Факты и цифры

Возрождение российской льняной отрасли

13.11.2020 - 661 просмотр

Константин Клюка, основатель и владелец ООО «РУССКИЙ ЛЁН», член генерального совета «Деловой России», вошедший в топ 100 молодых экономических лидеров России,  12 ноября  представил проект* «Возрождение российской льняной отрасли» на панельной сессии «Go Global. Сильные идеи на экспорт» форума Агентства стратегических инициатив и фонда «Росконгресс» «Сильные идеи для нового времени».

 

  

 

«Деловая Россия» выступила соорганизатором сессии. Модерировали дискуссию вице-президент и руководитель исполкома бизнес-объединения Нонна Каграманян и руководитель офиса международных связей АСИ Антон Москаленков.

 

Предоставляя слово докладчику, Антон Москаленко отметил, что на протяжении столетий Россия была экспортером меха, меда, пеньки и льна в Европу. Сегодня лён вновь актуален и привлекает внимание зарубежных партнеров.

 

Константин Олегович, согласившись с тем, что небольшие производители льняной продукции востребованы сегодня в «бутиковом формате» в странах ЕС, сказал, что лён имеет значительно больший потенциал и обосновал свою позицию по возрождению льняной отрасли в России тремя ключевыми тезисами.

 

Первый - исторический базируется на том, что лён - исконно российская культура. Лён был широко востребован в советское время, в Российской империи, и даже, как подтверждают свидетельства, во времена Ивана Грозного. При этом до начала нынешнего века российский лен занимал 65% мирового рынка льна, а сегодня - 0,5%. Также говоря о льне, не стоит забывать о технической конопле. Поэтому правильнее нужно говорить о лубяных культурах России, которые хорошо подходят для природно-климатических условий нашей страны.

 

Сегодня историческая цепочка разорвана. Лён на своей территории, с использованием своей техники выращивают европейские страны – Франция, Бельгия, Голландия. Восточно-Азиатские страны, в том числе Китай и Индонезия перерабатывают волокно по различным технологиям. Конечная же продукция – ткани используются в Европе, например, такими известными фирмами, как ZARA и IKEA.

 

Второй тезис заключается в том, что, говоря про глобальные тренды, нужно отметить не только сегмент индустрии моды, но устойчивое развитие и осознанное потребление. Поэтому во всем мире растет интерес к натуральным волокнам. В нашей стране есть отдельные, очень небольшие регионы, где делаются попытки выращивать хлопок. Но его урожай не может покрыть потребность России в натуральном волокне. Поэтому лён – основное сырье, которое может дать экологически чистые натуральные волокна в достаточном количестве в рамках глобальных трендов.

 

Третий тезис – мультиотраслевое использование льна. Лен - это не только ткани, но и нетканые материалы. Последние - сфера медицины (вата, ушные палочки, подгузники), строительной индустрии, высокотехнологичных продуктов композитной индустрии для авиа- и автомобилестроения. Такие материалы облегчают конструкцию, не ухудшая прочностных характеристик. Доказана четкая связь: чем легче конструкция, тем меньше энергозатраты, ниже выбросы СО2 и других вредных веществ, что также соответствует тренду устойчивого развития. Нужно учитывать применение льна как целлюлозного сырья в оборонно-промышленном комплексе. Сегодня же для этих целей используется хлопковая целлюлоза импортного происхождения. Можно также вспомнить, что лён используется для изготовления особо ценных, с высокой степенью защиты денежных банкнот и документов. Все это свидетельствует о том, что уникальная культура лён – не локальная, а глобальная продукция.

 

 

Льняная отрасль, отметил руководитель ООО «Русский лён», сегодня находится на этапе восстановления. В этой работе, в которой участвует Минсельхоз, Минпромторг и другие ведомства правительства РФ, активно действует и компания «Русский Лён». Но сегодня требуется развитие потребления льна внутри страны и создание, вернее возрождение на международной арене бренда «Российский лён». Сегодня бренд «Белорусский лен» всем известен. «Российский лен» никто не знает, хотя наша страна всегда была лидером в этом сегменте. К. Клюка завершил презентацию словами: «Нужно исправить историческую несправедливость и вернуться в число лидеров льняной индустрии».

 

Комментируя выступления докладчика, Нонна Каграманян напомнила, что два года назад случился перелом и объем экспорта продукции АПК превысил объем экспорта продукции ОПК. «И нужно поддерживать подобного рода проекты, потому что возрождение такой отрасли. Это и гордость за страну, и продовольственная безопасность, и демонстрация наших возможностей в несырьевом экспорте».

 

Антон Москаленко резюмировал, что сегодня нужны определенные маркетинговые вложения. Для этого надо понять, как в решении этого вопроса могут помочь существующие институты развития - Российский экспортный центр, Московский экспортный центр, деловые объединения, государство, а где должны самоорганизоваться производители? Модератор задал вопросы: «Была ли попытка объединения участников отрасли и делается она сейчас?».

 

Константин Клюка подчеркнул, что сегодня принято и действует много системных решений и инструментов поддержки, в том числе выставочной деятельности, а также недавно принятая программа Минпромторга поддержки предприятий текстильной промышленности, использующих лён. Есть соответствующая поддержка выращивания льна Минсельхозом. Однако хотелось бы, чтобы эти программы дополнялись и насыщались финансово. Например, на строительство детского сада государство «выделяет 150 млн. рублей, а на всю льняную индустрию - 250 млн. рублей. Это не сопоставимые уровни, к тому же «на такие средства мало что успешного сделаешь».

 

Что касается объединения, то при участии Константина Клюки создан Союз производителей и переработчиков лубяных культур - РУСЛЕНКОНОПЛЯ, председателем которого он является. Союз объединил ключевых игроков отрасли, был поддержан МСХ РФ, прошел согласование Минюста и налоговых органов и открыт для других производителей лубоволокнистой продукции.

 

Из инструментов продвижения, которых вполне достаточно, основатель компании «Русский Лён», отметил наиболее действенную форму, когда российский продукт своим примером продвигают руководители страны.

 

Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России, бизнес-посол организации Деловая Россия в Монако Дмитрий Панов для продвижения отечественной льняной продукции предложил воспользоваться доброжелательными отношениями с бизнес-партнерами княжества Монако, где регулярно проходит The Monte-Carlo Fashion Week. В качестве успешного примера Д. Панов рассказал о визите Чрезвычайного и Полномочного Посла Монако в Российской Федерации, на завод «Красная нить» в С-Петербурге. Ее Превосходительство госпожа Мирей Петтити была настолько восхищена качеством линии детской одежды из натуральных материалов, что предложила выкупить всю коллекцию.

 

Павел Шинский, генеральный директор Франко-Россиской ТПП, обсуждая Проект сказал: «Мы говорим о зеленой экономике, эко-продукции и лён вписывается в эти форматы на все 100%. Кроме того, есть исторические примеры таких прорывов. Во Франции Наполеон поставил производство льна на промышленную основу, когда возникли трудности с экспортом хлопка из Индии и Египта. Сейчас Франция выращивает лён, но обрабатывают волокно другие страны. А мы способны выращивать и перерабатывать лён или тоже вынуждены будем отдавать его итальянским мастерам?».

 

 «Франция – мировой лидер по выращиванию льна-долгунца и производству льноволокна, - ответил Константин Олегович, - Не случайно я и специалисты нашей компании ездили во Францию для обмена опытом. Именно там мы услышали, что французы используют российские разработки и технологии. Причем французские специалисты очень удивлялись, почему в российской льняной отрасли произошла такая разруха. Но я считаю, что мы можем восстановить всю цепочку внутри России. У нас есть уникальный текстильный регион - Ивановская область, где есть знания, опыт, научные наработки, есть кадры и желание восстановить производство, сохранились комбинаты». К. Клюка также упомянул Вологодскую область, где действовало предприятие «Вологодский лён» и при содействии АФК система планируется возродить льноводство в регионе.

 

Председатель Союза РЛК отметил, что успех закладывается в поле и «если в поле не получены определенные результаты, не используются уникальные агротехнологии, аналогично тем, как во Франции, то на последующих этапах передела сырья нужного уровня добавочной стоимости продукта не получить». Тем не менее, Россия способна выстроить всю цепочку. Идет системная работа по модернизации сельского хозяйства, отрасль поддерживают, но нужно немного терпения и времени: в сельском хозяйстве не бывает быстрых результатов. О них можно будет говорить через пять лет, считает руководитель компании «Русский Лён».

 

Владимир Иванович Падалко, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ предложил для продвижения отечественной продукции одеть в льняные костюмы всех членов Деловой России. Он также предупредил о давлении на компанию «Русский лён» и участников Союза, как только наши производители выйдут на внешний рынок: «Все российские производители, кто производит что новое и «вкусное», попадают в сито. Будут предлагать эксклюзив на все страны мира. К таким предложениям нужно относиться чрезвычайно осторожно».

 

Нонна Каграманян, завершая обсуждение Проекта, представленного К. Клюкой процитировала слова Председателя Организационного комитета, Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Андрея Белоусова: «Нам очень важно сейчас закладывать смыслы и идеи на ближайшее время, десятилетия. Выходя на экспорт, они могут сформировать новый образ страны в глобальном мире».

 

--------

*Проект – один из победителей конкурса, на крауд-платформу которого поступило 15 тысяч бизнес-заявок.


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: