Факты и цифры

Шляпная коллекция «Design museum»

12.12.2014 17:41 - 5332 просмотра

Шляпа, особенно женская, до сих пор играет важную роль в нашем гардеробе, раскрывая характер своего владельца и подчеркивая его социальный статус. От нее и сейчас зависят не только наш внешний вид, но, порой и карьера. Не случайно, на долгом пути эволюции этого головного убора на шляпном олимпе царили то одни, то другие модели.

 

Сегодня шляпы вновь становятся непременным атрибутом  одежды россиян. И интерес к шляпной моде возрождается. Особой популярностью летом и во время поездок в жаркие страны пользуются шляпы и панамы изо льна.

 

 

   Лен – прочный, практичный, ноский материал, который хорошо впитывает влагу и проветривается, не электризуется, не вызывает аллергии и дискомфорта. Но главное, позволяет создавать фасоны головных уборов  на любой вкус - для взрослых и детей, для мужчин и женщин. Панамы, кепки, шляпы изо льна могут быть однотонными и с рисунком, с узкими, широкими полями и вовсе без них; ажурными, тонкими, которые можно спокойно смять и сложить в сумку и рюкзак, либо плотными, которые держат форму.  

 

Современные модельеры позволяют нам собрать свою изысканную коллекцию шляп изо льна. Возможно, они изменят жизнь своего владельца, также как головные уборы из коллекции лондонского музея «Design museum». Ведь представленные в ней шляпы определяли моду последние 200 лет.  Причем некоторые из шляп оказались не только ярким предметом гардероба, но даже изменили мир. 

 

 

 

Из мужских шляп в экспозиции главенствуют: цилиндр – квинтэссенция английского дендизма  и классический атрибут высшего класса. Впрочем, первые цилиндры, которые появились в конце ХV111 века, были нелепой формы, очень высокими и насыщенных цветов, а изготавливались они  из шерсти бобра. Поначалу они производили настоящий фурор  и были непременным атрибутом щеголя и модника. Затем цилиндр, теперь уже из шелка, стал черным, строгим по форме и отражал принадлежность своего владельца к благородному сословию.

 

 

 

Уважающий себя князь, герцог и даже «рядовой» дворянин в Париже,  Вене,  Лондоне, Берлине, Венеции или С-Петербурге не мог появиться на улице или ином общественном месте без высокого солидного цилиндра. Пик популярности этого головного убора пришелся на 1860-1870 годы. Но в начале ХХ века цилиндр уже ассоциировался с финансовыми кругами, а  биржу из-за обилия посетителей в цилиндрах даже называли  «лесом дымоходов».  К середине ХХ века  цилиндр уходит из мужского гардероба,  оставаясь лишь аксессуаром  на свадьбах, скачках, театральных подмостках и сотрудников ритуальных бюро.

 

 

 

В жизни цилиндр заменил более практичный котелок – ещё один символ всего истинно британского. К своему триумфу этот головной убор, который изготавливали из  кроличьего и заячьего меха, пропитанного шеллаком, «шел» почти полвека. Первая модель котелка была изготовлена в 1850 году в Лондоне фирмой Уильяма и Томаса Боулеров по эскизу Джорджа и Джеймса Локков.

 

 

Придуман котелок был исключительно с одной целью – защитить голову от ударов ветками во время утиной охоты на конях. Но так как эти неказистые  английские мужские шляпы занимали  мало места в багаже, их охотно включили в свой гардероб мобильные деловые люди - фабриканты и коммерсанты конца Х1Х – начала ХХ столетий.

 

Чем  быстрее становился ритм жизни, тем меньше ей соответствовал котелок. И сегодня  он остался в ходу в основном в Англии. Но и там их по традиции обязаны надевать гвардейские офицеры, когда они переодеваются в гражданское платье, и носят по особым событиям и преимущественно члены королевской фамилии и приближенный к ним круг.

 

  

 

Кстати, Чарли Чаплин, использовал котелок, чтобы усилить трагедию своего комедийного персонажа, а члены группы Битлз - придать значимость новому направлению музыки.

 

 

 

 

Цилиндр перестал быть модной шляпой после Первой Мировой, а котелок  - в  конце Второй Мировой войны. Впрочем, чиновники и интеллигенция к котелкам всегда относились прохладно. Зато их покорила федора, специально придуманная шляпа для театрального образа Сары Бернар. Федору еще называют  «snap brim» (переломленное поле), потому что заднюю часть поля этой шляпы принято заламывать кверху, а переднюю - опускать на глаза для пущей таинственности.  Строгая, обмотанная лентой, с тремя выемками на тулье, - она сразу давала понять окружающим, что ее носитель знает себе цену.

 

 

 

Эту шляпу носили политики, члены правительств, адвокаты, финансисты, профессура, инженеры, врачи, артисты, композиторы. В годы же Великой депрессии федору полюбили гангстеры Америки. Мягкая женская шляпа отлично подходила для строгих пиджаков новых предпринимателей. Так шляпа, придуманная для великой актрисы, стала символом риска, адреналина, опасной и притягательной жизни.

 

Кстати, Майкл Джексон прошелся лунной походкой именно в шляпе федора, а киногерой  Индиана Джонс спускался в ней в подземелья, когда искал Святой Грааль.

 

     

 

В Новом свете в середине Х1Х века родилась высокая, с широкими полями ковбойская шляпа. Автор – Джон Баттерсон Стетсон изготовил ее из шерсти бобра исключительно для ковбоев прерий. Теплая и легкая она прекрасно подходила суровому климату Дикого Запада. Однако благодаря Голливуду, к середине прошлого века ковбойская шляпа стала символом американской свободы, смелых увлекательных приключений, удали  и мужской чести.

 

Женские головные уборы также претерпели стилистические изменения и  отразили права и свободы второй половины человечества. Например, к концу Х1Х века шляпы приобрели внушительный размер, роскошную отделку и были не столько утилитарным предметом, сколько предметом украшения,  искусства  и тщеславия.

 

  

 

 После же Первой Мировой войны, революций в России и Германии, пандемий  испанки и тифа  непременным атрибутом самостоятельной и независимой женщины становится шляпка-клош, из-за отсутствия полей похожая на колокольчик. Скромный и практичный головной убор хорошо сочетался с короткой стрижкой. И он не мешал водить автомобиль, работать фотографом, журналистом, музыкантом или заниматься другим мужским делом.

 

 

 

А вот небольшие коктейльные шляпки с цветами и шляпки-таблетки, модные с конца 40-х до начала 60-х годов, наоборот, подчеркивали нежность и женственность своих обладательниц.  

 

 

Одна из изюминок коллекции музея «Design museum» – шляпа-туфля  - результат сотрудничества итальянской художницы-кутюрье Эльзы Скиапарелли (соперницы Коко Шанель) и испанского сюрреалиста Сальвадора Дали. Этот знаменитый головной убор из фетра представляет собой перевернутую туфлю на высоком каблуке. Шляпа одновременно прославляет и развенчивает капризную моду и ее фетишистские ценности.

 

 

 

О других шляпных творениях читайте в книге «50 шляп, которые изменили мир», 2014 г, Издательство КоЛибри»


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: