Факты и цифры

Конопля - проводник в иной мир

24.02.2021 - 844 просмотра

Конопля, как и большинство изначальных растений, у многих народов имела свое ритуальное значение. Чаще всего, она выступала проводником умершего, облегчая ему переход в иной мир.  

 

Например, в Китае конопляный саван и семена использовали в погребальных обрядах. Группа археологов под руководством Хунэня Цзяня (Hongen Jiang) из Университета Китайской академии наук обнаружила в районе Турфанской впадины на северо-западе Китая древнюю могилу человека, скелет которого был покрыт коноплей (Cannabis).

 

У славянских народов конопля также связана с предками и загробным миром, закрывая обратный путь покойнику из мира мертвых. В Сербии покойника покрывали конопляным полотном, чтобы он не стал вампиром. В Болгарии же его опоясывали пасмой конопли поверх рубашки, а могилу обкладывали конопляной паклей, ниткой и поджигали. При этом нагая женщина кадила очесами конопли около волос умершего, а пепел и их остатки клали в гроб. ⠀


Коноплю использовали и в качестве поминальной еды. Отмечено, что в Алексеевке Боркинской волости, Слонимского уезда, Гродненской губернии: «После похорон крестьяне совершают поминки, на которые приготовляют вареную фасоль, натирают конопляного семени, пекут лепешки без соли и варят капусту...».

С миром предков связаны обрядовые действия, например, танцы с подскоками на масленицу для продуцирования роста конопли, использование конопли в наряде и атрибутах ряженых, употребление гречневой каши с конопляным молоком в Сочельник, приглашение Мороза на кутью с конопляным молоком; посыпание полазника семенами конопли, а у южных славян –  перевязывание жгутом из конопли рождественского хлеба и пасхальных «пальм».


Чтобы не оскорбить усопших родителей, запрещалось «мыкать мычки и прясть пряжу в пятницу". В Нижнедевицком уезде Воронежской губернии это считалось большим грехом, так как «кострика или шелуха конопляная может засорить глаза»

М.М. Валенцова в «Славянских древностях»  отмечает, что: «В северно-русских диалектах костра может обозначаться словом баба, имеющим помимо прочих, значение «женский предок»; архангельское «баба» - куча отходов от обработки льна и конопли, чучело из таких отходов: «Бабу жгут»; вологодское «бабка» - куча льняной или конопляной кострицы, сложенная за деревней для сжигания: «Бабку сжечь». При этом костру бросают палками кверху, прыгают на ней голыми ногами и приговаривают: «Бабка, бабка, дай рубашку, бабка, бабка, дай штаны».

 

Крестьяне также применяли коноплю в день почитания святого Евстигнея Житника - 18 августа (5 августа по-старому). На Руси на Евстигнеев день было принято заклинать жнивы, чтобы на них не поселилась нечистая сила. Для этого рано утром выходили в поле с конопляным маслом и произносили: «Мать Сыра Земля! Уйми всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». После этого на почву выливали немного масла.

 

Процедуру повторяли четыре раза, каждый раз поворачиваясь в направлении одной из сторон света и прося Землю защитить то от ветров, то от метелей, то от морозов. А в конце обряда на поле бросали всю склянку с маслом. Кроме того, в этот день ели сырой лук в конопляном масле с хлебом, солью и квасом. Считалось, что это придает телу здоровье, а лицу — свежий вид.

 

-- 

Источники:

Цивьян Т.В. «Повесть конопли»: к мифологической интерпретации одного операционного текста // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточные параллели. Выпуск 4. Структура балканского текста. М., 1977.
Романов Е.Р. Материалы по этнографии Гродненской губернии. Вильна, 1911.

 

Благодарим hemp_road за предоставленный материал


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Занимательные факты
Лён "съел" пятую часть самолета
28.01.2023

Композит превзошел стандартные конструкционные материалы для тонкостенных оболочечных конструк...

Когда убирать каннабис
28.01.2023

Цвет - ненадежный признак

Льняно-конопляные новости. 2023. Январь Ч.4
27.01.2023

Все больше точек соединения технологий применения ископаемого и раститель сырья

Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: