Факты и цифры

Льняные страдания.3

10.04.2021 - 527 просмотров

НАЧАЛО 1,2

 

Вера ИВАНОВА, PR-директор выставки «Интерткань» и «Российской неделя текстильной и легкой промышленности», отметила, что сегодня очень важно найти комплексный подход к требованиям и производству льняного и пеньковолокна, пути взаимодействия смежников и формирования единых технологических цепочек от поля до прилавка при финансовой, организационной и законодательной поддержке государства. Выяснить, где находятся точки разрыва между: сельхозпроизводителями льна и конопли, переработчиками, выпускающими льно- и пеньковолокно, производителями льняной и конопляной текстильной продукции и потребителями – швейными предприятиями и дизайнерами одежды и текстиля, а также разработать механизмы преодоления сложившейся ситуации.

 

Плюсы есть, но их недостаточно

 

О своем опыте взаимодействия со смежниками рассказал Алексей КОНОВ, заместитель генерального директора компании «ТДЛ-Текстиль». Алексей Николаевич сообщил о преимуществах конопли и о разработке новых технологий производтсва пряжи и конопляных тканей. Среди них, хлопчатобумажная ткань, в которую введена толстая, 11,6 номера льнопеньковая пряжа в виде композиции «несущих канатов», которая держит на себе всю нагрузку. На постельном белье из такой ткани «человек будет лежать как бы на сетке", быстрее и лучше восстанавливается после трудового дня.

 

Ткань гармонизирует дыхание и сердечный ритм, режимы температуры и влажности. Кроме того, конопля обладает бактерицидными свойствами, нулевой статикой и защищает нас от электрических полей окружающей нас бытовой техники. Такой подход позволяет перейти к созданию на основе натурального волокна конопли «умных» лечебно-восстанавливающих тканей. Они крайне необходимы для военнослужащих, например, подводников, тех, кто работает в зоне Северного морского пути и арктических территорий России, кому требуется быстрое восстановление после больших физических нагрузок (спортсмены, космонавты, шахтеры, работники горячих цехов, дальнобойщики, механизаторы во время уборочной страды). Поскольку конопля дешевле льна (льняной очес стоит 165 руб /кг, а конопля –64 рубля), качество готовой продукции выше, а себестоимость в 2,5 раза ниже. В июле 2020 года на эту ткань получен патент, а ее производство предполагается начать в Чебоксарах.

 

На предприятии в Ивановской области, как сообщил докладчик, также изготовлена усиленная хлопчатобумажная ткань с содержанием 70% хлопка, 22% котонина льна, 8% высокомодульной вискозы с разрывной нагрузкой по основе – 46 кг (у бязи по ГОСТу - 33 кг). В основе и утке использовали пряжу N 28 (эффективность 84%), полученную при скоростном режиме 560 оборотов. Ткань легкая и по тактильным ощущениям напоминает шелк. Коллекция одежды, сшитая из этой ткани, на конкурсе молодых дизайнеров получила Гран-при Цветы.

 

В ближайших планах предприятия - заменить льняной котонин на конопляный. Также в ТДЛ-Т создана технология заключительной отделки ткани, благодаря которой мешковина превращена в костюмную струящуюся ткань. В холдинге также отработаны технологии крашения, печати рисунка, освоен выпуск полноцветных изделий. В настоящее время совместно с группой Александры КАЛОШИНОЙ ведутся эксперименты по нанесению принтов с помощью цифровой печати. По предварительной оценке, конопляные ткани, созданные на ТДЛ-Т, пригодны для такой технологии.

 

Но потребитель, с горечью отметил А. Коноа, не знает о удивительных свойствах конопли, боится, что она наркотическая. И, поскольку маркетинг конопляного текстиля оставляет желать «лучшего», для продаж приходиться скрывать, что ткань содержит коноплю и заявлять, что она льняная.

 

 Среди ключевых проблем отрасли Алексей Николаевич назвал сырьевую: «Откуда брать и куда девать сырьё? Средние и особенно малые предприятия такое производство «не тянут». Например, необходимое для тканей российское конопляное сырьё «измеряется в стране в килограммах, но уж никак не в тоннах». Качество сырья – еще одно препятствие. Сегодня приходится использовать необработанную, «грубую» промышленную коноплю, предназначенную не для производства одежды, а канатов, веревок, шпагатов и нетканых материалов. Поэтому нужно четко разделять данные объемов конопли, пригодной для производства текстильной продукции, нетканого полотна и крученых изделий. Выход продукта, по мнению Алексея Николаевича, мог быть и больше, если бы дело было поставлено на научную основу, с повсеместным использованием специальных сортов и современных технологий.

 

Сейчас в ТДЛ – текстиль используют однотипную коноплю, для которой, чтобы получить нужное текстильное сырье, уже два года совместно с ООО «Агрофирма «Южная» разрабатывается агротехника. Все процессы начинаются от земли и базирутся на выпуске готовых изделий. В 2020 году компания собрала 96 тонн необходимого и соответствующего качества сырья. На Яковлевском комбинате в Приволжске уже в обычном рабочем, а не экспериментальном порядке вырабатывают оческовую пряжу с содержанием 22% конопли.

 

Серьёзную трудность при обработке конопляных тканей, сообщил докладчик, представляет отсутствие профильного оборудования. Сейчас оно в России не производится, но, если будет поддержка ведомств, его выпуск может наладить Чебоксарский завод (Чувашия). Кстати, это оборудование может использоваться для цифровой печати по льну.

 

  Разговор о потребностях предприятий легкой промышленности продолжила Ольга ЧАШНИКОВА, руководитель фирмы «ВОЛТРИ», на которой были заложены основы производства льняного трикотажа. Когда компания только создавалась, считалось, что сделать льняной трикотаж невозможно, а приобретенные немецкие вязальные и швейные машины компании Stoll, не будут работать с российским льном.

 

Благодаря отбору высококачественного сырья и упорству мастериц, все удалось, а оборудование используется по назначению уже более 15 лет. Самой лучшей пряжей была продукция Вологодского комбината - крученая нить лен с лавсаном 32 Текс, которая специально умягчалась (варилась), и ее на машинах с тонкими иглами можно было использовать как кашемировую и шерстную нить.

 

Использование натуральных материалов и сегодня составляет конкурентное преимущество «ВОЛТРИ». Однако Ольга Валентиновна отметила, что в сегменте отечественных лубяных тканей уже минимум 10 лет ощутим регресс. Вологодский текстиль не производит пряжу, и предприятие вынуждено покупать белорусское сырье (33% льна, 7% полиэстра, 60% хлопок) и продукцию московской шерстопрядильной фабрики (лен, хлопок и полиэстр в равных пропорциях). Пряжа колючая, жесткая, рвется, из нее не удается выпускать ажурные изделия.

 

  

 

Китайская пряжа, по мнению Ольги Валентиновны, качественнее белорусской, но не упругая, неравномерная, с утолщениями. К тому же компания не стремится использовать китайское сырье, поскольку позиционирует себя как 100% российский бренд.

 

Еще одна проблема работы с лубяными волокнами – крашение. В нашей стране нет производств, которые выпускали бы цветную пряжу, если же окрашивать готовое изделие, оно выглядит кустарно.

 

Для производства качественной продукции, чтобы было не стыдно за страну, нужна прочная, ровная, упругая умягченная однонитка из 100% льна не ниже N20. Руководитель предприятия будет рада, если производители пенько – и льнопродукции, прислушаются и учтут пожелания текстильщиков. А для этого нужно выращивать лён под используемые на предприятии машины.

 

  Совсем о других трудностях рассказала Ольга КЕРСТЕНС, собственник бренда и интернет-магазина тканей в Санкт-Петербурге, которая более 3-х лет производит различные изделия из лубяных тканей, одеяла с конопляным наполнителем российского производства, одежду из конопляных тканей премиального сегмента. Действительно, три года назад слово «конопля» вызывало улыбку, но теперь к ее продукции, «в частности, кедам, курткам из конопли» клиенты привыкли. Более того, многие из них поняли, что в эксплуатации изделиям из конопляной ткани нет равных.

 

Проблемы в том, что все конопляные ткани в России – джинсовая, мех, канвас, сорочечные - импортные либо из импортного сырья. В итоге конопляная продукция выходит дорогой. Другая трудность - специфика малого предприятия - небольшой оборот мастерской. Но дизайнеров и таких микропредприятий много. Это колоссальный рынок, который вынужден покупать ткани за рубежом, так как в России нет своей продукции в данном сегменте. Малому же бизнесу очень важна возможность приобретать небольшие партии текстиля гарантированного сортимента и стабильного качества. На деле же получается каждый заказ – как правило, всегда новый по характеристикам товар, иногда кардинально отличающийся от предыдущего. А это риски возврата товара заказчиком. Кроме того, нужны все типы тканей, а не только постельные и интерьерные.

 

Продолжение


Еще статьи
Сообщить об ошибке


Подписка на новости

* Поле обязательное для заполнения

Оформить заказ: