Факты и цифры

О стратегических мерах по восстановлению и реновации льняного комплекса России

17.02.2018 - 1986 просмотров
Автор: В.П. Иванов

 

О стратегических мерах по восстановлению и реновации

льняного комплекса России

 

Выступление председателя попечительского совета Межрегионального общественного фонда «Льняной союз»

В.П. Иванова на сессии Российского инвестиционного форума по теме «Реновация льняного комплекса России»,

г. Сочи, 16 февраля 2018 года

 

 

 

 

Добрый день, уважаемый Виктор Леонидович!

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Очевидно, убеждать здесь кого-либо в исключительном значении льна для российского развития вряд ли необходимо.

Достаточно указать на серьёзную озабоченность Президента Российской Федерации В.В. Путина состоянием льноводства и переработки льна в стране.

 

 

Политическая воля Главы государства представлена в его неоднократных поручениях о  мерах государственной поддержки льняной отрасли  – особенно трёх последних Пр-79 от 20.01.2016г., Пр-1659 от 23.08.2016г., Пр-1776 от 8.09.2017г.

Вне всяких сомнений, Президент, ставя сегодня сверхзадачу рывка однозначно требует от правительства, регионов и общества в целом особого льняного рывка.

Из этого и надо исходить.

Почти как в народной мудрости: «За лен держись – обеспечишь жизнь».

Тем более, что инвестиционный потенциал российского льна – колоссальный.

 

 

На слайде 3 представлены подсчёты Министерства сельского РФ, согласно которым сегодня выручка с гектара льна в России ровно в 4 раза меньше, чем во Франции, 78 тысяч рублей против 313 тысяч.

Сегодня имеются все возможности, чтобы в течение нескольких лет сократить этот разрыв до 2-х, что позволит только на грамотной выработке длинного качественного льноволокна получать среднюю рентабельность не в 5 – 10 %, а 120 %.

Тем самым, мы сделаем льняное дело высокорентабельным и прибыльным.

Основные резервы лежат в правильной организации льноводства.

 

 

В этой связи хотел бы предложить четыре ключевых методологических принципа, которые предопределяют успех в осуществлении льняного рывка. Без реализации этих принципов, считаю, мы не переломим действующие негативные тренды в данной сфере.

Первый принцип. Адекватный масштаб амбиций – в нашем случае нацеленность на достижение Россией мировой монополии по льну.

 

СЛАЙД 5

 

Это обусловлено тем фактом, что в мире только российское Нечерноземье имеет уникальные природно-климатические условия для успешной культивации льна и свободные земли. 80 % пахотных земель мира, подходящих по специфике почвы, температурным режимам, продолжительности летних дней, влажности, фактору обильных утренних рос - находятся именно в России.

 

Рынок же натурального и уникального по своим прядильным, медико-гигиеническим и химико-физическим свойствам льноволокна потенциально безграничен. Поэтому надо ставить задачу за 20 лет восстановить абсолютную мировую монополию России на лён и с нынешних жалких 50 тысяч га посевов выйти на достигнутый ещё в 1936 года исторический максимум в 2,15 млн га, что, безусловно, выступит катализатором мирового рынка, создаст мультипликативный эффект и позволит утроить мировой рынок льна до 20 млрд евро и стать на нём главным игроком. А к 2025 году у нас есть все шансы выйти на 1 млн га льна. В противном случае очевиден продолжающийся эффект шагреневой кожи по сжатию посевных площадей под лён.

 

Второй принцип.

Лён может и должен стать ключом к подъёму и реконструкции Нечерноземья – а это минимум 32 субъекта Федерации, расположенных на территории пяти федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский и Сибирский), с населением около 60 млн человек и площадью более 3 млн кв. км.

 

Особая значимость Нечерноземья также и в том, что это земли культурно-исторической идентичности русского народа.

Стартап льняной отрасли обеспечит уверенный подъём Нечерноземья через следующие результаты:

 

- развитие деловой активности и достойная занятость на селе, что обеспечит улучшение  демографической ситуации в Нечерноземье;

- возвращение в оборот необрабатываемых пахотных земель - а их сегодня от 30 до 50 % в каждом субъекте Нечерноземья, всего не менее 10 млн га;

- восстановление структуры посевов на новой агротехнологической платформе вокруг льна, включающей в обязательном порядке три базовых направления – сам лён-долгунец, кормовые культуры и овощи;

- введение единых стандартов минимально необходимой инфраструктуры муниципального района в Российской Федерации, обеспечивающих доступность социально-культурных, транспортных и иных базовых услуг для населения.

 

Политическая значимость развития Нечерноземья ещё полвека назад была ярко артикулирована Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.03.1974 N 206 «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР».

Реновация льняной отрасли могла бы стать новым этапом в обустройстве Нечерноземья. К слову, в целях морального поощрения наиболее успешных работников в тот исторический период была учреждена знаковая госнаграда - Медаль «За преобразование Нечерноземья РСФСР», которой было награждено порядка 25 тысяч тружеников.

 

Третий принцип организации льняного рывка – работать со всей отраслью как единым комплексом в формате новых национальных индустрий. Отраслевая системность здесь критически важна. Отдельными разрозненными мерами мы рискуем в очередной раз впустую протрубить, потратить немалые средства и опять оказаться без льноволокна.

Напомню, коллеги, формат комплексного отраслевого развития был ликвидирован в Перестройку с принятием Закона СССР от 30.06.1987г. «О государственном предприятии (объединении)».

 

Этот акт постулировал отдельное предприятие, цитирую, «основным звеном единого народнохозяйственного комплекса», - и по сути раздробил отрасли на молекулярном уровне на отдельные изолированные от общеотраслевых задач предприятия.

 

Так же, как мы говорим о топливно-энергетическом комплексе, не разделяя на существующие отдельно друг от друга добычу, транспортировку и переработку нефти и газа. В ТЭКе единый комплекс и в льняной отрасли должен быть единый комплекс от сырья до тканей, целлюлоз, углеволокна и биокомпозитов. Поэтому сегодня мы должны говорить не просто о мерах по поддержке льноводства и промышленности по переработке льноволокна, а о едином национальном льняном комплексе, единой новой индустрии льна.  В своё время мне пришлось собирать разрозненные по всей стране предприятия под единую задачу создания систем противовоздушной обороны – и именно такой подход принёс общепризнанный успех в виде концерна «Алмаз-Антей».

 

Наконец, четвёртый принцип.

Для успеха в реновации льна критически необходим форсированный перевод отрасли на новую агротехнологическую платформу. Императив тут очевиден.

На старых советских или механически заимствованных зарубежных технологиях выращиваниях и переработки льна мы с места не сдвинемся и не выполним поставленную Президентом задачу. Самый очевидный момент в нашей агротехнологической отсталости то, что мы по инерции продолжаем выращивать лён одновременно на льноволокно и семена. В итоге теряем и то, и другое. А необходимо переходить на дифференцированную технологию. Причём, надо идти по пути цифровизации льна, и новую агротехнологию надо завязать в единую цифровую платформу. В настоящее время Межрегиональный общественный фонд «Льняной союз» организовал разработку такой цифровой платформы.

 

В связи с вышеизложенным и на основе представленных мною 4-х принципах представляется целесообразным в ближайший год осуществить следующие стратегические меры реновации льняной отрасли:

 

Провести в августе 2018 года первый международный Фестиваль льна в одном из субъектов Федерации Нечернозёмной экономической зоны,

Утвердить на президиуме Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам приоритетный проект «Новая индустрия льна в Российской Федерации».


Все новости
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: