Факты и цифры

О конкуренции на рынке конопли

14.08.2018 - 951 просмотр

Сотрудники школы бизнеса Университета Колорадо (Лидс) изучили данные системы контроля продаж и запасов марихуаны штата Колорадо, сравнили их с количеством лицензированных розничных  торговых центров и установили индекс Херфиндаля-Хиршмана (The Herfindahl-Hirschman Index, HHI)* конопляной отрасли.  

 

В зависимости от величины HHI, рынки подразделяют на три типа:

 

- Неконцентрированный (HHI ниже 1500)

- Умеренно концентрированный (HHI от 1500 до 2500)

- Высокая концентрация (HHI выше 2500)

 

На высококонцентрированных рынках обычно доминирует небольшая группа компаний. Для такого сегмента характерно антиконкурентное поведение участников (фиксация цен, сговор, затрудненный вход в бизнес новых игроков). Типичный пример -  авиастроительный бизнес (индекс = 3287), на котором участвуют всего четыре компании, занимающие 80% рынка США. Высокий индекс (2897) также характерен для табачных компаний.

 

Неконцентрированный рынок, как правило, очень конкурентный, заполненный множеством мелких игроков, не обладающих доминирующей силой, что позволяет  войти на рынок новым компаниям. К этому типу относится сектор розничной торговли коноплей (HHI = 101) в штате Колорадо, 80% рынка которого представлен 364 предприятиями. Однако, по мнению  экспертов, в ближайшее время на фоне реформирования в Вашингтоне торговли коноплей, в Колорадо усилятся как инвестиции в сегмент рынка, так и процесс консолидации, как это наблюдалось в Канаде. Причем лидеры отрасли - концерны Aurora Cannabis и Canopy Growth - стали использовать свою финансовую мощь для того, чтобы вытеснить с рынка мелких игроков. 

 

Впрочем, хотя участники рынка могут понести некоторые потери, консолидация приведет к позитивным изменениям для потребителя и сделает рынок более организованным. В частности, это поможет с помощью налогов регулировать цену и объем рынка марихуаны. Для сведения, в Канаде, где  формирование конопляного рынка началаось раньше, чем в США,  общий оборот канадского рынка марихуаны к 2025 году может достичь почти шести млрд долларов.

 

Адам Оренс (партнер-учредитель Marijuana Policy Group) считает, что: консолидация «приносит лучшие продукты и услуги по более выгодным ценам». «Предприниматели также будут более законопослушными, и в силу приобретенного опыта, обладать большим профессионализмом. Величина прибыли напрямую зависит от  конкуренции между производителями. И те, кто только начали заниматься  продажами на рынке, стремятся разделить уже существующую на рынке прибыль.  Покупатели же, в свою очередь, стараются приобретать товар по низкой цене. Все это способствует уничтожению черного рынка каннабиса. Этой же точки зрения придерживается бывший председатель Комиссии ФРГ по делам монополий  Юстус Хаукап (Justus Haucap, ныне профессор экономики Дюссельдорфского университета имени Генриха Гейне).

 

--------------------  

*HHI -  показатель, которым измеряют уровень конкуренции и консолидации в бизнес- секторе, и который является общепринятой метрикой, используемой Министерством юстиции США и Федеральной торговой комиссией для определения последствий слияний и поглощений в отрасли.

 

По материалам издания «Deutsche Welle» и Эли МакВей, аналитического эксперта издания   Marijuana Business Daily

Получить дополнительную информацию elim@MJBizDaily.com 


Еще статьи
Сообщить об ошибке



Подписка на новости
Оформить заказ: