Факты и цифры

Лаковые шкатулки народных художественных промыслов

11.05.2018 - 1849 просмотров

Льняное масло  до середины прошлого века имело техническое назначение, поскольку его, в основном, использовали для приготовления олифы, масляных красок и масляного лака, которыми писали иконы и картины, защищали и украшали поверхности деревянных зданий, предметов интерьера и быта. До сих пор льняное масло и льняной масляный лак применяют  при изготовлении шкатулок, табакерок, коробочек Федоскинской, Палехской, Мстёрской и Холуйской фабрик лаковой миниатюры, а в Жостово ими покрывают расписанные подносы перед сушкой их в печи.

 

Родина лаковой миниатюры – Китай. Лаковые изделия, которыми украшали дворцы и особняки знатных людей, были редкостью и их чрезвычайно высоко ценили все европейские правители. Поскольку привозные китайские товары были очень дорогими, в конце XVII века ремесленники города Спа (нынешняя Бельгия),  взяв за основу индийскую и персидскую технологии получения лака,  стали разрабатывать собственные рецептуры производства лаковых изделий. В Персии лак производили из сандарака («красный мышьяк») - смолы хвойного дерева из семейства кипарисовых тетраклинис членистый (Tetraclinis articulata), или Берберийская туя, сандараковое дерево, а также из копала (ископаемая смола тропических растений). В Индии же, где производство лаковых изделий  возникло в XV-XVI веках и возделывали лен,  лаки получали из льняного масла и камеди.

 

И эта технология была более доступна европейцам, поскольку во Франции, Фландрии и Германии тоже выращивали много льна. В первой половине XVIII века братья Мартен (Франция) усовершенствовали китайские методы лакировки изделий и получили разноцветные лаковые покрытия с насыщенным глянцевым блеском, которым стали покрывать мебель, настенные панно, футляры для часов. А в начале XIX века лучшие лаковые изделия стали создавать в Германии, на фабрике Иоганна Штобвассера (г. Брауншвейг).

 

Коллекционированием лаковых изделий увлекался и Петр I. Он не только покупал их в Европе, но пригласил в страну мастеров, которые смогли наладить здесь собственное производство: в 1714 году в Санкт-Петербурге появился «лакирный двор». К началу XIX века в Петербурге уже работали крупные фабрики К.Н.Тернберга, Андрея ЭкаМартина Боля, а в Москве и Подмосковье  - А.И.АустенаН.Нажевщикова, братьев Сорокиных, ВишняковыхКоробовых-Лукутиных. Со временем почти все они, кроме фабрик Вишняковых и Лукутиных (нынешнее Федоскино), закрылись.

 

Мастерская Коробовых-Лукутиных была открыта в сельце Данилково Троицкого стана Марфинской волости Московского уезда в 1795 году купцом I гильдии, Петром Ивановичем Коробовым. Сначала на ней делали лаковые козырьки из папье-маше для армейских головных уборов. В начале XIX века Коробов переманил с той самой немецкой фабрики И. Штобвассера в Брауншвейге нескольких мастеров, которые смогли организовать производство табакерок с оригинальной масляной росписью и обучили этому местных крестьян.  А когда производством занялся купец Петр Васильевич Лукутин, которому фабрика досталась в качестве приданного  после женитьбы на дочери П. Коробова, лаковой миниатюрой стали заниматься и в соседнем селе Федоскино. Кстати, Лукутины – коренные москвичи, жили в Кадашевской слободе в Замоскворечье, а  их каменный дом — один из немногих, переживших пожар 1812 года.

 

Технология Лукутиных  в своей основе сохранилась в Федоскино (Московская область) до наших дней. Создание шкатулки состоит из нескольких этапов. На первом бумажный картон нарезают лентами, обмазывают мучным клейстером (он, в отличие от других клеев, пропускает масло), складывают слоями, прессуют и наматывают на болванки, чтобы придать форму. Затем заготовку, для удаления влаги, выдерживают в сушильном шкафу. Отдельно готовят донца и крышки шкатулок. При помощи столярных инструментов болванки режут на части, соединяют с донышками и тщательно проваривают полученное «белье», чтобы картон хорошо пропитался горячим льняным маслом. Заготовку в течение 20-30 дней сушат при температуре 85-90°С, периодически меняя температурный режим. Получившееся папье-маше обладает крепостью и прочностью древесины, и его можно обрабатывать на токарном станке.  

 

На следующем этапе заготовку шлифуют пемзой, грунтуют и шпаклюют, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом до получения абсолютно гладкой поверхности. Грунт - это алюминиевый порошок, напылённый на лаковую основу, для того, чтобы краски хорошо ложились и не тускнели. В качестве грунта  в шкатулках Палеха также используются сусальное золото или кусочки перламутровых раковин. Позолота, мелкие частицы металла и раковин просвечивают через прозрачные краски, создавая эффект внутреннего излучения.  После чего коробочки покрывают несколькими слоями черного (снаружи) и красного (внутри) лака*, преимущественно копалового, и полируют. Полуфабрикат после каждой операции сушат  в печи в течение суток. В общей сложности весь процесс занимает  до 6 месяцев.

 

Живописная работа также состоит из нескольких этапов. Сначала художник делает на поверхности шкатулки белильную подготовку. Потом с помощью кальки переводит силуэт рисунка и накладывает первый слой живописи, или "замалёвок", в котором отражает основные цвета и тени. Краски используют только масляные, в том числе и на основе льняного масла. После чего изделие сушат при температуре градусов 60 0С (при комнатной температуре масляные краски сохнут слишком долго),  а когда оно высохнет,  покрывают лаком. Коробочку вновь сушат и, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака, шлифуют порошком пемзы.  Затем  рисуют крупные и средние детали изображения и тени. Опять сушат, покрывают лаком и шлифуют. На третьем этапе -  "бликовке, расставляют акценты (блики, мельчайшие детали) и вновь повторяют процедуру покрытия лаком, сушки и шлифовки. После чего красят и покрывают орнаментом боковые части корпуса шкатулки и несколько раз (не меньше 10) изделие покрывают лаком, полируя масляной краской "окись хрома" на медленно вращающемся круге до зеркально ровной поверхности. Такая техника трёхслойного письма масляной живописи позволяет создавать  глубину и объем. Поэтому изображения на изделиях из Федоскино, даже со сказочными сюжетами,  получаются не только романтическими, но и реалистичными. Кстати, именно в такой технике писали старые мастера, в том числе Леонардо да Винчи, Рубенс, Карл Брюллов, Левицкий.

 

 

В Палехской же, Холуйской и Мстёрской мастерских, которые были центрами церковной живописи, используют яичную темперу и  иконописный стиль, при котором фигуры людей, животных и элементы пейзажа мифического или сказочного сюжета стилизованы. Поэтому  утонченное, узорочное изображение на шкатулке получается плоским.

 

Поскольку в Палехе (Ивановская область) работали по заказам богатых покупателей, для шкатулок использовали черный фон и много золотистого узора. В  Мстёрах (Владимирская область), наоборот, избегали черного фона,  писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, соблюдая старообрядческие традиции иконописи.  Жители села Холуй (Ивановская область) специализировались на изготовлении образков «Видения Богоматери преподобному Сергию» и икон для Троице-Сергиевой лавры. А расписывать шкатулки пейзажами с русской природой,  революционными, фольклорными сюжетами и рассказами о новой жизни крестьян стали после 1917 года. Поэтому работы Холуйских народных промыслов отличаются лаконичным рисунком, крупными планами и орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.

 

 

Если мастера Федоскино создают авторские работы либо пишут копии хорошо известных сюжетов, то в Палехе используют метод творческого варьирования в рамках традиций палехского искусства. То есть, художник в рамках одной и той же темы, в зависимости от формы  полуфабриката, создает собственные  неповторимые уникальные рисунки. Но только изделие, одобренное художественным советом, передается для окончательной доводки: его поверхность укрывается 6-ю слоями лака, зачищается, оттирается и шлифуется на специальных кругах, а затем полируется вручную, в том числе, непосредственно ладонью руки.

 

Технология производства лаковых шкатулок  требует много времени и ручного труда. Поэтому на рынке нередко появляются подделки. Чтобы отличить настоящую коробочку от фальсификата, нужно приоткрыть крышку коробочки и несильно похлопать ею. Глухой и мягкий звук свидетельствует, что шкатулка изготовлена из папье-маше, если  же звук звонкий и громкий, эта шкатулка, скорее всего, сделана из  строительного прессованного картона,  оргалита либо пластика. Такие шкатулки со временем рассыхаются по швам, а живопись быстро растрескивается. Кроме того, роспись изделия не должна иметь грубых мазков, подтеков, расплывчатых участков.

 

 

Также существуют правила маркировки: на изделиях Федоскинской фабрики, кроме названия Федоскино,  должны быть указаны год выпуска, название сюжета, фамилия автора и его подпись (на авторских работах) или исполнителя (на копиях), а также порядковый номер, занесённый в протокол художественного совета. В Палехе не пишут копий и подписываются по единому образцу. На крышке палехской миниатюры творёным золотом пишут порядковый номер полуфабриката, знак copyright ©, авторскую подпись с указанием места (Палех), год изготовления, надпись на дне шкатулки "Made in Russia" (на изделиях выпуска 1934 – 1992 года ставили подпись "Made in USSR") и товарный знак «жар-птица» (с 1989 по 1991гг на работах "Товарищества Палех" -  размещали знак «жар-птица», на изделиях "Объединения мастеров Палеха" - перо жар-птицы). Кроме того, к работе прилагается сертификат организации, свидетельствующий о подлинности произведения.

 

При любой технологии живописи, шкатулки нельзя держать под прямыми солнечными лучами, в сыром помещении и протирать жесткими тканями или бумажными салфетками – они могут оставить царапины. Незначительные повреждения полировки можно устранить, нанеся масляную краску «окись хрома» на поврежденное место, энергично потереть это место мягким фетром или фланелью,  а затем капнуть немного льняного масла на отполированную поверхность и протереть ее досуха.

 

 

По материалам Интернет-ресурсов

--------------------------------------

 Масляные лаки - смесь олифы с дорогими смолами (янтарем и копалом), получают варкой масла. Причем с древнейших времен до недавнего прошлого сырое льняное масло считалось основным доступным материалом при производстве масляных лаков. Оно придает материалу высокую оптическую стойкость и прекрасную эластичность. В последние годы его, заменяют полимеризованным льняным маслом, которое свои хорошие качества (оптическую стойкость и большую эластичность) сообщает лаку.  Тонкий слой такого вещества, нанесенный на какую-либо поверхность, в короткий промежуток времени просыхает, образуя прочную пленку. Самый худший лак - канифоль, растворенная в льняной олифе, быстро темнеет и рано поддается выветриванию.


Еще статьи
Сообщить об ошибке



Подписка на новости
Оформить заказ: