Законодательное обеспечение развития переработки сельскохозяйственной продукции
03.05.2017 - 3088 просмотров
Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации Седьмого созыва
Комитет по аграрным вопросам
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему:
«Законодательное обеспечение развития переработки
сельскохозяйственной продукции»
«21» марта 2017 г. Государственная Дума,
Малый зал
Проведя с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем законодательного обеспечения развития переработки сельскохозяйственной продукции, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой экономики страны, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, сохраняет лидирующее положение в структуре промышленного производства России, занимая долю в 15,4 %, и наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции.
По предварительным оценкам, выручка от реализации продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, включая напитки и табак, в 2016 году составила более 6 трлн. рублей. По данным Росстата, индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака за 2016 год составил 102,4 процента (рост по сравнению с 2015 годом 0,4%). Сегодня пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя более 30 отраслей, объединяющих 44 тыс. действующих организаций, где занято около 1,3 млн. человек.
Стратегическая цель, стоящая перед отраслями переработки сельскохозяйственной продукции, заключается в обеспечении гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых резервных фондов.
В последние годы были приняты следующие документы, направленные на развитие и повышение эффективности переработки сельскохозяйственной продукции:
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 (далее – Доктрина);
- Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 1873-р;
- Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р (далее – Стратегия).
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (далее - Государственная программа на 2013 - 2020 годы);
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»;
- Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р (далее - Концепция развития внутренней продовольственной помощи);
- план мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 028-р.
При этом развитие аграрной сферы и, в частности, отраслей переработки сельскохозяйственной продукции, происходило в сложной и далеко не однозначной социально-экономической ситуации, связанной с девальвацией рубля, усилением зарубежных санкций в отношении России и ее ответным эмбарго, глобализацией экономики и интеграционных процессов на экономическом пространстве СНГ, а также многочисленными внутренними и внешними рисками и угрозами. В совокупности эти условия создали принципиально новую социально-экономическую ситуацию на селе и в аграрной сфере, экспортно-импортных операциях с продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, ускоренным импортозамещением на внутреннем агропродовольственном рынке и его основных продуктовых сегментах.
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы и государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», осуществление импортозамещения позволили сохранить в последние годы положительную динамику развития большинства отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, остается.
Основными системными проблемами, характерными для всех отраслей переработки сельскохозяйственной продукции, являются:
- несоответствие качества производимого сельскохозяйственного сырья требуемым для промышленной переработки характеристикам;
- моральный и физический износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья;
- низкий уровень конкурентоспособности российских производителей пищевой продукции на внутреннем и внешнем продовольственных рынках;
- неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики товародвижения пищевой продукции, обуславливающая значительные потери продукции и негативно отражающаяся на формировании справедливых цен на социально значимые виды продовольствия для населения;
- недостаточное соблюдение экологических требований в промышленных зонах организаций пищевой промышленности;
- высокая волатильность цен на сельскохозяйственное сырье (зерно, мясо, масличные);
- недостаточное развитие производства пищевых ингредиентов – витаминов, витаминно-минеральных премиксов, аминокислот, изолятов и концентратов белков, пищевых добавок, ферментных препаратов, необходимых не только для производства пищевых продуктов, но и кормов для животноводства и аквакультуры.
Также по отдельным (ключевым) направлениям переработки наблюдаются недостаточные темпы производства сырья. В первую очередь это касается сырья животноводческой отрасли, объемы производства продукции которой не способствуют насыщению рынков мясной и молочной продукцией. Ежегодно не достигаются по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) пороговые значения удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка, предусмотренные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Одновременно вызывает тревогу структура питания значительной части населения Российской Федерации, которая характеризуется избыточным потреблением жиров, в первую очередь животного происхождения, сахара, соли при одновременном недостатке ряда витаминов, макро- и микроэлементов (кальций, железо, йод) и пищевых волокон из-за недостаточного потребления овощей и бахчевых, фруктов, ягод, молочных продуктов. Так, в 2015 году среднедушевое потребление составило:
мяса и мясопродуктов - 73 кг при рекомендуемой медицинской норме потребления 70 - 75 кг;
молока и молокопродуктов - 235 кг при норме - 320 - 340 кг;
овощей и бахчевых культур - 112 кг при норме - 120 - 140 кг;
фруктов и ягод - 64 кг при норме - 90 - 100 кг.
По отдельным направлениям переработки сельскохозяйственной продукции сложилась следующая ситуация.
Производство молока и молочной продукции. Молочная промышленность является одной из важнейших отраслей, выпускающих социально значимые продукты питания, в том числе для детей. Производство молочной продукции в стране осуществляют более 1500 организаций различной формы собственности, из них 500 крупных и средних организаций.
Рынок цельномолочных продуктов полностью обеспечивается внутренним производством, но собственное производство сливочного масла и сыров недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса.
Несмотря на то, что молокоперерабатывающие организации работают в условиях ограниченных сырьевых ресурсов, в последние годы наметилась тенденция к увеличению производства цельномолочной продукции и сыров. Так, в 2016 году по сравнению с 2013 годом производство цельномолочной продукции увеличилось на 1% и составило 11,8 млн. тонн, производство масла сливочного - на 10% (до 247,4 тыс. тонн), производство сыров и сырных продуктов – почти на 38% (до 600 тыс. тонн).
К основным проблемам, сдерживающим развитие молочной отрасли, относятся недостаточность объемов производства молочного сырья, сезонность производства, низкий удельный вес молочного сырья высшего сорта, недостаточность оснащенности оборудованием для комплексной переработки молока в целях производства конкурентоспособных продуктов из вторичного молочного сырья; недостаток холодильных установок на молочных фермах, а также физический и моральный износ основных фондов молокоперерабатывающих заводов (вцелом по отрасли 49%), большая часть которых была построена в 70-х годах прошлого века и не соответствует современным требованиям по энергоэффективности и экологичности.
В условиях хронического недопотребления молока и молочных продуктов населением основными задачами развития отрасли являются увеличение производства и повышение качества молочного сырья; строительство новых современных и реконструкция, техническое перевооружение действующих объектов по переработке молока, производству сыров, цельномолочной продукции, по переработке и сушке сыворотки; снижение энергопотребления и ресурсоёмкости производства; вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при производстве молочных продуктов; расширение ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее пищевой и биологической ценности; применение упаковочных материалов нового поколения.
Мясная промышленность. Реализация мероприятий Государственной программы, целевых ведомственных и региональных программ обеспечила увеличение поголовья всех видов скота и птицы, за исключением поголовья крупного рогатого скота. В 2015 г. производство скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий составило 13,5 млн. тонн, что на 4,2% выше уровня 2014 г. и на 3,5% – целевого показателя, предусмотренного Государственной программой.
В то же время, на сельских подворьях, несмотря на принимаемые меры, производство сокращается. В 2015 г. производство скота и птицы на убой в хозяйствах населения уменьшилось на 3,4% по сравнению с 2014 г. Снизился до 25,2% и удельный вес хозяйств населения в структуре организаций- производителей.
Сдерживающими факторами развития отрасли являются ограниченность сырьевой базы и недостаток мощностей по первичной переработке крупного рогатого скота. В целях развития отрасли требуется осуществить строительство современных объектов и увеличение мощности организаций по первичной переработке скота; внедрение новых технологических процессов по организации убоя, комплексной переработке скота и продуктов убоя на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием роботов и энергоэффективного оборудования; углубление переработки и расширение ассортимента вырабатываемой продукции (мяса в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей), увеличение сроков ее хранения до 30 суток; увеличение сбора и переработки побочных сырьевых ресурсов (шкур, внутренностей, крови, кости, эндокринно-ферментного и специального сырья и др.) для выработки различных видов продукции; снижение экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы организаций; переоснащение птицеперерабатывающих цехов современным оборудованием и технологиями, создание новых производств.
Рыбоперерабатывающая промышленность. Наиболее значительной рыбоперерабатывающей базой располагает Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн, где производственные мощности составляют 2,4 млн. тонн, или 55 % общего производственного потенциала отрасли, около 19 % производственных мощностей находится в Северном бассейне, на долю Западного и Каспийского бассейнов приходится по 12 % производственного обрабатывающего потенциала, доля Южного бассейна - около 2 %.
При этом уровень использования рыбоперерабатывающих мощностей в прибрежных регионах страны является более низким в сравнении с центральными регионами в силу смещения фокуса рыбопереработки от близости к сырьевым запасам (водным биоресурсам) к близости центров потребления готовой продукции. В крупных промышленных центрах сосредоточена значительная часть производства таких видов продукции, как копченая рыба, рыба пряного посола и пресервы. При этом доля собственного сырья при их производстве незначительна, основной объем сырья и полуфабрикатов при их производств поставляется из регионов, где осуществляется добыча водных биоресурсов, а также за счет импортной продукции.
В 2015 году было произведено более 3,5 млн. тонн рыбы и рыбной продукции, переработанной и консервированной. Основу в общем выпуске рыбной продукции составляет пищевая продукция (около 90 % общего выпуска, в том числе консервы – не более 3%).
В целях развития отрасли и ускоренного импортозамещения необходимо введение новых и модернизация на территории ДФО около 40 % обрабатывающих мощностей; введение и модернизация обрабатывающих мощностей на территории СЗФО в целях доведения доли производства пищевой рыбной продукции до 34 процентов; развитие береговой обрабатывающей базы, в том числе, консервного и морозильного производства, Южного федерального округа; развитие обрабатывающей базы рыбохозяйственных организаций ЦФО, включая создание предприятий небольшой мощности по выпуску продукции рыбной гастрономии расширенного ассортимента; развитие холодильных мощностей и увеличение ассортимента и объема выпуска рыбо- и морепродукции глубокой степени переработки во всех регионах.
Переработка зерна и мукомольно-крупяная промышленность. Организации мукомольно-крупяной промышленности в 2016 году произвели 9,7 млн. тонн муки и 1,5 млн. тонн крупы, что в полном объеме обеспечивает потребности населения страны и смежных отраслей промышленности, а также параметры безопасности страны по данным видам продуктов. В то же время имеется ряд проблем, которые необходимо решить для развития отрасли.
Техническое оснащение действующих производственных мощностей находится на низком уровне. Около 50 % мельзаводов и крупозаводов находятся в работе по 30 - 40 лет и по своей технической оснащенности устарели, используют несовершенные технику и технологии, энергоемки, не автоматизированы, что не позволяет вырабатывать продукцию с высокими показателями качества. Среднегодовые мощности за последние 3 года снизились по производству муки на 3,8%, крупы на 6,5%, хлеба и хлебобулочных изделий на 7%, при этом происходит стабильное увеличение коэффициента их загрузки.
Для дальнейшего развития отрасли требуются значительные инвестиции на модернизацию производства, внедрение энергосберегающих технологий, обеспечивающих глубокую переработку зерна, повышающих выход готовой продукции с единицы зернового сырья, упорядочение производства мукомольно-крупяной продукции, расширение ее ассортимента и повышение качества, в том числе за счет внедрения инновационных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов, применения упаковочных материалов нового поколения, дальнейшее сокращение импорта продуктов на злаковой основе, внедрение новых технологий по утилизации отходов крупяного производства (лузги) с получением кормовых продуктов, сырья для фармацевтической промышленности.
Хлебопекарная промышленность.
Российская Федерация обладает мощным сегментом хлебопекарного производства. По экспертным оценкам, рынок хлебобулочной продукции в России в 2016 г. достиг 11,5 млн. тонн в натуральном исчислении и 685,4 млрд. руб. в стоимостном.
По данным Росстата, в 2016 г. объем производства хлеба и хлебобулочных изделий только на средних и крупных предприятиях (так называемый индустриальный сегмент) составил 6,5 млн. тонн. Указанный сегмент показывает среднегодовые темпы снижения в 2%. При этом сегодня в России насчитывается более 13 тысяч субъектов хлебопечения (из них 94% микро-, малые и средние предприятия), на которых занято до 300 тыс. человек. На долю микро-, малого и среднего бизнеса приходится 47% от объема рынка в натуральном выражении (5 млн. тонн) и 58% в стоимостном (397,5 млрд. руб.).
С учетом тенденции деконцентрации производства в хлебопекарной промышленности, увеличения до 20% доли малых и микропредприятий (частные мини-пекарни, пекарни-кондитерские и прочие), необходимо развивать меры поддержки малого и среднего бизнеса, включая содействие применению патентной системы налогообложения, а также содействовать развитию сельхозпотребкооперации в данной сфере.
Масложировая промышленность. Масложировой подкомплекс является важной частью пищевой индустрии и включает производство семян масличных культур, их переработку (маслодобывание), переработку растительного масла в различные виды продукции (маргарины, промышленные жиры, майонезы, соусы на майонезной основе, мыло и др.). Масложировой подкомплекс является также поставщиком жмыхов и шротов для комбикормовой отрасли.
В Российской Федерации функционирует более 200 маслодобывающих предприятий, суммарная годовая мощность которых составляет, по экспертной оценке, более 14 млн. тонн переработки маслосемян. В 2016 году объем выпуска подсолнечного масла составил 4,1 млн. тонн, т.е. увеличился на 24 % к уровню 2013 года, но по сравнению с 2015 годом снизился на 12,7 %. Объем производства соевого масла за три года вырос в 1,9 раза и составил 0,6 млн. тонн, объем производства шротов и жмыхов маслосемян всех видов – вырос на 47,3% до 7,5 млн. тонн.
Необходимо отметить, что отдельные виды растительных масел (пальмовое, кокосовое, пальмоядровое и др.), производимые из сырья, не произрастающего на территории Российской Федерации, импортируются в качестве сырья с целью промышленной переработки на отечественных предприятиях. В 2015 г. импорт тропических растительных масел вырос на 22,4% до 980 тыс. тонн.
Одновременно увеличились среднегодовые мощности по производству растительного масла нерафинированного – на 27,4%. Этому способствовали значительные инвестиции в масложировую отрасль, стабильный внутренний спрос, как промышленный, так и потребительский.
С 2006 по 2015 год на ведущих отечественных предприятиях внедрены такие современные технологии, как фракционирование и переэтерификация растительных масел, введены современные производственные мощности по выпуску новых видов импортозамещающих масложировых продуктов (жиров специального назначения, заменителей и эквивалентов масла какао).
С целью сохранения положительной динамики развития отрасли в целом необходимо продолжить модернизацию отдельных производственных мощностей перерабатывающих предприятий за счет внедрения инновационных технологий; внедрить эффективную систему утилизации отходов и очистки стоков масложировых предприятий; осуществить диверсификацию производства семян масличных культур в целях расширения ассортимента выпускаемых растительных масел (рыжикового, льняного, ореховых и др.) как социально значимой продукции для населения; содействовать увеличению экспорта продуктов переработки растительных масел.
Сахарная и кондитерская промышленность. Ежегодная потребность России в сахаре составляет 5,4 - 5,7 млн. тонн. Ресурсы этого продукта складываются из собственного производства сахара и импорта сахара-сырца и сахара белого.
Объем собственного производства сахара из сахарной свеклы за последние три года вырос почти на 30% и в 2016 году составил 5,7 млн. тонн. При этом наблюдается существенное снижение импорта сахара-сырца и сахара белого. Однако дальнейшее развитие отрасли ограничено инфраструктурными проблемами.
В настоящее время сахарная промышленность Российской Федерации располагает 77 заводами, из них 34 завода введены в эксплуатацию в дореволюционный и довоенный периоды. Срок эксплуатации значительной части оборудования сахарных заводов превышает 20 лет, современному техническому уровню соответствует менее трети работающего оборудования. Коэффициент использования мощностей по производству сахара белого составляет 89 %.
Существенный износ основных фондов, низкие темпы их обновления, наличие диспропорций между объемами заготовки свеклы и наличием производственных перерабатывающих мощностей приводит к потерям сырья и является сдерживающим фактором дальнейшего развития отрасли.
Так, в 2015 году переработка сахарной свеклы и производство сахара производились на 72 сахарных заводах в 21 регионе страны, 5 заводов не работали из-за финансовых проблем и отсутствия сырья. Для сохранения и дальнейшего повышения уровня развития отрасли необходимы дальнейшее реконструкция и техническое перевооружение сахарных заводов на основе инновационных технологий и современного ресурсосберегающего оборудования; внедрение современных технологий по глубокой переработке побочной продукции сахарного производства с целью повышения эффективности ее утилизации и производства импортозамещающей продукции - аминокислот и пектина; строительство новых и реконструкция (модернизация) действующих объектов хранения готовой и побочной продукции сахарного производства; рост внутреннего потребления свекловичного сушеного жома и мелассы, являющихся ценными кормовыми добавками для животноводства, основой для производства хлебопекарных дрожжей, лимонной кислоты, а также сырьем для производства продукции в пищевой и перерабатывающей, химической и фармацевтической отраслях; принятие эффективных мер по стимулированию экспорта основной и побочной продукции сахарного производства.
Что касается кондитерской промышленности, в последние годы наблюдается положительная динамика ее развития. В 2016 году в России произведено 3,6 млн. тонн кондитерских изделий, что по сравнению с 2013 годом составляет прирост 8,1%. В настоящее время потребление кондитерских изделий в России практически достигло европейского уровня. При этом необходимо отметить сбалансированность уровней потребления мучных и сахаристых кондитерских изделий.
За последние годы во многих кондитерских организациях проведена модернизация производства с оснащением современным технологическим оборудованием с высокой долей импортного оборудования и укомплектованием высококвалифицированным персоналом. Вместе с тем износ производственного оборудования в целом по отрасли составляет 40 процентов. Также отмечается зависимость кондитерской отрасли от импорта отдельных видов сырья, которые невозможно производить в российских условиях. В условиях насыщения внутреннего рынка дальнейшее развитие отрасли должно осуществляться за счет снижения себестоимости, повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции, продвижения ее на внешние рынки.
Плодоовощная консервная промышленность. В плодоовощной консервной промышленности в течение последних 10 лет сохраняется положительная динамика роста объемов производства. В отрасли действуют около 300 крупных и средних предприятий. В 2016 году плодоовощной консервной промышленностью выработано 9653,1 муб. консервов, включая плодоовощные консервы детские и соки для детей, или 92,3% к уровню 2013 года.
В сфере переработки плодоовощной продукции можно выделить такие узловые проблемы, как устаревшие материально-техническая база и технологии переработки (износ основных фондов составляет 47,7%), ограниченный объем отечественного и высокий удельный вес импортного сырья, низкая конкурентоспособность отдельных секторов плодоовощной промышленности.
Для развития отрасли предусматривается повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет модернизации существующих мощностей и строительства новых заводов и цехов по переработке продукции растениеводства и производству плодоовощных консервов, а также создание собственной сырьевой базы.
Таким образом, с учетом изложенного, необходимо комплексное развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом развития основных направлений сельскохозяйственного производства, развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка. Для решения последней задачи требуется разработка и совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участников товародвижения на агропродовольственном рынке; развитие выставочной деятельности и различных форм торговли (включая биржевые и электронные) продовольственными товарами, позволяющих обеспечивать сбыт продукции и развитие отечественных товаропроизводителей, а также более полно использовать имеющиеся производственные мощности для продвижения новых видов продукции на внутренний и внешний рынки.
Важной задачей развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка является обеспечение закупок пищевой продукции для государственных и муниципальных нужд в целях поставки продовольствия в учреждения социальной сферы для организации питания отдельных категорий граждан (социальное питание) и для оказания адресной продовольственной помощи уязвимым слоям населения.
Требуемые размеры внутренней продовольственной помощи потенциально могли бы сформировать дополнительный спрос на продукцию отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности в объеме порядка 11 млн. тонн ежегодно или 670 млрд. рублей в стоимостном выражении.
Помимо перечисленного, при наличии регионального многообразия России и усиливающемся неодинаковом воздействии глобализации на разные территории страны в основе повышения эффективности всех отраслей переработки сельскохозяйственной продукции должны лежать принципы пространственного развития, учитывающие межрегиональные экономические, социальные и производственные хозяйственные связи.
Большое значение при обеспечении устойчивого развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, в частности, отраслей по переработке сельскохозяйственной продукции, имеет решение смежных задач по развитию племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), формированию достаточных федеральных фондов семян сельскохозяйственных растений (в том числе страховых фондов семян), развитию производства комбикормов, белково-витаминных, минеральных добавок и премиксов, ветеринарных (зоотехнических) препаратов; повышению плодородия почв, предотвращению истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий; недопущению бесконтрольного оборота генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их; совершенствованию системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека; подготовке научных работников и высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к парламентским слушаниям, участники заседания считают необходимым рекомендовать:
- Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти:
1) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития внутренней продовольственной помощи»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие»;
«О зерне и о продуктах его переработки»;
«О зерновых товарных складах общего пользования»;
«О мелиорации»;
«О землеустройстве»;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка проведения государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий);
«О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части установления минимального срока аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности);
«О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (в части поддержки сельхозкооперации);
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации»;
«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (в части наделения Россельхознадзора полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии);
«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (в части аттестации специалистов в области ветеринарии);
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств для ветеринарного применения»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве»;
2) обеспечить своевременное финансирование в 2017 году мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, а также рассмотреть возможность увеличения объемов ее финансирования в объеме не менее 100 млрд. рублей;
3) разработать и включить в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы подпрограмму «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности»;
4) рассмотреть вопрос о признании плательщиками налога на добавленную стоимость сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих специальную систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога;
5) разработать экономически обоснованное соотношение составляющих, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой и дальнейшей реализацией, в структуре потребительских цен на сельскохозяйственную продукцию. Разработать механизм регулирования указанных межотраслевых ценовых отношений в целях оптимизации соотношения доли сельскохозяйственных товаропроизводителей и торговых сетей в структуре потребительских цен;
6) организовать систему оперативного мониторинга состояния, в том числе обеспеченности сырьем, отдельных отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности (например, на базе аналитического центра Минсельхоза России);
7) разработать схему перспективного пространственного размещения агропромышленных кластеров в Российской Федерации;
8) продолжить работу по совершенствованию системы технического регулирования пищевой продукции в Евразийском экономическом союзе, в том числе, в части разработки новых технических регламентов и внесения изменений в действующие, а также по разработке стандартов в рамках технических комитетов по стандартизации;
9) предусмотреть меры государственной поддержки в целях содействия дальнейшему снижению доли импортного технологического оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие внутреннего производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса, в том числе для садоводства и овощеводства, рассмотрев вопрос о формировании отраслевого заказа на перспективные образцы техники (востребованные в сельском хозяйстве и на предприятиях переработки) в целях обозначения ориентиров для машиностроителей при создании новых отечественных сельхозмашин и оборудования;
10) рассмотреть вопрос о совершенствовании правил перевозки грузов автомобильным транспортом в целях исключения необоснованного привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих транспортировку сельскохозяйственной продукции, за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов;
11) проработать вопрос о дополнении перечня продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2016 года № 2524-р «Об утверждении прилагаемого перечня продукции для целей части 1 статьи 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», макаронными, колбасными, кондитерскими изделиями и продукцией хлебопекарной промышленности;
12) разработать и принять нормативные правовые документы, регулирующие порядок осуществления государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки;
13) разработать механизм правовой защиты на внутреннем и внешних рынках отечественной пищевой продукции защищенных наименований по месту происхождения;
14) завершить разработку подпрограммы «Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы;
15) осуществить комплекс мер для упрощения и удешевления доступа отечественных товаропроизводителей на рынки сбыта, в том числе направленных на ускоренное развитие потребительской и сбытовой кооперации, инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптово-распределительных центров, оптовых рынков, мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции). Разработать и принять меры по развитию торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами на розничных рынках и ярмарках и упрощению получения торговых мест в указанных торговых форматах;
16) проанализировать по отраслям соглашения по поставкам в Российскую Федерацию видов продукции пищевого и перерабатывающего производства в целях снижения рисков перепроизводства (на примере сахара) или недостатка производства сельскохозяйственной продукции;
17) ускорить формирование государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации;
18) в целях реализации плана мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 028-р, в части реализация «пилотных» проектов поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции на основе развития системы внутренней продовольственной помощи в субъектах Российской Федерации и проведение оценки их эффективности, разработать и реализовать пилотный проект «Школьное молоко»;
19) принять меры, направленные на развитие конкурентоспособного отечественного производства бактериальных и ферментных препаратов для производства молочной и другой продукции, в том числе, сыроделия, пищевых ингредиентов и биологически активных веществ, используемых в пищевой промышленности и при производстве кормов для различных видов животных и объектов аквакультуры, а также производства современных и высокоэффективных ветеринарных препаратов, ветеринарных и фитосанитарных диагностикумов, биопестицидов, средств профилактики эпизоотий и эпифиотий, средств химической защиты растений, а также разработать единые механизмы определения качества, сертификации и маркировки аналогичной продукции, ввозимой из-за рубежа, с целью защиты от недобросовестной конкуренции при ее поставке, реализации и использовании;
20) разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, в том числе создание федерального фонда элитного семенного и племенного материалов, а также развитие сети селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства.
21) активизировать работу, направленную на совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для агропромышленного комплекса, повышение качества образования в аграрных вузах;
22) рассмотреть вопрос о возможности включения в федеральную адресную инвестиционную программу строительства элеваторов для длительного хранения зерна на территориях федеральных государственных казенных учреждений, подведомственных Федеральному агентству по государственным резервам.
- Федеральному Собранию Российской Федерации:
1) ускорить компетентную доработку и рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства);
№ 852446-6 «О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в части приведения в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития);
№ 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
№ 88454-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»;
№ 114937-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственного регулирования сохранения плодородия земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства»;
2) организовать мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации»; Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; Федерального закона от 3 июля 2016 года № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности»; Федерального закона от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) принять меры по подготовке к своевременному проведению сезонных полевых работ в 2017 году, а также меры по обеспечению реализации мероприятий Государственной программы;
2) обеспечить вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», а также обеспечить целевое использование сельскохозяйственных земель из фонда перераспределения, вовлечение в оборот невостребованных земельных долей;
3) завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий;
4) осуществить мероприятия по развитию многоформатной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе малых и средних форматов торговли, а также нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли;
5) принять дополнительные меры по организации питания, отвечающего требованиям безопасности и качества, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и медицинских организациях;
6) использовать дифференцированный подход при определении стоимости патента на производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в зависимости от категории субъектов малого и среднего предпринимательства (микро-, малые и средние предприятия);
7) предусмотреть дополнительные меры, направленные на стимулирование производителей к выпуску качественной пищевой продукции, в том числе путем проведения региональных конкурсов и смотров качества.
Председатель Комитета
Государственной Думы
по аграрным вопросам В.И. Кашин