Международный знак экостандарта ISO 14024.
02.02.2016 - 3220 просмотровВ России пока нет четкого законодательства, регламентирующего маркировку экологически чистой продукции. Поэтому значок «Эко», «Био» или «Органик» может быть нанесен на упаковку любого товара по желанию производителя без всяких на то оснований. Практика показывает, что чаще всего никаких фактов экологичного производства за такими значками не стоит.
Другое дело знаки, подтверждающие экосертификацию товара. Ее проводят добровольно, в соответствии с принципами международного стандарта ISO 14024, силами независимой третьей стороны (сертифицирующим органом). Сертификация учитывает весь жизненный цикл товара, включая происхождение сырья, его обработку и заканчивая утилизацией продукта по окончании срока эксплуатации.
Сертификация товара признается только в случае, когда абсолютно все используемые материалы безопасны для человека и природы, а технологии производства фабрики/завода/фермы не загрязняют окружающую среду, упаковка товара биоразлагаемая либо пригодна к переработке, и логистика производиться при минимальном количестве выхлопных газов при транспортировке продукта.
Если какой-то из параметров не будет соответствовать стандарту, то в праве на использование экомаркировки такой компании будет отказано, купить же экомаркировку I типа невозможно. Кроме того, сертификат имеет ограниченный срок действия – от 1 до 3 лет. Каждый раз, чтобы продлить право пользования экомаркировкой I типа, компания вновь должна пройти проверку, сдавать продукцию на лабораторный анализ. Это помогает уберечь покупателя от недобросовестных производителей.
Сертифицирующие организации стран взаимно контролируют работу всех представителей экомаркировок I типа и объединены во Всемирную Организацию Экологической маркировки (Global Ecolabelling Network, GEN). Чтобы попасть в GEN, сертифицирующему органу требуется пройти множетсво испытаний на соответствие высокому статусу.
В России только одна маркировка – «Листок жизни» — признана Global Ecolabelling Network, входит в международную программу взаимопризнания ведущих экомаркировок мира GENICES и поэтому имеет право называться экомаркировкой I типа. Она стоит в одном ряду с такими европейскими экмаркировками, как «Северный лебедь» (страны Скандинавии), «Голубой Ангел» (Германия), «Европейский цветок» (Евросоюз).
Отраслевые маркировки (FSC – сертификация Лесного попечительского совета, оценивающая экологичность продукции деревообработки; MSC – рыбы и морепродуктов, Органик Евролист –маркировка органической продукции в Евросоюзе) не попадают под стандарты GEN, но признаются на международном уровне. Нередки случаи, когда компания-производитель сама «придумывает» свою маркировку – это называется самодекларацией. Не исключено, что в некоторых случаях такая продукция может быть более-менее экологичной, однако (особенно в России).
Товары, прошедшие экспертизу в независимых органах, разработавших свою систему экосертификации и маркирующих продукцию по собственному стандарту, часто не соответствуют международным критериям. Поскольку работу таких лабораторий никто не контролирует, это может повлечь за собой недобросовестность оценки продукции или ее реальная оценка качества будет ниже мирового стандарта. Поэтому важно знать «в лицо» наиболее значимые символы маркировки.
Процедуры получения настоящей экомаркировки I типа абсолютно прозрачны: требования по ПДК тех или иных веществ в сырье и готовом продукте, порядок проведения лабораторных испытаний, нормативы по выбросам в воздух, сбросам сточных вод, размещению отходов производства и остальные критерии опубликованы на сайте сертифицирующего органа. Ознакомиться с ними может любой желающий. Информация о лабораториях, в которых производятся исследования, лицах, осуществляющих аудит, также находится в открытом доступе. И если организация скрывает тот или иной аспект сертификации, если держит свои процедуры и стандарты в тайне, это может свидетельствовать о недобросовестности выдаваемой экомаркировки.
К сожалению, такие фирмы вызывают недоверие к системе экосертификации, а некоторые производители уверены, что сертифицирующие органы создают дополнительные препятствия (в том числе финансовые) для развития экопроизводства или делают бизнес на проведении проверок и испытаний продукции.
Компании, осуществляющие честную экосертификацию, заинтересованы в том, чтобы потребители могли быть уверены в качестве приобретаемых товаров, не переплачивали за сомнительные и малопонятные преимущества. Поэтому крупнейшие экомаркировки I типа, входящие в состав ассоциаций GEN и GENICES, в 2015 году запустили образовательный проект для потребителей России, Латвии и Швеции и разработали мобильное приложение по поиску экотоваров а магазинах и сайт об эко- и органик продукции. Подобные проекты идут на пользу не только населению, но и оздоровлению рынка и популяризации эко- и органик продукции.
Источник: http://greenevolution.ru