Факты и цифры

Льняной болид «Макларена»

08.09.2020 - 511 просмотров

С 1981 года спортивные болиды «Формулы-1» , в том числе машины «Макларена» MP4/1 изготавливаются из углепластика. Этот материал и сегодня - основной (более 70%) для подавляющего большинства деталей, узлов и комплектующих болидов. Однако высокая цена и слабая экологичность стимулировали инженеров на поиск новых материалов.

 

 

 В итоге, «Макларен»  создал первые версии сидений на основе льна, которые с успехом прошли все тесты на предсезонной обкатке болидов в Барселоне, и теперь английская команда готовится опробовать инновации в реальном Гран-при.

 

Льняные волокна оказались крепче, дешевле, лучше карбоновых и на 75% снижают углеродный след. Используется специальный сорт льна и особая технология плетения волокон, предложенная швейцарской компанией Bcomp. Суть технологии в особом армирующем плетении льняных волокон, которое формирует трехмерную решетчатую структуру. Решение Bcomp уже несколько лет используется для отделки машин «Тесла», «Вольво», некоторых стоковых деталей в немецкой гоночной серии ДТМ.  С помощью льняных тканей также строят яхты, каяки и детали космических спутников Европейского космического агенства.

 

Важно, что оптимизация плетения позволила при меньшей на 9%  массе добиться у готового изделия тех же показателей по крепости, как у стандартного образца.  К тому же, благодаря льняной детали, сидение для болидаь обходитмя на 30 % дешевле по сравнению с традиционным карбоновым ложем для пилота (его стоимость 2000 долларов). То есть, экономия экземпляра составляет примерно $600.

 

 

Льняная структура оказалась лучше и по физическим характеристикам: ее низкая плотность при высокой жесткости позволяет улучшить поглощение вибраций и сопротивление кручению, сжатию и обрывам. По заявлению «Макларена», разработка Bcomp гасит вибрации в пять раз лучше любого углепластика. Для пилотов новое сиденье с подобными свойствами может оказаться настоящей панацеей на трассе с высокими поребриками, как, например, в Австрии . У гонщиков также улучшился обзор и возможность точнее направлять болид в повороты.

 

Еще один плюс новой технологии -  продукция Bcomp  - полностью эко-нейтральная, биоразлагаемая и сырье для тканей можно выращивать по программам севооборота для предотвращения опустынивания, и без прямой конкуренции с пищевыми культурами.

 

На поиск новых материалов английскую команду подтолкнули изменения в регламенте. Все дело в введенном лимите на минимальную массу пилота в 80 кг: теперь, если гонщик весит меньше, в машину необходимо добавлять балласт для компенсации. А так как правила требуют добавлять груз именно в центр - туда, где находится сиденье пилота, а не распределять массу по всему болиду,  потребовался способ улучшить баланс и распределение веса в болиде. С новым более легким материалом «Макларен» смог сократить немного веса для улучшения баланса авто в других зонах – и тем самым улучшить отзывчивость и управляемость.

 

Сейчас ложе для пилота - полигон для испытания нового материала. Если все  результаты и дальше будут положительными, «Макларен» перейдет к разработке  корпуса из льняного волокна и других деталей болида.  Пластина изо льна в отличие от углепластика не склонна к растрескиванию или разрушению в хрупком месте. И поскольку технология плетения Bcomp ограничивает зону повреждения,  в случае прорыва льняного волокна «обломки» окажутся намного мягче по сравнению с карбоном. И, скорее всего, они не разлетятся по треку, создавая опасность проколов и новых аварий, а просто повиснут, потеряв форму.

 

Карбоновое волокно используется из-за небольшого расширения при действии высоких температур. Такими же свойствами обладает и новый льняной материал. Именно поэтому «Макларен» рассматривает не только переход на растительные детали, но также на производство специальных форм для элементов болида из новых материалов.

 

Источник

 

Благодарим  Дзоценидзе Тенгиза за предоставленный материал


Все новости
Сообщить об ошибке



Подписка на новости
Оформить заказ: