХ сосредоточена в России (73,7 %) и Казахстане (23,3 %). На долю Кыргызстана приходится 2,7 %, Армении и Беларуси – 0,3 %. В настоящее время общие продажи органической продукции на рынке ЕАЭС, вероятно, не превышают 200 млн евро, или 0,2 % мировых продаж, причем основная часть продукции импортируется. В России текущий указанный показатель, который соответствует среднемировому значению двадцати-летней давности -наибольший (0,3 %), а в Беларуси – наименьший (0,02 %).

 

В сфере производства органической продукции в странах ЕАЭС можно выделить следующие особенности:

 

В Армении, Беларуси и Кыргызстане основными производителями являются малые формы хозяйствования и их объединения (кооперативы);

 

В Казахстане основное количество производителей относится к малому бизнесу, но, судя по всему, большую часть продукции производят крупные аграрные компании;

 

В России преобладающую долю в производстве органической продукции занимает средний бизнес и органические подразделения крупного агробизнеса.

 

Общие черты потребителей органической продукции в странах ЕАЭС:

 

высокодоходные группы населения с хорошим уровнем образования;

проживают в городах (национальные столицы, крупные центры);

заботятся о здоровом питании;

имеют малолетних детей;

относительно хорошо осведомлены о качественных характеристиках и  преимуществах органической продукции, однако в большинстве своем не понимают разницы между органической и экологической продукцией;

готовы переплачивать за органическую продукцию до 40–100 % по сравнению с продукцией традиционной;

как правило, пока не испытывают большого доверия к ритейлу, предпринимающему попытки организовать реализацию органической продукции;

свободны от закрепленного в массовом сознании стереотипа о том, что местная (национальная) продукция лучше импортной.

 

 

Основные культуры ОСХ

 

 В ЕАЭС около 70 % всех органических посевов приходится на три культуры: пшеницу (37,9 %), соевые бобы (20,9 %) и кукурузу (10 %). К числу других значимых культур относятся подсолнечник (6,6 % площади сельхозземель под органической продукцией в ЕАЭС), горох (5,5 %), чечевица (3,9 %) и лён (3,3 %). При этом доля стран ЕАЭС в мировых посевах органического льна составляет 99,2 % (14,3 тыс. га), чечевицы – 38,6 %, гороха – 24,9 %, подсолнечника – 17,6 %, соевых бобов – 12,2 %, рапса – 11,6 %, пшеницы –10,1 %.

 

В ЕАЭС  (данные  FIBL&IFOAM 2018 года) наибольшая площадь посевов льна масличного сосредоточена в Казахстане (8,2% от доли земель ОСХ). В России органический лён занимает лишь 0,4%. Один из крупнейших производителей органической продукции в России, в том числе органического льна - ООО «Агро», Томская область (входит в ГК «ТДС-групп»), участник Союза органического земледелия.

 

 

Практически вся органическая продукция, производимая в Казахстане, поставляется на экспорт. Основными экспортными рынками являются страны Европы (Великобритания, Италия, Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Польша), США, Китай, Россия и Украина. Экспортируются горох посевной, гречиха, житняк, л`н, нут, овес, подсолнечник, просо, соя, пшеница яровая, рыжик, суданская трава, чечевица, эспарцет и ячмень. При столь значительной продуктовой линейке объем экспорта невелик: по итогам 2015 г. он составил 9 млн евро.

 

Основу российского экспорта органической продукции составляет растениеводческое сырье: зерновые (пшеница, кукуруза), бобовые (горох, соя, нут, люпин, вика), масличные культуры (подсолнечник, рапс, лён, кунжут) и жмых. Российская органическая продукция экспортируется в основном в Данию, Нидерланды, Чехию, Литву, Латвию, Великобританию, Италию, Францию, Германию и в США. Основными конкурентами России на рынке органической продукции ЕС являются Украина и Казахстан. При этом позиции и авторитет Украины по ряду показателей (в частности, обеспечение прослеживаемости продукции) выше, чем России.

 

-------------  

 

*Органическое сельское хозяйство – это производственная система, которая поддерживает здоровье почв, эко-систем и людей. Эта система основывается

на экологических процессах, поддержании биологического разнообразия и природных

циклов, характерных для местных условий, избегая использования ресурсов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

 


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Библия и лён
23.04.2024

Упоминания о льне в христианстве

5-й Конгресс по лекарственному каннабису
23.04.2024

Научная программа признана Государственной медицинской палатой Берлина

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень»
23.04.2024

ЦВК «Экспоцентр», 10–12 сентября 2024 года

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: