Радужные перспективы льна
27.11.2018 - 1460 просмотровУделять пристальное внимание развитию льноводства в новейшей истории нашей страны стали с августа 2016 года, когда Президент РФ, В.В. Путин дал Поручение развивать эту отрасль. Но сообща и усиленно налаживать работу смежников, формировать льняные кластеры, усиливать государственную финансовую помощь предприятиям льняной индустрии МСХ РФ и Минпромторга РФ начали прошлой осенью. И вот, к сожалению, не понимая разницы между календарным годом и аграрным, ивановское издание «Текстильные новости» на излете ноября представило статью с ярким, почти сказочным заголовком «Радужные перспективы льноводства в России отнюдь не преувеличены».
Смысл и самого материала, и время его публикации – понятны. Прошел год с момента организации межрегионального кластера, государство усиленно вкладывало средства и в льноводство, и в развитие легкой промышленности. Теперь нужно оправдать траты народных денег и предъявить результаты, о которых, скорее всего, скажут, на V Всероссийском форуме лёгкой промышленности. Хотя бы, мельком...
При всей положительной мотивации создания статьи, автор допустил достаточно неточностей и ошибок. А недостоверная информация хуже, чем ложь, поскольку мешает понять, где скрываются проблемы. При нынешнем же состоянии льняной индустрии следует поступать жестко, как хирурги поступают с гангреной.
Какие же положения статьи смущают особенно сильно? Начнем с того, что в Ивановской области почти нет льноводства – 0,4 тыс. га – капля в российском льняном клине. Поэтому нужно говорить не о лидерстве одной области, а о сотрудничестве с тверскими и смоленскими АПК. К сожалению, об этой важнейшей стороне развития отечественного льноводства автор ничего не говорит. Зато утверждает, что «Иваново – одна из четырёх (в мире!) технических баз, производящая оборудование по переработке». На самом деле, в Иваново нет производств, где делают станки для мокрого либо сухого прядения льна. Кстати, активная ссылка в статье тоже уводит на страницу, где присутствуют швейные предприятия и швейное оборудование.
Справедливости ради, стоит сказать, что в Ивановской области есть малое предприятие - ОАО "Завод им. Г.К. Королева", выпускающий технологическое оборудование для первичной обработки льна и шерсти, а также клуппы для красильно-отделочного производства.
Отдельные фрагменты текста просто вызывают недоумение:
В Смоленске есть «Смоленский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», который включен в состав Тверского ФНЦЛК. Институт сохранил лучший семенной фонд российских культур. Область имеет большой фонд угодий для быстрого увеличения площадей посевов и лучшую результативность, до 5 тонн с гектара. Для сравнения в Бельгии это 7-8 тонн, а в среднем по России 3-3,5.
Эта информация не соответствует действительности: Смоленский НИИСХ специализируется на животноводстве и земледелии, а льном не занимается. Это гордость и забота "Опытной станции им. Энгельгарта", которая и вошла в Федеральный научный центр лубяных культур (ФНЦЛК).
В Твери самая большая площадь сельхозугодий, позволяющая достичь быстрого увеличения посевных площадей.
Это верно…. Только нужно учесть, что по итогам 2017 года Тверская область попала в список регионов, где плохо идет возврат земель в сельхозоборот. Кроме того, по данным МСХ РФ больше всего льна в 2018 году было посеяно в Омской области (4,8 тыс.га). Тверь же в нынешнем сезоне заняла второе место, а в прошлом даже не вошла в тройку лидеров.
Там же (в Тверской области – ред.) создан Федеральный научный центр лубяных культур. В распоряжении ФНЦЛК уже сейчас 24,7 тысяч гектаров, давших первый промышленный урожай. Площадь рекультивированных под льноводство угодий в области превысила 7500 га.
А ничего, что в этот ФНЦЛК помимо тверских НИИ, вошли научные организации НИИ Пензенской, Псковской и Смоленской областей? Что же касается посевных площадей… Возможно… Возможно, площадь посева и составила указанную цифру. Но промышленным выращиванием льна на волокно эти НИИ не занимаются. Их цель и задача: селекция, семеноводство, отработка аграрных технологий для производства семян и волокна льна… Если же информация о промышленном производстве долгунца, которую сообщил анонимный автор, правда, то институты могут прилично зарабатывать и без поддержки государства.
Столь серьёзная подготовка «по всем фронтам» не могла не сказаться на результатах. Ещё в мае проходит расширенное совещание по разбору «затыков», а уже в сентябре собран первый неплохой урожай.
Начнем с того, что официальных итогов уборки 2018 г. по волокну МСХ РФ еще не представил. К тому же, вытеребили не весь посеянный лен, а 94,2%, причем поздно осенью. Заметим: вытеребили, а не подняли после оборачивания и вылежки, как, например, в Белоруссии. То есть, ждать качественного волокна для производства бытовых тканей не стоит. Более того, площадь убранного льна в нынешнем году составила (данные МСХ РФ) 41,8 тыс. га, тогда, как в 2015 году, за год до Поручения Владимира Владимировича, она равнялась 49,7 т.га. (в 2016 – 44,9).
Тем более, что лен отлично растет практически на всей сельскохозяйственной территории России.
А это почти «Шнобелевка». Расти-то лен будет, но каким получится урожай? Долгунцу, как любой сельскохозяйственной культуре, нужны свои подходящие условия. Поэтому-то и сформировались в России свои традиционные центры льноводства.
Трактовать увеличение выпуска льняных полотен реализацией программы по развитию льноводства тоже неправомерно: программу запустили в конце прошлого года, поэтому результаты – волокно, только сейчас начало поступать на прядильные комбинаты. Если учесть, что величины производства тканей и посевная площадь долгунца коррелируют между собой, то стоит поискать причины роста льняного полотна, при продолжающемся снижении льняных посевов.
К результатам опросов тоже есть претензии. Например, вопросы совсем не отражают потребительские предпочтения. Лён, который выпускают российские текстильщики, намного хуже соответствует современным реалиям: он не адаптирован под бытовые стиральные машины, утюги, системы хранения, не соответствует ритму жизни поколения среднего возраста (им некогда заниматься домашним хозяйством) и требованиям молодежной моды, а это - сегмент клиентов с наибольшими покупательскими желаниями и возможностями. Вот глубинные проблемы низкого спроса.
Нужны новые виды пряжи и тканей (их теперь научились делать не только в странах ЕС, но и наши соседи из Р. Беларусь), краски, дизайнерские решения, моющие средства, инновационные технические приспособления и т.д… В этом случае продвижению льняных тканей смогут помочь реклама, маркетинг, упаковка, а высокая цена не станет препятствием…
И тогда у нашего российского льна, действительно, появятся радужные перспективы