Факты и цифры

Мир славянского наряда

09.03.2024 - 214 просмотров

Твоя одежка - твое отражение

 

Многие знают русскую пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Обычно ее смысл сводят к тому, что важны ум, знания и умения человека, а одежда – лишь драпировка, которая создает первое впечатление о человеке. Разумеется, это верное толкование, но это лишь часть смысла пословицы. Другое значение пословицы, заключается в том, что внешний вид и внутренние качества могут не соответствовать друг другу. Третье содержание народной мудрости  кроется еще глубже.  

 

Считают, что пословица сложилась в то время, когда одежда была визитной карточкой человека и действовала, как система опознавания «свой - чужой». Она сообщала о том, что собой представляет человек: чужеземец или российский подданный, к какому народу принадлежит, из какой местности, городской или деревенский, какого сословия и каким ремеслом занимается, семейный, холостой или бобыль (незамужняя, вдовая, старая дева), есть ли у него дети.  Ведь для каждой местности и народа характерен свой вид одежды, отличающийся составом элементов, кроем, вышивкой, рисунком, типом застежек и подвязок. Иными словами, одежда может скрыть чужака, но не способна сделать его своим.

 

 

Однако в ХХ веке, с его бурными перемещениями людей по странам и континентам, войнами, революциями, промышленной модернизацией, развитием идей интернационализма, равноправия полов и американизацией всех сторон человеческого бытия, одежду стали упрощать, делать универсальной и даже унисекс, без учета возрастных и социальных различий.  

 

Впрочем, некоторые страны, где сохранился патриархальный и консервативный уклад жизни, принципиально отказались от такого подхода и сохранили традиционные виды одежды для мужчин и женщин. Более того, политический и экономический успех, например, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии возбудили интерес к исламской одежде. Это, в свою очередь, разбудило любопытство, а затем и любовь европейцев, в том числе россиян, к народной одежде своей страны и своего региона. Ведь одежда, чтобы с ней не делали дизайнеры, стилисты и кутюрье, оказывает влияние на наше настроение, поведение, отношение к окружающему миру, помогает проявить свою индивидуальность и даже выразить свои убеждения. Не удивительно, что в нашей стране стало расти число авторских ателье и студий, где воссоздают национальную одежду. Среди них севастопольская студия «Мир славянского наряда», руководителя которой, Елену Иванникову мы попросили ответить на вопросы РОСЛЕНКОНОПЛЯ.

 

 

Елена, Вашей студии-ателье уже шесть лет. Год от года Вы создаете все более сложные и аутентичные славянские изделия.  А с чего все началось и почему?

  

Крым – многонациональный регион. В том числе здесь проживают представители мусульманского вероисповедания, многие из которых носят свою исламскую одежду. И тогда я задумалась, почему у меня и моих знакомых нет такой привычки. Почему мы не носим и не любим свою национальную одежду? Почему мы так равнодушно относимся к своим натуральным тканям из конопли и льна? Почему мы едем в Турцию за качественной одеждой? Почему мы поднимаем экономику другой страны, тогда, когда перед нами на государственном уровне стоит задача импортозамещения. Походила по магазинам и обнаружила, что ни платьев, ни рубашек в славянском стиле нет.

Увы, мы очень легко впустили в свою культуру чужие ценности, чужую моду, чужой досуг. Мы хорошо разбираемся в чужой истории и не знаем свою. А если задуматься, то можно легко найти подтверждение того, что культура нашего национального наряда, русской одежды, намного старше арабского и турецкого платья.

Мы носим одежду с надписями на английском языке, перевод которых не всегда носит рамки цензуры, а не с национальными обережными вышивками.  К большому сожалению, современная женщина все больше "вытесняет" мужчину. И мы в основном видим бизнес - вумен в мужском брючном костюме. Наша молодежь больше ориентируется на западную моду, а национальная русская одежда им непонятна. Поэтому молодые женщины часто одеты в брючный костюм, а то и в джинсы дырявые, рваные, в одежду, унижающую человека. 

Эти выводы и подтолкнули меня к созданию ателье, где можно создать образы женственности, целомудрия, гармонии, и чтобы наши женщины, как и раньше, стремились и могли вышивать, шить и ткань. Поэтому для желающих  мы проводим занятия.  

 

 

Возможно, есть какие-то нюансы, но колоритный фольклорный текстиль  выпускается  предприятиями народных промыслов. И он не был в дефиците последние годы.

 

Мы создаем не театрализованную одежду, а будничную и праздничную, которую можно носить как любое другое современное изделие.  Поэтому при создании модели ее конструировании меня всегда в первую очередь интересует вопрос: «Насколько удобно в такой одежде  в повседневной жизни ощущает себя человек? Не мешают ли ему длинные полы, широкие рукава? И потом мы не делаем реплики. У нас собственный крой и декоративное оформление.

 

А почему Вы не используете готовое решение? Ведь реплика экономит время?

 

Когда мы говорим об исторических репликах, то главной установкой их производства часто является экономия. Причем в индустрии моды под историческими репликами часто выходят изделия с приставкой «самый»: самое дешевое сырье, самый дешевый материал,  самая быстрая технология изготовления, самая дешевая рабочая сила. В итоге это приводит к тому, что «репликанты» не хотят, а иногда и не способны заметить  огрехи, например, неровный шов, торчащие нитки, плохо посаженный крой, списывая это на фольклорный типаж ...

У нас принципиально другой подход, ведь «Мир славянского наряда»  - не фабрика, ателье индивидуального пошива, пусть даже и работающего для удаленного клиента через Интернет.

 

 

А если конкретнее?

 

Я стараюсь пошить мои изделия профессионально, соблюдая все требования к типовой одежде, без скидок на старинность. Кроме того, изделия нашего ателье лишь похожи на копии. На самом деле я разрабатываю новые коллекционные модели, в которых задействован целый кладезь культуры нашей необъятной России. Для этого я изучаю историческое наследие русского костюма, а также его особенности, характерные для Крыма. Все же климат у нас отличается от центральных районов страны

 

А какое изделие было первым?

 

Мне захотелось сшить  мужу удобную рубашку из натуральной ткани и  вышить на ней оберег, который сохранит ему жизнь на войне и чтобы он здоровыми невредимым вернулся домой. Ведь мой муж российский офицер. Затем я стала шить женскую одежду,   подчёркивающую статность наших женщин, вплести в декор моделей белорусские, русские, украинские орнаменты обережной вышивки.

Сначала научилась шить и вышивать сама, потом научила швей, пригласила опытных портных. Купили и освоили вышивальную машину. Теперь можем вышить любой дизайн, по заказу клиента.  Заказы мы принимаем очно и дистанционно: через приложения сети Viber  и WhatsApp. Причем у нас своя система снятия мерок, чтобы точно попасть в размеры клиента. Недавно занялись народным костюмом и уже есть успехи. Есть цех по массовому пошиву одежды, так что можем принимать оптовые заказы.

 

 

Сегодня уже немало производителей одежды с традиционной славянской вышивкой и кроем. А что характерно для крымской одежды?

 

Одна из популярных моделей – наряд с широкими рукавами и  длина миди из льняной ткани. Для Крыма -  это незаменимая вещь, которая дает чувство свободы и не сковывает движения. К тому же у нас в Крыму очень жарко летом. А лен обеспечивает комфорт: он не даёт размножаться бактериям, в жару в нем прохладно, а в холод - тепло. Кроме того, широкие рукава - это не только красиво, в этом элементе скрыт глубокий сакральный смысл взаимодействия Мира ЗНАНИЯ и ЭНЕРГИИ человека.  е Знания, это взаимодействие  Энергии с человеком.

 

Кто делает тканые пояса и очелья? С кем-то сотрудничаете, покупаете готовые или ткете сами?

 

Я их делаю сама. Изучаю старинные книги с вышивками, интересуюсь нашим историческим национальным русским костюмом.

 

 

Кто он -  Ваш покупатель? И как часто лично Вы видите свои изделия на улицах Севастополя, Симферополя, других городов Крыма?

 

Свои изделия на улице я вижу не так часто, как хотелось бы. Народ ещё не проснулся. Его нужно тормошить, особенно молодых. Чаще всего мои изделия из натуральных тканей с вышивкой покупают лица среднего и старшего возраста. Как крымчане, так и отдыхающие из других регионов России. Есть и постоянные клиенты, которые увлечены одеждой из конопли, льна, крапивы и даже эвкалипта.

Но дело же, не только в продажах. Ателье «Мир славянского наряда» -  это проект создания новой – старой  традиционной одежды, "возвращения" утраченных традиций прошлого, сохранения исторического наследия нашей страны.  А встретить нас можно на городских праздниках, региональных фестивалях и в Интернет-сети. Я с удовольствием отвечу на вопросы  и предложения. Жду их на свою почту:  Иванниковаivannikova327102@yandex.ru


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ:
Состав заказа 0 товаров на сумму: 0 руб.:

Форма заказа