Факты и цифры

Кружево на показ

30.03.2016 - 3256 просмотров

В последнюю пятницу марта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства  (ВМДПНИ) открылась выставка «Кружево* на показ».

 

 

 

 

 

            

                     На открытии выставки

 

                                                                                                 

                               

Если сравнивать с коллекциями кружевных изделий ведущих отечественных музеев, в том числе Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея в Москве, Музея кружева в Вологде, музея "Вятские народные художественные промыслы", выставка небольшая.

 

Однако не в размерах суть. Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства на площади 600 кв. м удалось собрать и представить более 300 произведений русского и западноевропейского искусства  ХVIII - XXI веков из собственной коллекции и собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея-заповедника «Царицино», Московского музея-усадьбы «Останкино», «Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени», Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля,  галереи «Три века», «Alexander Vassiliev foundation».

 

Экспонаты от первых образцов металлического кружева  для костюмов высшей знати до  инсталляции коклюшечного искусства в духе «готического шика» современных дизайнеров позволяют проследить развитие этого вида декоративно-прикладного искусства в нашей стране, увидеть его генетическую связь с итальянским, французским, бельгийским и голландским кружевоплетением, а самое главное, оценить  современные возможности старинного промысла.  Кружево вновь становится модным и возвращается в обиход. Поэтому выставка «Кружево на показ» интересна не только историкам, в том числе историкам моды, но технологам по текстилю и всем, кто профессионально или для души  увлекается дизайном ткани,  одежды, обуви, предметов интерьера.

 

История кружева

запечатлена на картинах К.П. Брюлова, Н.И. Аргунова, В.Г. Худякова, Н.Н. Ге, Г.С. Седова, Ю.И. Пименова, В.А. Тропинина.  

 

              

Кружева на одежде генерал-кригскомиссара бригадирского
ранга, Россия, 1760-е г.
г. Москва, музей усадьба Останкино
Портрет графа М.Б. Шереметьева,
середина ХVIII века
г. Москва, музей-усадьба Останкино, холст, масло
 
Н.Н. Ге, Портрет Варвары Александровны Кочубей
Государственная Третьяковская галерея,  холст, масло, 1874 г.

 

 

В России производить кружево начали в первой четверти ХVII века, в царских мастерских. До этого кружево привозили из Европы. После введения в обиход  Петром I западноевропейского костюма  кружевоплетение стало широко распространяться в монастырских и помещичьих усадьбах. В ХVIII веке кружево вызывающе дорого и помпезно. Обладать им  – исключительное право представителей царских фамилий, дворянского класса, церковного духовенства, высших военных и дипломатических чинов. Кружевами обильно украшалась как мужская, так и женская одежда. Основным материалом служило пряденое золото или серебро (шелковая или льняная нить обматывалась тонкой металлической проволочкой – канителью или волочейкой). Для удешевления изделия использовали позолоченную или серебряную медь. Серебряное кружево до конца XIX использовалось в одежде купцов, мишурное (медное) - крестьян. Золотное кружево использовалось для церковных нужд. Позднее в обиход вошло чисто льняное  и шелковое кружево.

 

   В.А. Тропинин, Кружевница
   Государственная Третьяковская
   галерея,1823 г.(холст, масло)
  
  Верещагин В.П. «Кружевница»
  Омский областной музей изобразительных
  искусств имени М.А. Врубеля (холст, масло)

 

                    Аргунов Н.И. Портрет
                     С.И. Вишняковой
                    Государственная Третьяковская
                    галерея, холст, масло, 1821 г.
    
   
      

 

      
 
                        Образцы кружева, выполненные мастерами
                         Мариинской школы,  основанной
                         С.А. Давыдовой в Санкт-Петербурге в 1883 г.
 

 

             Ягодников А.И.
            Портрет Лихачевой с сыном Василием,
           Государственная Третьяковская галерея,
           холст, масло

Брюллов К.П. Портрет Марии Ивановны Алексеевой
Государственная Третьяковская галерея,
1837-1840, холст, масло

 

 

 

Женский праздничный костюм,
Рязанская губерния
(Московский государственный
университет дизайна и технологии)

Кружево мерное, Рязанская губерния,
Михайловский уезд,  конец ХIХ в.
(нити хлопчатобумажные и льняные,  
плетение коклюшечное, техника численная)
Всероссийский музей
декоративно-прикладного
и народного искусства

 

Панно кружевное, Вологодская обл.,
начало ХХ в.
(нити льняные и золотные,
плетение коклюшечное,
техника счетная)

   

Фрагмент шарфа, Центральная Россия,
конец ХIХ в.,(нити льняные, плетение
коклюшечное), Всероссийский музей
декоративно- прикладного и
народного искусства

 

 

 

 

 

Фрагменты женского праздничного костюма.
Воронежская губерния, Бирючинский уезд,
конец ХIХ в. (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства)

 

 

Худяков В.Г Портрет неизвестной,
(холст, масло),1856 г.,
Государственная Третьяковская галерея

 

Седов Г.С.
Курская мещанка в старинном костюме
(холст, масло, 1871 г.)
Государственная Третьяковская галерея

 

 
Кружево мерное-край, Россия, вторая половина ХIХ в. (нити льняные, плетение коклюшечное, техника сцепная по тюлю, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства)

 


Фрагменты кружева черной шантильи, Бельгия, Брюссель, вторая половина ХIХ в. (нити хлопчатобумажные, машинное прядение, Московский музей-усадьба Останкино»)

 

Передник-запон  - деталь
женского городского костюма,
конец ХХ в. (лен, хлопок,
льняная и  х/б пряжа,
пуговицы перламутровые,
коклюшное плетение,
вышивка «крест»),
Всероссийский музей
декоративно-прикладного
и народного искусства

Костюм женский городской
(кофта, фартук), начало ХХ в.
(хлопок, кумач, китайка,
хлопчатобумажные, шелковые,
льняные нити, вышивка «крест»,
коклюшечное кружево),
Фонд Александра Васильева

 

Для изготовления кружева в России в основном использовали коклюшки. Причем в каждой губернии они имели свою собственную форму и размер

 

Коклюшки России ХVIII - XXI веков (Вятки, Рязани, Новгорода, Москвы, Костромы, Вологды, Твери) и Шпыльки -деревянные иглы дикой груши, используемые вместо булавок при креплении кружева.
Из книги «Русское кружево. Узоры и сколки», Спб., 19909 г, под ред. С.А. Давыдовой
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

 

 

Кружево мерное-прошива. Вологда,
начало ХХ в.
(нити льняные, плетение коклюшечное,
техника многопарная),
Всероссийский музей
декоративно-прикладного и
народного искусства)

Кружево мерное-край, Рязанская губерния,
Михайловский уезд, начало ХХ в.
(нити льняные, плетение коклюшечное,
техника многопарная),
Всероссийский музей
декоративно-прикладного
и народного искусства)

Кружево мерное-прошива,
Нижегородская губерния, Балахна,
конец ХIХ в.(нити хлопчатобумажные,
плетение коклюшечное, техника многопарная),
Всероссийский музей
декоративно-прикладного
и народного искусства)

Салфетка с Василиском конец ХIХ в.
(нити льняные, плетение коклюшечное,
техника сцепная),
Всероссийский музей
декоративно-прикладного
и народного искусства)

 

Активное участие в развитии русского кружевоплетения принимала Софья Александровна Давыдова (урожденная фон-Гойер). Она изучала особенности кружевоплетения разных губерний Российской империи, при поддержке императрицы Марии Федоровны открыла в 1893 г. Мариинскую практическую школу кружевниц в Петербурге,  публиковала сколки (графические схемы и образцы кружева, сплетенного на коклюшках) издала двухтомник «Русское кружево и русские кружевницы» (С-Пб., 1909 г.), участвовала в организации кустарной выставки в Нижнем Новгороде, была  членом комитета по исследованию кустарной промышленности, почетным членом Совета конгресса женского труда в Чикаго, членом Ученого совета Министерства народного просвещения по техническому и профессиональному образованию.

 

 

Кружево в городском костюме 

В 1870-у годы в моду вошел дачный костюм в «русском стиле».    Кофту и передник шили из красной или синей хлопчатобумажной ткани, затем украшали вышивкой крестом, между частями которой вшивали прошивы из коклюшечного кружева, выполненного из суровых льняных нитей.

 

Предметом преимущественно женского костюма кружево становится в 1880-е годы. Целиком из кружева изготавливают летние пальто, жакеты, костюмы. Такую одежду носили состоятельные горожанки разных сословий вплоть до 1910 г. Изделия плели преимущественно сцепным способом в кружевных центрах – Вологде, Ельце Орловской губернии, Белеве Тульской губернии, Балахне Нижегородской. Для плетения использовали шелковые, хлопчатобумажные и льняные нити белого, натурального (серо-бежевого) и черного цветов. Сцепное российское кружево покорило Европу и стало называться русским гипюром, даже вызвав волну подражания во Франции (ведущий центр кружевоплетения Западной Европы).

 

Узоры для вышивки такой одежды вместе со своей  продукцией распространяла парфюмерная фирма «Брокар и Ко». Поэтому узоры назывались «брокаровскими»

 

 Вечерние и чайные платья эпохи модерна

 

 

Воротник, Центральная Россия,
конец ХIХ в.
(нити льняные, плетение коклюшечное,
техника сцепная, вышивка иглой по сетке)
 
Косынка, Пензенская губерния,
Первая половина ХIХ в .
(нити хлопчатобумажные, шелковые,
тюль, кружево игольное, вышивка по тюлю)
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

 

Пальто кружевное, Россия,
конец ХIХ в.
(шелковая нить, коклюшечное кружево)
Всероссийский музей
декоративно-прикладного и
народного искусства)
 
Костюм женский (жакет, юбка),
С-Пб. Начало ХХ в.
(льняная нить, коклюшечное плетение)
Всероссийский музей
декоративно-прикладного
и народного искусства

 

Жакет женский кружевной,
Центральная Россия, конец ХIХ в.
(лен, плетение коклюшечное, техника сцепная)
Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства

 

Шаль, середина ХIХ в .
Черное кружево шантильи и
Волан на кринолин, середина ХIХ в.
(Фонд Александра Васильева)
 

Кружевное
вечернее манто, С-Пб,
начало ХХ века ,  черный панбархат,
вставки черного кружева,
вышивка бисером, блестками,
стеклярусом
(Фонд Александра Васильева)

 

Кружево мерное-край, Россия, вторая половина ХIХ в. (нити льняные, плетение коклюшечное, техника сцепная по тюлю, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства)

 

Фрагменты кружева черной шантильи, Бельгия, Брюссель, вторая половина ХIХ в. (нити хлопчатобумажные, машинное прядение, Московский музей-усадьба Останкино»)

 

Кружево мерное-прошиво,
Московская область, Подольский район, 1880-е,
Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства

 

 

 

Лиф, Франция, около 1870 г. (атлас с отделкой из черных панбархатных лент и кружева ручной работы), Фонд Александра Васильева                              

 

Цветные вклейки – литографии из журнала модной одежды «Bazar»,
Берлин,
1885-1889 гг.  Московский музей-усадьба Останкино»

 

 

Изысканность, чуственность стараются придать не только одежде , а всем предметам того времени:

Веер-plie «Кружевные цветы», Франция,
1900-е, (черепаха, тюль (белый и черный),
кружево машинно-ленточное, блестки,
аппликация, вышивка, инкрустация),
 ГБУК г. Москвы, Московский музей-усадьба Останкино»

Веер с тюлевым кружевом

 

  

 

Кстати, на выставке представлен Веер с экраном из французского кружева, кистью и вензелем «АТ» (А. Татищевой) из московского музея-усадьбы Останкино»

 

Шкатулка туалетная, Россия 1870-е г.
(палисандр, атлас, амальгированное стекло)
Московский музей-усадьба Останкино»

Веер, Франция

 

Кружево на нижнем женском белье:

На исходе ХIХ – в начале ХХ веков в истории нижнего белья происходит революция. Теперь это не только предмет гигиены и коррекции фигуры, но и женской моды. И кружево становится непременным атрибутом женской одежды, максимально придавая предметам дамского, и особенно интимного,  гардероба  чувственность...

 

 

(Сорочка женская, панталоны,  с кружевной отделкой, Россия, начало ХХ в. (х/б ткань, коклюшечное кружево, коллекция О. Берг)

 

Комплект женского белья состоял из панталон, дневной рубашки, корсетного лифа, 2-6 нижних юбок, чулок, подвязок к ним, подушечки для тунюра, и лишь потом надевались корсаж и верхнее платье или юбка.  Юбки должны были быть только белого цвета: цветное белье считалось неприличным. Просторные сорочки кроились из белого льняного или х/б полотна. В 1870-е г. она стала более приталенной, а  ее длина сократилась. К началу ХХ века сорочку шили простого, почти прямого покроя, с узкими плечиками, но отделанную кружевами. В 1890-х появились первые прототипы современного бюстгальтера, которые надевались поверх корсета.

 

 

 

                        Пеньюар, Москва, начало ХХ в. (шелк и машинное кружево), чепчик (шелк, тюль), Западная Европа, последняя четверть ХIХ в.  (Московский музей-усадьба Останкино»)  - женская одежда с кружевами для утреннего чтения
 
           Фильдеперсовые французские чулки и
           подвязки к ним с ажурными прошивками, кружевом и
           лентами (США, конец 1860-х, Фонд Александра Васильева)

                       

                                 

  Фотоминиатюра Жюля Ришара (Jules Richard)– стереопара, конец ХIХ в.: «Полуобнаженная на канапе» ,Мультимедиа Арт Музей, Москва

 

 В советскую эпоху, вплоть до 60-х годов,  кружево становится средством агитации и пропаганды. Аналогов кружева на социально-политические сюжеты в других странах нет – оно характерно только для СССР. Расцвет этого декоративно-прикладного искусства приходится на 1930-1950-е годы. Довоенные панно были небольшого размера, с темами, призывающими к строительству новой жизни.

 

           Салфетка кружевная, Россия,
           Рязань, 1930-е, (нити льняные,
           золотные, к

          Горина, панно «Буренушка», 1925-1930,
          Вологодский кружевной союз,
          Ивановская картель.
          (нить льняная, х/б)
          Всероссийский музей
          декоративно-прикладного
          и народного искусства
 
 
                         Панно  
 «Климент Ефремович Ворошилов",
      Елецкий союз кружевниц, 1931,
      (нити льяные, х/б, барахат, техника    
       многопарная)
       Всероссийский музей
       декоративно- прикладного и
        народного искусства
 
     

  

 

       Панно «Прежде и теперь», Елец,
      Профшкола кружевниц, 1933,
     (нити льяные, кружево коклюшечное, техника многопарная),
     Всероссийский музей декоративно-прикладного
     и народного искусства

 

                      Панно «День выборов», 1937

Скребкова, Панно «Дирижабли», Вологда,
1920-1930-е, х/б нити,
Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства

 

 

 

Крупные монументальные  и помпезные  кружевные панно на патриотическую  тему с архитектурной, военной  и государственной атрибутикой стали изготавливать после победы во Второй Мировой Войне.  Над их созданием трудились лучшие художники страны: Кораблева А.а., Гусева Н.Б, Ракчеева А.Н., Мамровская Г.Н, Ельфина В.Н, Веселова В.Д.

 

 

Занавес «Дом в Гори», Вологда,
артель кружевниц, 1952,
(нити льняные, плетение коклюшечное,
техника многопарная,
Всероссийский музей
декоративно-прикладного
и народного искусства)

 

Лукиных В.Д. Штора «Кремлевская башня»,
Кировская обл., Ильинская артель «Кружево»,
1940-е, (нити льняные, шелковые,
плетение коклюшечное, техника многопарная),
Всероссийский музей
декоративно-прикладного и
народного искусства)
Кораблева А.А., Занавес «Спутник, Вологда,
НИИХП, 1960, (нити льняные, плетение коклюшечное,
техника сцепная),
Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства)

 

 

 

Кораблева А.А. Занавес «Воссоединение Украины с Россией», Вологда, артель кружевниц, 1954, (нити льняные, золотные плетение коклюшечное, техника сцепная, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства)

 

 

  Гусева Н.К. фрагмент и занавес-панно
                                                              «Высотное здание», Киров, 1954,
                                                             (нить льняная, плетение коклюшечное,
                                                             техника многопарная),
                                                             Всероссийский музей
                                                             декоративно-прикладного и
                                                            народного искусства

 

 В конце 60-х в моду входит фольклорный стиль. Возникает направление сувенирных панно, а плетеное на коклюшках кружево становится одним из декоративных элементов модной женской одежды, в том числе созданной художниками Общесоюзного Дома моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком мосту.    

В 70-е годы прошлого века кружево вновь возвращает свое предназначение – украшать, подчеркивать женскую хрупкость, изящество и нежность.

 

Платья модных домов Франции и СССР 1960-1980х годов

 

Платье коктейльное из черного шелка с кружевом, 1959
За рубежом в это время  преимущественно используют машинное кружево: ансамбль  платье с жакетом, 1963, Лондон, Дом моды «Лидия» (Фонд Александра Васильева)

Левашова А.А. Платье «Белое с красным», Москва, 1960-е,(лен, лавсан, х/б нити, коклюшное плетение

 

 

 

Левашова А.А. Платье «Синее»,
                             Москва, 1967,
                             (лен, х/б нити, коклюшное плетение)

 

Кузнецова Т.И Платье «Малиновое»,
                            Москва, 1960-е, (лен, шерстяная нить,
                            металлические пуговицы,
                            коклюшное плетение)
                    Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

 

 

 

                        Молодежный комплект
                       (блуза, юбка, распашная юбка, жакет)
                         автор модели: Чернышева Г.А,
                         автор кружева Козлова Л.В.,
                         автор вышивки Симакина Н.В.,
                         конструктор Костицина Н.Н.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
                                                           
 

           Нарядный комплект (сарафан и навершник)
          авторы те же

 

                                     

 Кружево завоевывает подиумы мира, трансформируется в  принты и стилизованные рисунки на ткани, изделиях кожгалантереи, становится товаром  массового потребления. Оно даже повлияло на рисунки тканей.  На выставке представлены образцы таких принтов из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: «Вологодское кружево», «Горошек и кружево» (автор Жовтис Н.М, Москва, Шелковый комбинат им. Розы Люксембург, 1972), «Сарафан» (Балагурова Н.С, Большая Ивановская мануфактура, 1972).  

 

 

   Образцы кружевных воротников на платья (льняная и х/б нити,  1970-е годы)
 
«Горошек и кружево» (автор Жовтис Н.М,
Москва, Шелковый комбинат
им. Розы Люксембург, 1972

 

С середины 70-х годов кружево активно используется при изготовлении детской одежды для девочек.

 

 Возможности традиционной техники коклюшечного кружева  демонстрируют ультрасовременные работы Ольги Берг, выполненные в стиле «готического шика».

 

  

 

 
 

 

 Кружево удивляет, вдохновляет и вновь возвращается в повседвневную жизнь. Поэтому гости в кружевных нарядах на открытии выставки никого не смущали.

 

 

 

 

Выставка, которая продлится до конца ноября, проходит в рамках стратегической программы «Достояние России. Традиции для будущего», направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.  В  ее рамках состоятся спецпроекты, круглые столы и  перформансы, в том числе при участии современных кружевниц,  историка моды Александра Васильева, учебных ВУЗов, культурных центров при посольствах зарубежных стран в России, а также  Музея Виктории и Альберта (Лондон), Музея прикладного искусства (Вена)

 

 --------------------

*Кружево – ажурный материал с орнаментом и изображениями фигур, цветов, листьев, зверей, птиц, целых бытовых сцен, которые образуются в результате переплетения шелковых, хлопчатобумажных, золотных, пуховых и льняных нитей в виде различных орнаментов.

 

Различают численное и сколочное кружево. Численное кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Сколочное кружево («парное» и «сцепное» делается по «сколку» — рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями образующими.

 

В «парном» кружеве узор и фон плетутся одновременно. В «сцепном» - основные элементы узора выполняются в виде тесёмки, или вилюшки и соединяются между собой (с помощью крючка) нитями «сцепками» или «решётками»). В «парном» кружеве преобладают геометрические узоры,  в «сцепном» - растительные.

Источник: http://dic.academic.ru


Все новости
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: